Формирование грамматического строя речи у дошкольников
картотека по развитию речи

Формирование грамматического строя у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОЧКА № 1

ЯГОДЫ И ГРИБЫ. ЛЕС ОСЕНЬЮ

Задание 1. «Назови сок, назови варенье»

Сок из малины - малиновый сок варенье из малины - малиновое варенье

Сок из черники -… варенье из черники -….

Сок из брусники - … варенье из брусники -….

Сок из клюквы -… варенье из клюквы -….

Задание 2. «Что лишнее»

Брусника, черника, земляника, клубника (лишнее - клубника, т.к. это садовая ягода)

Черника, брусника, земляника, малина (лишнее - малина, т.к. растет на кусте)

Малина, черника, клюква, земляника (лишнее-клюква, т.к. на вкус кислая)

Задание 3. «Подбери признак»:

1. Брусника какая?

2. Черника какая?

3. Клюква какая?

4. Малина какая?

Задание 4. «Составь описательный рассказ о ягоде по плану»

1. Что это?

2. Где растет?

3. Каков внешний вид (цвет, форма, размер)

4. Какова на вкус?

5. Что из нее готовят? (Какую приносит пользу)

Задание 5. «Какой гриб растет…»

под березой

под осиной,

в еловом бору на пне.

Задание 6. «Посчитай грибы» (один, два, пять)

Подосиновик, белый гриб, лисичка, сыроежка, мухомор.

Задание 7. Вспомнить названия:

съедобных грибов;

несъедобных грибов.

Задание 8.Повторить стихотворение.

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает прохладный лист.

(Н.Рубцов)

КАРТОЧКА № 2

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Задание 1.

Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц,

которые улетают осенью в теплые края и перекочевывают с се-

вера (кочевые птицы).

Задание 2. «Назови четвертое лишнее»:

ворона, воробей, стриж, голубь;

скворец, грач, синичка, ласточка.

Задание 3. «Улетает- не улетает»- ребенок определяет, какая из названных птиц перелетная, какая- зимующая:

Голубь, скворец, журавль, ласточка, трясогузка, синичка, стриж, грач, галка, ворона.

Задание 4. «Назови ласково»

Скворец - (скворушка),

Журавль - (журавушка),

Лебедь - (лебедушка),

Ворона - (воронушка),

Воробей - (воробышек),

Соловей - (соловушка)

Задание 5. «Назови детенышей»:

-у грача - грачата,

-у скворца-….

-у журавля….

-у лебедя-…

- у вороны-….

- у стрижа-….

- у совы-….

- у снегиря-…-у галки-….

Задание 6.Подобрать нужный по смыслу предлог:

Грач вылетел ….гнезда.

Грач прилетел …гнездо.

Грач подлетел…гнезду.

Грач кружит…гнездом.

Грач сел…ветку.

Задание 7. «Закончи предложение»:

На дереве гнездо, а на деревьях…(гнезда)

На ветку сук, а на ветках…(сучья).

В гнезде птенец, а в гнездах…(птенцы).

На дворе дерево, а в лесу…(деревья).

Задание 8.Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением перелетных птиц.

Задание 9. Заучить (закрепить):

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек- стайка.

Эта птичка-соловей, эта птичка- воробей.

Эта птичка- совушка, сонная головушка.

Эта птичка- свиристель, эта птичка- коростель.

Эта птичка- скворушка, серенькое перышко.

Эта- зяблик, эта- стриж, эта- развеселый чиж.

Ну а эта- злой орлан.

Птички, птички, по домам.

КАРТОЧКА № 3

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Задание 1. «Назови семью»

Мама - кошка папа - кот детеныш - котенок, детеныши котята;

Мама - … папа…, детеныш…, детеныши …,

Мама - собака папа…, детеныш…, детеныши …,

Мама - лошадь папа…, детеныш…, детеныши …,

Мама - корова папа…, детеныш…, детеныши …,

Мама - овца папа…, детеныш…, детеныши …,

Мама - крольчиха папа…, детеныш…, детеныши …,

Мама - свинья папа…, детеныш…, детеныши …,

Задание 2. «Кто где живет»

Свинья живет в свинарнике.

Лошадь живет в….

Корова живет в….

Собака живет в ….

Кролик живет в…

Задание 3. «Отгадай, кто это»

Сторожит, лает, грызет-…

Хрюкает, роет-….

Ржет, бегает, скачет-…

Мяукает, лакает, царапается-…

Мычит, жуѐт, ходит-…

Задание 4. «Чье туловище, голова, хвост, уши»

голова хвост туловище ушиКошка

Корова

Поросенок

Лошадь

Баран

Задание 5. «Кто как голос подает»

Кошка – мяукает;

собака-….;

корова-….,

свинья-…,

лошадь-…,

овца-… .

Задание 6. «Посчитай животных»

Одна кошка, две кошки, четыре кошки, пять кошек

Один кролик, два…, три…, четыре…, пять…

Один поросенок,

два…, три…, четыре…, пять…

Одна овца, две…, три…, четыре…, пять…

Одна собака, две…, три…, четыре…, пять…

Один пес, два…, три…, четыре…, пять…

Задание 7. (заучи)

Всыпем зерен петушку,

Бросим косточку Дружку,

Кролику- листок капусты,

А корове травки вкусной.

Мышке мы оставим корку,

Пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам,

А отходы поросятам,

Отнесем овса коню,

Нарвем овцам лебеду.

Молока дадим мы кошке,

Купим шоколад Алешке.

КАРТОЧКА № 4

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Задание 1. «Четвертый лишний»

Заяц, лиса, кролик, медведь.

Заяц, лось, волк, бобер.

Лиса, волк, рысь, олень.

Задание 2. «Подбери слова, отвечающие на вопрос какой?»

Заяц (какой?) - трусливый, шустрый, травоядный, серый, длинноухий…

Волк (какой?)-…… Медведь (какой?)....

Лиса (какая?)-…. Лось (какой?)…

Еж (какой?)-….. Рысь (какая?)….

Задание 3. «Подбери слова, отвечающие на вопрос что делает?»

Заяц (что делает?) - скачет, грызет, прячется, петляет.

Волк (что делает?) -…… Медведь (что делает?)....

Лиса (что делает?) -…. Лось (что делает?)…

Еж (что делает?) -….. Рысь (что делает?)….

Задание 4. «Чье туловище, голова, хвост, уши»

голова хвост туловище уши

лиса

заяц

волк

медведь

еж

Задание 5. «Кто где живет»

Лиса живет в норе, волк живет- ……, медведь зимует-…….., белка живет -…, ежик живет-… .

Задание 6. «Посчитай животных»:

Один заяц, два…., три…., четыре…, пять…..

Одна лиса, две…., три…., четыре…, пять…..

Один лось, два…., три…., четыре…, пять…..

Задание 7. «Пересчитай животных»

Первый заяц, второй…., третий…., четвертый…., пятый….

Первая лиса, вторая…., третья…., четвертая…., пятая….

Первая кабан, второй…., третий…., четвертый…., пятый….

КАРТОЧКА № 5

ОСЕНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Задание 1. «Назови осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Почему эти вещи носим осенью?»

Задание 2. «Четвертый лишний»

куртка, пальто, сапоги, плащ;

шапка, платок, кепка, свитер;

ботинки, тапки, кроссовки, сапоги;

куртка, свитер, сарафан, брюки.

Задание 3. «Исправь ошибки»

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф, моя пальто.

Задание 4. «Назови, какие»

Сапоги из резины - резиновые, ботинки из кожи -…..

Шапка из шерсти -….., куртка на пуху -…..

Задание 5. «Пересчитай предметы»

Один шарф, два…., три…., четыре…, пять….

Одна куртка, две…, три…., четыре…, пять….

Одно пальто, два…, три…, четыре…., пять…..

Одна пара перчаток, две ……, три….., четыре….., пять…..

Задание 6. «Подбери к одежде, обуви детали»

Куртка - капюшон, молния, карман, воротник, манжет.

Ботинок-………

Пальто-……

Брюки-…….

Задание 7. «Большой- маленький»

Куртка- курточка, шарф- …., шапка-……, носки-…., перчатки-…., ботинки-…,

сапоги-…., брюки-…., свитер-…., кофта-….. .

Задание 8. «Исправь ошибки»

Мама надевает (прав) пальто.

Мама надевает (одевает) дочку.

Оля одевает (надевает) шапку.

Оля одевает (прав) куклу.

Осенью дети надевают теплые польта (пальто).

Под пальто (прав) дети надевают теплые свитеры.

Задание 9. «Выучи загадку»

Если дождик, мы не тужим -

Бойко шлепаем по лужам.

Будет солнышко сиять -

Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)

КАРТОЧКА № 6

ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Задание 1. «Зимние месяцы»

Какой месяц идет за декабрем

какой месяц перед февралем

Какой месяц идет за январем

Какой месяц перед январем

Какой месяц между декабрем и февралем.

Задание 2. Найди слова похожие по звучанию (родственные)

Снег, снимать, снеговик, снежинка, снижаться, снежный, нежный, снегопад, звездопад,

метель.

Задание 3.Исправь ошибку, заменив предлог

Снег падает у неба.

Снежинка упала в варежку Даше.

Дети слепили снеговика по двору.

В улице метет вьюга.

На сильный мороз на окнах появляются зимние узоры.

Задание 4. «Почему так назван спортсмен»

Конькобежец - (бегает на коньках),

хоккеист-…,

лыжник-…,

лыжник-…,

фигурист-…,

саночник-… .

Задание 5. «Четвертый лишний»

голубь, воробей, скворец, свиристель.

ласточка, соловей, ворона, журавль.галка, синичка, снегирь, стриж.

Задание 6. «Подбери схожие по звучанию (однокоренные) слова к слову КОРМ».

Задание 7.Подбери слова-описания к слову «зима» .(холодная, морозная, ветреная, вьюжная, длинная, лютая, …)

Задание 8. Поставь в нужной форме слово-описание «зимний»

- день зимой - зимний день

- солнце зимой -… мороз зимой -…..

- погода зимой -…. вечер зимой -…..

- месяцы зимой -…. ели зимой -….

Задание 9.Выучить.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

КАРТОЧКА № 7

МЕБЕЛЬ

Задание 1. «Четвертый лишний»

кровать, стол, холодильник, кресло.

стул, стол, кресло, полка книжная.

диван, кресло, шкаф, кровать.

Задание 2. «Поставь нужное маленькое слово (предлог)» (на, под, у, над)

Ваза стоит … столе.

Кошка сидит … ножки стола.

Дети сидят … столом.

Люстра висит … столом.

Саша спрятался … столом.

Задание 3. «Найди непохожее (неродственное) слово»

Стол, столик, сто, столовая, настольная.

Стул, стульчик, стукнуть.

Задание 4. «Назови части мебели» (ножки, сиденье, спинка, дверцы, полки, столешница, подлокотники, ручки, зеркало, вешалка)

У стола есть….

У кресла есть…

У шкафа есть…

Задание 5. «Что делают на (за)…»

На кровати, за столом, на диване, на стуле, на табурете.

Задание 6. «Подбери слова- признаки ( отвечающие на вопрос какой) к слову стол»

Задание 7. «Какая мебель»

стол из древесины -…..стол.

диван из кожи -…. диван.

буфет из дуба -….буфет.кровать из березы -… кровать.

шкаф из ореха - … шкаф

стул из пластмассы -…стул.

стол из стекла -… стол

Задание 8. «Посчитай предметы мебели» (один, два, три, четыре, пять)

Стол, стул, шкаф, буфет, диван, кресло, табурет, полка.

Задание 9.Закрепить стихотворение

В нашей комнате - столовой-

Есть отличный стол дубовый,

Стулья - спинки все резные,

Ножки - гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых - спальне-

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате.

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке центр музыкальный.

КАРТОЧКА № 8

ПОСУДА

Задание 1. «Перечисли столовую посуду»

Задание 2. «Перечисли столовые приборы»

Задание 3. «Перечисли кухонную утварь»

Задание 4. «Закончи предложение»

Чай наливают в чашку, а сок в ….

Ложкой едят суп, а половником суп …. .

Суп варят в кастрюле, а подают суп в … .

Мясо подают на блюде, а салат в … .

Сахар подают в сахарнице, а масло в … .

Кофе подают в кофейнике, а чай в … .

Вилку держат в левой руке, а в правой держат… и … .

Задание 5. «Какие бывают…»

Чашки (чайные, кофейные, фарфоровые)

Тарелки (глубокие, мелкие, десертные, пирожковые, фаянсовые, глиняные)

Ложки (столовые, чайные, кофейные, десертные, серебряные)

Задание 6. «Что для чего нужно»

Для сахара нужна … .

Для соли нужна …. .

Для соуса нужен …. .

Для сливок нужен … .

Для сухарей нужна … .

Для конфет нужна … .

Задание 7. «Закончи предложение»

Из графина в стакан воду…. .

Из стакана в стакан воду … .Из ведра грязную воду … .

Сок по стаканам … .

Из чашки воду нечаянно … .

Задание 8. «Закончи предложение»

Тарелка глубокая, а блюдце … .

Чашка легкая, а сковорода … .

Чайная чашка большая, а кофейная чашка … .

Кухонный нож острый, а столовый нож … .

Стакан высокий, а чашка … .

Задание 9. Закрепить стихотворение.

Сметану и сосиски

Ест Мурочка из миски

Без вилки и без ложки-

На то она и кошка.

Не нужно ей посуду

К обеду доставать,

Тарелки мыть не будет

И стол сервировать.

Но мы с тобой не кошки,

Сырое не едим мы,

В кастрюле нам картошку

Варить необходимо.

И пьем мы чай из чашки,

И правою рукой

Едим мы ложкой кашу,

Довольные собой.

КАРТОЧКА № 9

ТРАНСПОРТ

Задание 1. «Четвертый лишний»

Пароход, лодка, самолет, катер.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, велосипед, вертолет, воздушный шар.

Задание 2. «Кто чем управляет»

Самолетом управляет… .

Кораблем управляет…. .

Ракетой управляет….. .

Поездом управляет….. .

Велосипедом управляет…. .

Автомобилем управляет….. .

Задание З. «Подбери действия к предмету (лицу)»

Поезд (что делает?)….. .

Самолет (что делает?) ….. .

Корабль (что делает?) …. .

Шофер (что делает?) …. .

Велосипедист (что делает?)… .

Капитан (что делает?) …. .

Задание 4. «Подбери обобщающее слово»

Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси - это …… транспорт.

Корабль, катер, лодка, яхта, ледокол - это ….. транспорт.

Машина скорой помощи, пожарная машина, машина дорожно-патрульной службы - это….. транспорт.

Бульдозер, подъемный кран, экскаватор - это …… техника.

Задание 5. «Почему так называют?»

Самолет, вездеход, пароход, самосвал, самокат, грузовик,

Задание 6. «Подбери слово, подходящее по смыслу и родственное глаголу ехать»

Машина к дому …. .

Машина из гаража ….. .

Машина от дома …… .

Машина в ворота …… .

Машина до дома …. .

Машина с моста …. .

Задание 7. «Один - много» (образовать множественное число)

Самолет - самолеты,

Машина -…., Трамвай -…., Троллейбус -…..,Поезд -…, Катер -…., Такси -…., Метро -…. .

Задание 8. Закрепить стихотворение.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

КАРТОЧКА № 10

ПРОФЕССИИ

Задание 1. «Кто что делает»

Повар - варит,Учитель - …., Строитель -…., Военный -….., Врач -….., Спасатель -…., Воспитатель -…., Продавец -…., Пожарный -….., Садовник -…., Портной -…. .

Задание 2. «Закончи предложение»

Повар варит (что?)…. .

Врач лечит (кого?)…… .

Портной шьет (что?)…. .

Пожарный тушит (что?)…… .

Фермер выращивает (что?)….. .

Учитель учит (кого?)…. .

Шофер водит (что?) … .

Спасатель спасает (кого?)…. .

Задание 3.«Кому что нужно для работы»

Повару нужны……. .

Врачу нужны…… .

Учителю нужны…… .

Портному нужны…… .

Бухгалтеру нужны …. . Библиотекарю нужны…. .

Маляру нужны… .

Задание 4. «Назови профессию для женщины»

Мужчина - продавец Женщина-……..

Мужчина - учитель Женщина-……..

Мужчина - портной Женщина-……..

Мужчина - художник Женщина-……..

Мужчина - стюард Женщина-……..

Мужчина - ткач Женщина-……..

Мужчина - повар Женщина-……..

Задание 5. «Назови профессию»

Кто вставляет стекла?

Кто управляет краном?

Кто чинит часы?

Кто кладет камни?

Кто сваривает трубы?.

Задание 6. «Почему так названы»

Рыболов - ловит рыбу,

Пчеловод -…..,

Землекоп -……,

Лесоруб -…..,

Трубочист -

Задание 7. «Назови действия, которые выполняют орудиями труда»

Лопатой - копают, Иголкой -…., Топором -….., Кистями -…., Ножницами -… .

Задание 8. Закрепи стихотворение.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему-

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!

КАРТОЧКА № 11

ТРУД ЛЮДЕЙ НА СЕЛЕ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

Задание 1. «Кто ухаживает за домашними животными»

За коровами ухаживает …. .

За свиньями ухаживает ….. .

За овцами ухаживает ….. .

За лошадьми ухаживает … .

За телятами ухаживает … .

За домашней птицей ухаживает …. .

Коров доит …. .

Задание 2. «Чем кормят домашних животных зимой»

Коров (пойлом),

лошадей (овсом),

овец (сеном),

кур (зерном)

Задание 3. «Где содержат домашних животных зимой»

Коров - в….,

Телят - в …..,

Свиней - в ….,

Овец - в…..,

Коз - в …. ,

Лошадей - в ….,

Гусей - в ….,

Уток - в …,

Кур - в ….,

Задание 4. «Закончи предложение»

Птичница насыпает зерно для кур в ….. .

Свинарка наливает воду для свиней в ….. .

Конюх убирает у лошади в ….. .

Задание 5. «Назови выполняемую работу»

Скотник в коровнике (что делает?)…. .

Доярка в коровнике коров (что делает?) … .

Телятница в телятнике за телятами (что делает?) …. .

Свинарка в свинарнике свиней (что делает?) …. .Конюх в конюшне гриву лошадям (что делает?) … .

Задание 6. «Назови детенышей домашних животных»

У коровы - один ……, два ……, пять…… .

У свиньи - один ….., два ………, пять …. .

У лошади - один ……, два ……, пять……

У овцы - один ……, два ……, пять……

У козы - один ……, два ……, пять……

У курицы - один ……, два ……, пять……

У утки - один ……, два ……, пять……

У гусыни - один ……, два ……, пять……

У индюшки - один ……, два ……, пять……

Задание 7. «Назови сельскохозяйственные машины и механизмы»

Задание 8. «Что каким механизмом и машиной делают»

Плугом (что делают?)…,

бороной (что делают?) …,

сеялкой (что делают?) …,

комбайном (что делают?),

молоковозом (что делают?)….. .

Задание 9.«Подбери похожие по смыслу слова»

Чинить (ремонтировать),

ремонтник (механизатор),

крестьянин (фермер),

парник (теплица).

Задание 10.«Объясни что обозначают слова»

Овцевод - (человек, который разводит овец),

коневод,

свиновод,

кроликовод,

овощевод,

снегозадержание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...

Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников

Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...

Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников

Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....