Методическая разработка НОД по развитию речи с детьми старшего возраста «Помощники Снеговика»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Коновалова Елена Геннадиевна
Цель:знакомить детей с традициями встречи Нового года. Обучающие задачи: систематизировать знания детей о праздновании Нового года , формировать познавательный интерес; продолжать учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивающие задачи:развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь; развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слова; развивать математические способности, общую моторику; автоматизировать звук «Р» в словах; продолжать автоматизировать и дифференцировать звуки «С» и «Ш» в словах. Воспитательные задачи:воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: конверты с заданиями, буквы «У», «С», «Т», «Ю», «Г»,3 картинки-домика со звуковыми схемами (начало, конец и середина слова), снежный ком, презентация о дедах морозах, ёлка, звезда со звуком «Р», ёлочные игрушки (картинки) со словами –ракета, арбуз, корона, рыба, сорока, помидор, морковь, пирамидка, мухомор, картинки Снегурочка и Снеговик,снежинки с картинками, шаблоны письма Деду Морозу. ХОД НОД Организационный момент. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Деда Мороза совсем недавно был день рождения? 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. А вот каков возраст зимнего волшебника доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его родине в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. (Звук вьюги. Заходит, кружась, снеговик) Снеговик: Ой-ой-ой!да это меня занесло? Воспитатель: Снеговик, что с тобой случилось? Снеговик: Я нес почту Деду Морозу, а Снежная Королева узнала, что я несу письма от ребят и напустила на меня вьюгу. И все буквы на конвертах перемешались, и я теперь не знаю, в какой город мне нужно идти! Ой-ой-ой! Воспитатель: Ну, не переживай ты так. Может мы с ребятами, сможем чем-нибудь помочь тебе? Снеговик: Сейчас посмотрим (смотрит в сумку с конвертами). Здесь у меня какие-то конверты с заданиями. Наверно, это все проделки Снежной Королевы. Нам нужно выполнить все задания в конвертах, и тогда собрав буквы из конвертов, мы узнаем в каком городе, Дед Мороз ждет писем от ребят? Воспитатель: Поможем, ребята, снеговику? (дети отвечают). Ну, вот и хорошо. Доставай, снеговик, свои конверты. Снеговик: Хорошо, хорошо! Достаю уже! Основная часть. 1 конверт. Игра «Назови ласково» со снежным комом. Снеговик: Пришло время поиграть со снежным комом и развеселить Снежную Королеву. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Снег- снежок Сосулька - сосулечка Мороз - морозец Дерево - деревце Ветер - ветерок Горка - горочка Лёд - ледок Холод - холодок Зима - зимушка Санки - саночки Снеговик: Молодцы, ребята! Мы нашли первую букву «У»! 2 конверт. Игра «Посели слова в домики» Ребята, чтобы выполнить нам второе задание, и получить букву, нам нужно отгадать загадки, и поселить слова в домики. Если в слове отгадке звук «И» находится в начале слова, поселим его в первый домик, если звук «И» слышится в середине слова, поселим во второй домик, а если звук «И», слышится в конце слова, то в третий домик Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла (зима). (ЗИМА) В какой домик поселим это слово? Правильно во второй Мчусь, как пуля, я вперед. Лишь поскрипывает лед. И мелькают огоньки Кто несет меня? (КОНЬКИ) В какой домик поселим это слово? Правильно в третий домик Не колючий, Светло-синий,По кустам развешен (ИНЕЙ) В какой домик поселим это слово? Правильно в первый домик Что за нелепый человек Пробрался в 21 век? Морковка нос, в руке метла, Боится солнца и тепла. (СНЕГОВИК) В какой домик поселим это слово? Правильно во второй домик Тихо, тихо, как во сне Снеговик: Снежная королева приготовила для нас задачку, послушайте ее ребята и решите. 3 конверт. Игра «Задачка в стихах» (Физ. минутка) Вот забавная задача, Ожидает смельчаков. Пожелаем им удачи. Поднимайте руку, кто готов? В зоопарке я бывала, Обезьянок там видала. Две сидели на песке, Три качались на доске, А еще три спинки грели. Сосчитать вы всех успели. (8) Четыре теплых варежки связала внукам бабушка. Кто ответит из ребят? Сколько у нее внучат? (2) В снег упал Сережа, А за ним Алеша, А за ним Марина, А за ней Ирина, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5) Снеговик: Считали дружно, молодцы! Вы сегодня удальцы! И мы получаем третью букву «Т». Воспитатель: Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, сейчас мы с вами отгадаем, что является главным украшением в каждом доме. Ее всегда в лесу найдешь- Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем (Ёлка). - Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка (елочки). Снеговик: А давайте и мы с вами украсим нашу елочку. Но на ёлку мы должны повесить только те игрушки, в названии которых есть звук «Р». 4 конверт. Игра: «Найди елочную игрушку» Дети вешают на елку игрушки (картинки) со звуком «Р» (елочные игрушки со словами ракета, арбуз, корона, рыба, сорока, помидор, морковь, пирамидка, мухомор, ёлка). На картинке со словом ёлка дети находят четвертую букву. Ёлочка долго стояла в лесу на одном месте, ей хочется сделать разминку. Может и мы с ней сделаем? (Видеофизминутка) Снеговик: Здорово! Мы нашли еще одну букву, букву «Ю»! Но нам надо обязательно, найти следующую букву, иначе у ребят не осуществятся их заветные желания. 5 конверт. Игра «Снегурочка и Снеговик» Снеговик: Снегурочка и Снеговик это снежные внуки Деда Мороза. Как вы думаете, что они едят? А еще они любят «вкусные снежинки». Давайте накормим их. Но это непросто, посмотрите, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук «Ш», а для снеговика картинки со звуком «С». ( по окончании достают из конверта последнюю букву слова ). А пока мы перебирали с вами снежинки, наши ручки замёрзли, и нам нужно их согреть: Очень холодно зимой, Мерзнут ручки ой, ой, ой! Надо рученьки погреть Посильнее потереть. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем-разжимаем. Снеговик: Ну, вот мы и справились со всеми заданиями, нам осталось из букв сложить слово. Дети складывают слово «УСТЮГ». Заключительная часть. Снеговик: Спасибо, вам ребята, вот и адрес снова появился на конверте, теперь мы можем отправить письма Деду Морозу. (Снеговик раздает всем детям шаблоны письма деду морозу с адресом и в угощение мороженое.) Мне пора в путь! Будьте дружны, ребята, помогайте друг другу, только все вместе мы научимся творить чудеса! До новых встреч! Воспитатель: Давайте, попрощаемся с нашим гостем. Передавай большой привет от нас Деду Морозу, ждем теперь его в гости! Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали сегодня? Что для вас было самое интересное? Всем большое спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»

Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...

Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи

Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи.Воспитывать у детей любовь и интерес к родному городу, гордость за ...