Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ИКТ «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Даниленко Юлия Анатольевна

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "От куда хлеб пришел"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию с использованием ИКТ

«Откуда хлеб пришел?»

 (старшая группа)

Цель: Уточнить, закрепить знания и представления детей о процессе выращивания хлеба, воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу.

Задачи по образовательным областям

Речевое развитие: Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.

Социально- коммуникативное развитие Формировать готовность детей к совместной деятельности , развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Познавательное развитие  Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Пробуждать интерес детей к окружающему миру.

Физическое развитие Развивать двигательную активность в физ минутке; мелкую моторику в пальчиковой игре.

Художественно-эстетическое развитие   Продолжать вызывать интерес к лепке из соленого теста. Формировать умение вырезать пряники с помощью формочек для выпечки. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народной культуре.

Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.

Материал к занятию: Презентация «Откуда хлеб пришел?»; соленое тесто, скалочки, формочки, фартуки, нарукавники, тарелки, рожь, пшеница, лупа, влажные салфетки,

Физ.минутка «Мы замесим тесто».

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.

Ход занятия:

Вводная часть

К нам сегодня в детский сад пришли гости, давайте с ними поздороваемся «Здравствуйте».

Минутка приветствия «Здравствуй!».

Воспитатель:

Утренний круг:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принес посылку, хотите посмотреть что в ней, тогда отгадайте загадку. Слушайте внимательно.

Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Воспитатель: Правильно ребята это хлеб, незря к нам пришла такая посылка, пришло время поговорить о хлебе.

Не возможно представить, чтобы хотя бы один день, мы прожили с вами без хлеба.

Что бы вам мама не готовила дома: картошку, котлеты, суп, кашу или плов, на столе обязательно будет хлеб: черный или белый.

Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся. Ребята я предлагаю посмотреть фильм «Откуда пришел к нам хлеб»

Основная часть

Просмотр фильма «Откуда хлеб пришел?»»

Рассматривание зерен.

Ребята давайте вместе рассмотрим зерна ржи и пшеницы, чем они отличаются (из ржи хлеб серый, а из пшеницы белый).

Воспитатель:

- Перед вами тарелки с зернами пшеницы и ржи. Рассмотрите внимательно зёрна через лупы. Постарайтесь определить, где пшеничные зерна, а где ржаные найти отличия зерна пшеницы от зерна ржи?

Дети: Ржаное зерно длиннее и тоньше, чем пшеничное; пшеничное зерно круглее, толще, чем ржаное.

Воспитатель:

- Сравните их по цвету.

Дети:

- Ржаное зерно светлее, чем пшеничное.

Воспитатель:

- Тогда как объяснить, почему мука ржаная темнее, а пшеничная мука светлее?

Дети: Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

- Оказывается в муке есть такие вещества – клейковина и клетчатка. Клейковина белого цвета, клетчатка – желтого. В пшеничной муке много клейковины и мало клетчатки, поэтому она имеет белый цвет. А в ржаной муке много клетчатки, но мало клейковины, поэтому она ржаная мука темнее.

Воспитатель:

- Положите любое зернышко на ладошку. Опишите (по схеме), какого оно цвета, величины, какое на ощупь, твердое или мягкое, легкое или тяжелое?

Дети:

- Зерно желтого цвета, маленькое, гладкое, круглое, овальное, твердое, легкое.

Воспитатель:

- Ребята, какую муку получают из этих зерен?

Дети:

- Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.

Воспитатель:

- Как вы думаете, какого цвета пшеничная мука?

Дети: Пшеничная мука белого цвета.

Воспитатель:

А что пекут из пшеничной муки?

Дети: Из пшеничной муки выпекают пшеничный хлеб, булки, баранки, сушки, кексы, печенье, пирожное, торты.

Ребята давайте посмотрим что же дальше.

Рассматривание колосков.

Ребята, я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим. Колос состоит из стебелька ,зерна  и усиков.

Вот какой колосок – «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят»

(Хоровое повторение детьми поговорки о колосе).

Смотрим дальше.

Ребята давайте сделаем свою ветреную мельницу, подуем сильно

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Ребята, а вы знаете, что по-старому русскому обычаю дорогих гостей

встречали хлебом – солью. (Девочка выносит каравай)

Воспитатель: Сейчас Соня прочтет стихотворение.

Каравай.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Покланясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель: Спасибо Соня. Понравилось вам стихотворение?

Дети: Да.

Воспитатель: В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички нам прочитают Ярослав и Диана

Д: Дождик, дождик, пуще –

Дай хлеба гуще!

Дождичек, росе, росе,

Хлебушек, расти, расти!

Мочи, мочи, дождь

На нашу рожь.

На бабушку пшеницу,

На дедушку ячмень

Поливай весь день.

Ребята послушайте меня внимательно:

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

- Ребята что я сказала?

Д: Пословицу.

В:А вы знаете пословицы о хлебе?

Д: -Хлеб – всему голова.

-Хлеб – наше богатство.

-Много снега – много хлеба.

-Без хлеба – половина обеда.

-Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.

-Хлебушек ржаной – отец наш родной.

-С хлебом русский человек – богатырь из века век.

-Не трудиться, так и хлеба не добиться

Ребята давайте вспомним как пришел к нам хлеб на стол.

Рассказ детей с использованием картинок. 
(Модели оформлены в едином ярком и цветном оформлении.) 

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель Сегодня мы говорили о хлебе. А хотите сами побыть пекарями.

Д:Да

Ребята, я вас приглашаю в пекарню, постряпать пряники. Но сначала давайте

разогреем наши ручки.

ФИЗМИНУТКА

Мы замесим тесто, — сжимают и разжимают кисти рук.

Приготовим место. — разводят руки в стороны.

Тесто раскатаем, — движения рук вперёд — назад.

Кружочки вырезаем. — рисуют в воздухе круги обеими руками.

Для начинки сладенькой — приседают

Соберём мы ягодки. — собирают ягоды.

Получился пирожок, — хлопают в ладоши.

Ты попробуй ка, дружок! вытягивают руки вперёд ладонями кверху.

(одеваем фартуки и подлокотники)

Хочу закончить наше занятие такими словами.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Как хлеб на стол приходит» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Программные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов мнемотехники для детей средней группы «Настоящие друзья».

Формирование умения совершать добрые поступки.Задачи:Закрепить представление о таких нравственных качествах, как вежливость, доброта, сочувствие.Формировать умение детей рассказывать по мнемотаблицам....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Как хлеб на стол приходит» в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ  «Как хлеб на стол приходит»  в старшей   группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием метода дидактического синквейна в подготовительной группе на тему: "В гости к сказке"

Занятие "В гости к сказке" разработано с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы. На занятии дети закрепляют умение составлять дидактические синквейны....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «В гости к лесным обитателям»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, и...