Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "КОСМОС"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Охрименко Валентина Николаевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "КОСМОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kosmos.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект занятия

 по развитию речи в старшей группе

на тему «КОСМОС»

Воспитатель: Охрименко Валентина Николаевна

п.г.т. Берёзово ХМАО – Югра

2011 г.

Цель занятия:

  1. Классификация предметов на заданную тему. Работа над грамматическим строем речи. Построение распространенных предложений типа суждений.
  2. Расширение уточнение и активизация словаря по теме «Космос».
  3. Звуковая культура речи учить детей четко и громко произносить слова определять и называть первый звук в слове.
  4. Связная речь. Составление короткого рассказа по сюжетным картинкам на заданную тему.
  5. Развитие навыков творческого рассказывания.
  6. Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи.

2.Задачи:

В ходе занятия ребенку необходимо самостоятельно составить творческий рассказ по иллюстрации на тему «Космос»:

- реализуя полученные знания, словарный запас;

- используя свое воображение, фантазию и творческий потенциал.

3. Место, тема занятия и база знаний детей.

Место, тема занятия:

- Занятие проводилось в два этапа двумя подгруппами:

1. Открытое занятие на уровне МДОУ с одной подгруппой детей.

2. Открытое занятие на Муниципальном уровне по теме: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов МДОУ»

- Занятие проводилось в актовом  зале МДОУ «Малышок» оформленном под планетарий.
- Занятие было оформлено под экскурсию детей в музей космоса рассматривание иллюстраций на космическую тему - как звездного неба.

- Воспитатель, выступал в качестве ведущего, предлагая детям дать экскурсию по планетарию в качестве экскурсовода.

База знаний детей:

Изучение темы  космоса: поход в библиотеку, рассказы педагога о космосе, знакомство с иллюстрациями о космосе, рассказы о вкладе России в освоении космоса с уклоном на патриотическое воспитание.

Закрепление темы космос: изучение стихов, физ. минуток, загадок, проведение игр, рисование на тему «Космос», просмотр видеоматериалов, аппликация на тему « Космос», конструирование по данной теме.

4. Возрастные и индивидуальные особенности детей:

- избирательность внимания, развитая фантазия;

- недостаточная ориентированность во времени;

- средний творческий потенциал;

- проявление интереса к новым темам.

5. Для достижения поставленных целей и задачи на занятии использовались общеобразовательные принципы, методы и приемы обучения

Общеобразовательные принципы, используемые на занятии:

Принцип сознательности и активности детей:

- понимание детьми целей предстоящей работы, плана действий и методики работы.

Принцип наглядности обучения:

- демонстрация всех действий, выполняемых детьми.

Принцип систематичности и последовательности:

- опора на полученные ранее знания детей и их умения.

Принцип доступности:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методы и приёмы обучения, используемые на занятии:

1. методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности детей:

- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы) :  

- элементы рассказа-выступления; 

- элементы фронтальной беседы;

2. методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы):

- метод демонстраций;

3. методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):

- творческая работа; 

4. методы стимулирования и мотивации учащихся:

- эмоциональные методы;

- познавательные методы.

6. Виды деятельности: Игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

7. Межпредметные связи:

Изобразительное искусство (Иллюстрации космоса);

Музыкальное искусство (музыкальное сопровождение)

8. Ход занятия.

Проводится подвижная игра «Космонавты»

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

Вед: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку.

Там звезды сияют,

Ракеты летают,

Кометы галактики в нем.

Вселенная наша,

Ее нету краше,

И мы все мечтаем о нем.

(Космос).

Вед: Ребята что вы знаете про космос:

Дети: Космос это небо, в котором есть звезды, летают спутники, метеориты. Земля, на которой мы живем, тоже является частью космоса.  

Вед: Правильно, сегодня ребята мы с вами проведем экскурсию в мир космоса и сходим в планетарий. Кто знает, что такое планетарий.

Дети: Планетарий это музей в кортом собраны все данные о космосе.

В планетарий мы идем весело и дружно

Заем мы про космос много,

Но узнать нам больше нужно

Про полеты к звездам и полеты на луну

Мы увидим  вместе не во сне, а наяву.

 

Вед: Итак, мы пришли в планетарий. Мы начинаем экскурсию в мир космоса, но так как вы детки очень умные экскурсию вы проведете сами, а я вам буду только помогать. Дети уберите те картинки, которые не относятся к космосу.

Ребята все ли картины, которые здесь связаны с космосом.

А теперь присаживайтесь на свои места.

Итак, вы оставили картинки про космос, теперь расскажите, что вы на них видите.

1 картинка: Солнце, Планеты.

Вед: Ребята обратите внимание на эту картину. Солнце это планета или звезда.

Дети: Солнце это звезда.

Вед: Что оно собой представляет?

Дети: Солнце представляет собой огромный раскаленный шар.

Вед: Есть ли жизнь на солнце.

Дети: Нет, потому что на поверхности солнца очень высокая температура.

Вед:  Сколько планет в солнечной системе.

Дети: В солнечной системе 9 планет.

Вед: Какая планета самая маленькая в солнечной системе.

Дети: Самая маленькая планета – Меркурий.

Вед: Какая планета самая большая в солнечной системе.

Дети: Самая большая планета – Юпитер.

Вед: Какая планета опоясана кольцом.

Дети: Это планета Сатурн.

Вед: Какую планету называют красной.

Дети: Планету Марс.

Вед: Есть ли жизнь на планетах солнечной системы.

Дети: Есть только на планете Земля.

Вед: Ребята перечислите, пожалуйста, все планеты.

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Вед: Хорошо, а теперь назовите, планету, название которой начинается со звука.

Дети: М – Меркурий, В –  Венера, З – Земля, М – Марс, Ю –  Юпитер,          С –Сатурн, У – Уран, Н – Нептун, П – Плутон.

Физ. Минутка:

Полетим мы на ракете очень высоко

А земля лежит под нами очень далеко

Метеоритный дождь летит и все сгущается

Вправо- влево, вправо- влево быстро уклоняемся.

Пролетаем по орбите

раза три вокруг земли,

А теперь летим обратно

Стоп, притормози.

Как же мы летать устали, надо потянутся,

Сбросить легкую усталость просто встрепенуться.

Вед: Для начала послушайте мой рассказ по картинке.

Картинка 1: Люди всегда мечтают о новых возможностях освоения космоса. Ученные работают над созданием космических аппаратов, научных станций, суперсовременных скафандров, которые позволят работать на поверхности планет, не приспособленных для жизни.

Картинка 2:  В звездном небе много разных тайн. В черном бездонном небе летают кометы, идет метеоритный дождь. Есть огромные звезды, которые в тысячи раз больше солнца. При взрыве больших сверхновых звезд образуются новые вселенные. Вселенная – это скопление галактик. Галактика – это звезда вокруг, которой вращаются планеты. Звезда своим притяжением удерживает их на своей орбите. Вокруг планет вращаются спутники, которые также удерживаются притяжением планет на ее орбите. Наша галактика – это  солнце вокруг, которой вращаются 9 планет. Вокруг земли вращается спутник луна.

В космосе существуют так же черные дыры, которые поглощают вселенные и галактики.

Но все эти процессы проходят в космосе миллионами и миллиардами лет.

А теперь ребята сами составьте рассказы по картинкам.

        Картина: « Созвездие».

Вед: Ребята обратите внимание на картину «Звездное небо»

Что образуют звезды.

Звезды образуют созвездия.

Вед:  Какие есть созвездия?

Дети: Большая медведица, Малая медведица, Корона, Весы, Рыбы, Водолей.

Вед:  Хорошо. Когда вы смотрите на звездное небо, какое оно?

Дети: Большое, яркое, красивое, глубокое, бездонное, темное.

 Картина: «Комета».

Дети:  Иногда ночью в звездном небе видно, как летают кометы спутники.

Вед: Подумайте, чем отличаются кометы от звезд.

Дети: Кометы летают. У комет яркая голова и большой хвост. Самая знаменитая комета Галлея.

Картина: «Земля».

Дети: Планета, на которой мы живем – Земля.

Вед: Что вы можете рассказать об этой планете?

Дети: Землю называют голубой планетой, земля самая красивая и интересная из планет. На земле очень много воды, поэтому сверху она кажется такой голубой. На земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растут растения. Из всех планет только на земле есть жизнь.

Картина: «Электронный телескоп».

Дети: Электронный телескоп.

Вед: Что можно делать с помощью электронного телескопа?

Дети: Наблюдать за звездами, кометами, планетами, и всем,  что происходит в космосе. В космосе очень много интересных явлений: образование новых галактик, взрывы звезд, падение метеоритов, черные дыры. С помощью  такого телескопа можно изучать эти явления.

Вед: Как Электронный телескоп попадает в космос?

Дети: С помощью ракеты.

Картина: «Ракета».

Вед: А что такое ракета?

Дети: Ракета это космический корабль, который перевозит с земли в космос людей, грузы, доставляет на орбиту спутники.

Вед: Кто управляет ракетами?

Дети: Ракетами управляют космонавты.

Картина: «Космонавты».

Вед: Кто такие космонавты?

Дети: Космонавты- это летчики и ученые, которые управляют ракетами. Первым космонавтом, который полетел в космос, был Юрий Гагарин. Первым вышел в открытый космос Алексей Леонов. Женщиной- космонавтом была Валентина Терешкова, в космос летали даже собаки: Белка и Стрелка.

Вед: Космонавты летают только на космических кораблях?

Дети: Нет, они еще живут на космических станциях. 

Картина: « Космические станции».

Вед: Что такое космические станции и спутники?

Дети: Космические станции- это летающие в космосе научные лаборатории, на которых ученные исследуют космос. Космические станции и спутники это космические аппараты, которые запускают многие страны мира.  Космические аппараты помогают людям жить в современном мире: обеспечивают сотовую спутниковую связь, телевидение, прогнозы погоды и многое другое.

Ребята вы сегодня так много интересного рассказали про космос, мне бы хотелось что – бы наше занятие закончилось красивыми стихами.

Что бы глаз вооружить,

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный телескоп,

Телескопам сотни лет,

изучают жизнь планет,

Нам расскажет обо всем,

Умный дядя- астроном.

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет.

Только лучше звезд видна,

В небе полная луна.

До луны не может птица,

Долететь и прилунится,

Но зато умеет это,

Делать быстрая ракета.

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски «астронавт»,

А по-русски  космонавт.

Вед: А сейчас ребятки давайте поиграем в игру «Найди свою звезду».

Нужно в звездном небе найти свою звезду, но сделать это надо так, что бы  контуры пустоты точно совпадали с вашей звездой.

Молодцы ребята теперь в небе зажглась у каждого своя личная звездочка.

Вед: Вот и закончилось наше путешествие в мир космоса. Я очень рада, что вы были хорошими экскурсоводами. Дети, которые много знают и хорошо учатся, становятся в будущем учеными и космонавтами. Продолжайте в том же духе и возможно когда-нибудь  вы войдете в историю освоения космоса.

Всем спасибо. Занятие окончено.    

9.Используемая литература.

  1. «Наша Родина», составители Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова (глава Герои космоса). Москва, «просвещение», 1984
  2. О.А. Скоролупова « Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Покорение космоса»», издательство «Скрипторий», Москва, 2006.
  3. Виктор Митрошенков «Взлёт», Калининградское книжное издательство 1988.
  4. Наглядно-дидактическое пособие, Мир в картинках «Космос», Москва, Мозаика-Синтез, 2009.
  5. «Мир вокруг нас». Географический атлас для детей. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министерства СССР, Москва, 1990.
  6. «Я познаю мир». Детская энциклопедия, Автор-составитель Т.И. Гонтарук, под общей редакцией О.Г. Хинн, Москва, АСТ, 2000.
  7. Стихи, физ. минутка, разминка, загадка, Автор В.Н. Охрименко.