Конспект занятия по развитию речи cтарший дошкольный возраст Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Потупчик Оксана Владимировна

Конспект занятия по развитию речи

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Цели:

Образовательная: формирование представлений у детей о   перелетных и зимующих птицах.

Развивающая: развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать мелкую и общую моторику.

- сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, мелкие игрушки, пробки;  2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака ; перья птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Цели: 

Образовательная: формирование представлений у детей о   перелетных и зимующих птицах.

Развивающая: развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать мелкую и общую моторику.

- сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, мелкие игрушки, пробки;  2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака ; перья птиц.

 

                                       Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

- Ребята, посмотрите,  что я нашла  сегодня  утром, когда шла в садик

   (демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

- Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые  остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8  мин)

- А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

- Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

- Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

2 слайд : дома птиц

-Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3  детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

- Уже скоро наступит зима, и многие птицы улетят в теплые края. Эти птицы называются….(перелетные)

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка,  цапля, журавль, жаворонок, утки, гуси, лебеди..

3 слайд: перелетные птицы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.

Дети: Да.

4 слайд: построение птиц в полете.

Воспитатель:

Журавли , лебеди клином впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Воспитатель:  

Ребята, все птицы улетят в теплые края. Мы  останемся совсем без птиц?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь ,снегирь

5  слайд: зимующие птицы.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний» (слайды)

6 слайд Воробей– сорока – снегирь  – утка

7 слайд Лебедь  – голубь – ласточка – утка

8 слайд Цапля – журавль – синица – утка

9 слайд Ласточка  – снегирь – клест  – сорока

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.

 Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы".

Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку:

После того как музыка заканчивается "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.

Воспитатель:- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - Потому, что наступают холода, птицы питаются насекомыми, зимой нет насекомых и им нечего есть)

III Затруднение ситуации (1 мин)

- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

- Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют  магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать,  как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты  в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

- Наша планета Земля – это огромный  природный магнит.  А магнит умеет притягивать.

- У меня есть магнит. (Показываю детям).

-Представим, что наш  магнит -  это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

- Давайте попробуем.

 V Включение нового знания в систему знаний  (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.

- А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте. Вставайте в рассыпную и будьте внимательны: ворона, снегирь, гуси, голубь, сорока, ласточка, синица, аист, журавль, утки, воробей.

- Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

- Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

- Я буду называть птицу, а вы называйте эту птицу ласково.

- Воробей.    Дети: - Воробышек.

- Синица.     Дети: - Синичка.

- Галка.        Дети: - Галчонок, галочка.

- Журавль.  Дети: - Журавушка. И

- Голубь .    Дети :- Голубка, голубок

- Лебедь.     Дети :- Лебедушка

- Гусь.         Дети : -  Гусек, гусенок

- Соловей.  Дети : - Соловушка

- Аист.        Дети : - Аистенок

- Утка.        Дети : -Уточка,

- Снегирь.   Дети:-  Снегирек, снегирюшка, снегиречек . И т.д.

-Молодцы!

- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

-У человека дети, а у птиц?  Дети: - Птенцы.

 - У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

- У собаки нос, а у птиц?  Дети: - Клюв.

- У человека руки, а у птиц?  Дети: - Крылья.

- Заяц бегает, а птицы?  Дети: - Летают.

- Корова мычит, а птицы?…..   

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы

Физкультминутка. (1 мин)

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

- Молодцы!

           Работа в командах. (2 мин)

- Ребята, а  вы знаете,  что едят птицы?

Ответы детей.

- Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

- Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок подул и  все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

- Вот задание 1 команде

- А вот задание 2 команде

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение.

   Рефлексия. (3 мин)

-  Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

 Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально.

- Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

- Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

Ребят, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы

Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадкам...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Зимующие птицы"

Развитие связной речи у детей подготовительной группы....

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи на тему:"Зимующие птицы" (средняя группа)...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе:«Перелетные и зимующие птицы».Цель:Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы»Задачи:Продолжать ра...