Досуг по развитию речи "В гостях у сказки"
материал по развитию речи (средняя группа)

Назина Ирина Леонидовна

Приобщить детей среднего дошкольного возраста к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной. Способствовать развитию всех компонентов устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_po_razvitiyu_rechi.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмический досуг «В гостях у сказки»

(средняя группа)

Цель. Приобщить детей среднего дошкольного возраста к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной. Способствовать развитию всех компонентов устной речи.

Задачи.

Образовательные:

- закреплять знания детей о русских народных сказках;

- упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением;

- активизировать словарь;

- способствовать выработке дикции;

- способствовать формированию навыков правильного звукопроизношения.

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;

- стимулировать развитие артикуляционной и мимической моторики;

- способствовать  развитию координации речи и движений;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

 - прививать любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами, быть дружными, находчивыми, сообразительными.

Предварительная работа.

Знакомство с произведениями русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки), обсуждение, свободное общение на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Чему учат сказки». Рассматривание иллюстраций, оформление выставки «Что за прелесть эти сказки». Проведение игр-драматизаций по мотивам прочитанных сказок. Проведение дидактических игр «Сложи сказку», «Из какой сказки герой?», «Скажи голосом героя». Этюды: «Угадай настроение», «Зеркало».  Разучивание чистоговорок,  стихов для пальчиковых и логоритмических игр. Изготовление с детьми силуэтов грузовых машин.

Оборудование и материалы.

Декорации:  домик,  елки,  пеньки, деревья; атрибуты: «книжка» по сказке «Колобок», короб, бочонок, платок для Машеньки, массажные мячики (по количеству детей), шапки-маски персонажей к сказке «Теремок», бубны,  деревянные ложки, силуэты грузовых машин, цилиндры, лотки, прищепки, конфеты;  аудиозаписи:  музыка «В гостях у сказки», русская народная композиция, Е. Железнова  «Есть в лесу из бревен дом», А. Соловьева «Вьюга белая метет», «Едем на машине».

Ход досуга

Дети входят в зал.

Воспитатель.  К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, вы любите сказки? (Да)

        Сказки любят все на свете.

        Любят взрослые и дети.

Я предлагаю всем отправиться в сказочный лес для встречи со сказками. Согласны? Давайте погуляем, посмотрим вокруг. (Дети под музыку «В гостях у сказки» ходят по залу).  С окончанием музыки дети останавливаются.

Воспитатель. Вот и поляна. Давайте здесь остановимся. (Дети садятся на стулья) 

Ребята, вы много сказок знаете?  (Да) Тогда слушайте внимательно.

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там 3 стула и 3 кружки,

3 кроватки, 3 подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»).

Воспитатель. Молодцы, отгадали.  

Звучит русская народная музыка, в зал входит Медведь.

Медведь. Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!

Воспитатель. Здравствуй Медведюшка!

Медведь. Я спал в своей берлоге, здесь недалеко. Проснулся и услышал, как вы говорите про сказки. Я тоже их очень люблю! С удовольствием вас послушаю и  поговорю о сказках, в которых я живу. Загадку отгадайте, сказку называйте!

        Перед волком не дрожал,

От меня он убежал,

И от зайца убежал,

А лисице на зубок все ж попался. («Колобок»)

Медведь. Отгадали, молодцы! У меня в коробе есть книжка, непростая,  с секретом. Ты, девица-красавица, будешь моей помощницей. Почитай. А вы, ребята, будьте внимательны. Если услышите, что в этой сказке что-то не так сказывается – хлопните громко в ладоши.

 Сказка «Колобок» (читает воспитатель)

        Испекла бабка Колобок. Надоело лежать ему на окне, он полетел (покатился): с окна на лавку, с лавки на тропинку. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц плывет (идет). А волк говорит: «Колобок, Колобок, я тебя отпущу (съем)». Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь едет (идет). А лиса говорит: «Колобок, колобок! Сядь ко мне на носок, да прочитай (спой) песенку еще разок!»

Медведь. Молодцы! Хорошо знаете сказку, не запутаешь вас.

Воспитатель.  Ребята, давайте еще раз назовем, с кем в лесу встретился Колобок? (Колобок встретился с зайцем, с волком, с медведем, с лисой)      

Медведь. 1,2,3,4,5 – выходите поиграть!

Мимический этюд «Звери лесные»

Воспитатель.  Мы 2 раза покружились, и в кого-то (загадочным голосом) превратились! Вдруг подул сильный ветер (дети дуют). Колобок испугался, волку это не понравилось, лиса удивилась, заяц прислушался, а медведь обрадовался.  (Дети с помощью мимики и жестов изображают состояние каждого героя.)

Воспитатель. Еще 2 раза покружились, и в ребят вновь превратились.  Медведюшка,  мы знаем, что с тобой произошло, когда ты летом гулял по лесу.

Медведь. Да? И вы знаете, что я нашел?

Воспитатель.  Знаем! Ребята, расскажем, как мед медведь в лесу нашел?

Дети произносят чистоговорку: «Мед медведь в лесу нашел. Мало меда, много пчел» (начало – громко, весело; конец – тихо, грустно)

Медведь. Да, пчел было много, еле ноги унес!

Воспитатель.  А сейчас ребята не только расскажут, но и покажут, что еще с тобой произошло.

Логоритмическое упражнение

«Мишка шел и горошину нашел»

Мишка шел, шел, шел

имитируют ходьбу медведя

И горошину нашел.

наклон вперед; встать, показать пальцами «горошину»

А горошина упала,

взмах руками

Покатилась и пропала.

вращение руками перед собой

Ох-ох-ох-ох!

руки к голове, качают головой

Где же вырастет горох?

«фонарики» снизу вверх

Медведь.  Да все-то вы знаете! Придет время, узнаю, где растет горох.

А теперь опять загадку отгадайте, сказку называйте!

        Сидит в коробе девочка

У меня за спиной.

Я сам того, не ведая,

Несу ее домой.  («Маша и медведь»)

Да, правильно! Хочется мне поиграть, вот только жаль, что нет рядом моей Машеньки. Ну ничего, есть у меня в коробе платочек, он то и поможет мне выбрать себе Машеньку. (Медведь выбирает себе девочку и одевает ей платок. Остальные дети садятся.)  Мы с ней покажем, как  в лесу играем.  А вы будете говорить, где Маша?

Дидактическое упражнение «Где же наша Маша?»

Медведь меняет местоположение девочки, а дети отвечают на вопрос: «Где сейчас Маша?» (Под деревом, на пеньке, около дома, за елкой, между елкой и Медведем, в домике)

Медведь. Молодцы! Пойду, посмотрю, что еще в короб  положила моя Машенька. Может пирожки? (Медведь достает мячики)  Что это? Дети: «Это мячики». А что с ними делать?

Воспитатель. Играть. Сейчас мы с ребятами тебе покажем.

        

Игровой массаж с мячиками

Я мячом круги катаю,

мяч между ладоней (круговые движения)

Взад-вперед его гоняю.

смена рук

Им поглажу я ладошку,

«гладим»

Будто я сметаю крошку.

смена рук

И сожму его немножко,

сжимаем мяч

Как сжимает лапу кошка.

смена рук

Каждым пальцем мяч прижму,

от большого к мизинцу

И другой рукой начну.

смена рук

А теперь последний трюк-

перебрасываем из руки в руку

Мяч летает между рук!

Медведь. Спасибо, вот теперь я знаю, как с такими мячиками играть.

Загадку отгадайте, сказку называйте!

        В поле домишко.  Нашли  в нем приют

Жители леса и дружно живут.

Заяц, норушка, лисица и волк,

Но я развалил…  («Теремок»)

Кто герои этой сказки, помните? (Да)

Воспитатель. Вот только сначала, Медведюшка, попробуй ты отгадай, кто живет в нашем домике. Мы покажем этих жителей с помощью рук.

Пальчиковая игра «Есть в лесу из бревен дом»

 (аудиозапись Е.Железновой)

        

Есть в лесу из бревен дом,

из ладоней «крыша»

Есть окошко в доме том.

ладони перед лицом

Посмотрите в то окно,

ладонь ко лбу

В доме тихо и темно.

палец к губам, закрыть глаза ладошками

Мы тихонько кулачком

Постучимся в этот дом.

кулаком правой руки постучать в левую ладонь (очень тихо)

Выглянул какой-то зверь,

«Гав» сказал и запер дверь.

две ладошки соединить, большие пальцы поднять

Мы погромче кулачком

Постучимся в этот дом.

кулаком правой руки постучать в левую ладонь (посильнее)

Выглянул какой-то зверь,

«Бе» сказал и запер дверь.

указательным  и средним пальцами показать «рога»

Громко, громко кулачком

Постучимся в этот дом.

кулаком правой руки постучать в левую ладонь (сильно)

Выглянул какой-то зверь,

«Му» сказал и запер дверь.

указательным пальцем и мизинцем показать «рога»

Кошка из окна глядит,

«Мяу, мяу» говорит.

пальцы рук широко раздвинуты и приставлены к щекам

«Хватит в домик наш стучать,

взмах рукой

Дайте хоть чуть-чуть поспать»

обе ладошки вместе к щеке, глаза закрыть

Воспитатель. Догадался, кто жители этого дома?

Медведь. Нет, помогите ребята.

Воспитатель. Давайте поможем медведю. Расскажем, кто жил в этом домике, и что он делал. (Корова мычала, баран блеял, собака лаяла, кошка мяукала)

Медведь. Спасибо, ребята! Только я почему то не встречал в своем лесу таких животных.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему медведь не видел их в лесу? (Потому что это домашние животные, а в лесу живут – дикие животные)  

Ну а сейчас ребята тебе покажут, где стоит еще один Теремок, и кто в нем живет.

Логоритмическое упражнение «Теремок»

За морями, за горами,

«волна»;  руки над головой соединить

За железными столбами,

руки согнуты в локтях

На пригорке теремок.

ладонями показать «крышу»

На дверях висит замок.

кисти рук «в замке»

Мы за ключиком пойдем,

ходьба на месте

И замок мы отомкнем.

кисти рук «в замке», резко развести руки в стороны

Воспитатель. Отомкнули вы замочек? (Да) Побежали в теремочек! (Дети прячутся за домик (теремок) и надевают шапки-маски персонажей: лягушек, мышей, зайцев, лисичек, волчат)

Инсценировка сказки «Теремок»

Медведь.  Какай красивый теремок стоит!

Воспитатель. В этом чудо - теремке

                        Места хватит и тебе.

                        Только ты постой, не лезь.

                        Ты послушай, кто там есть.

                        Много там живет зверей,

                        Замечательных друзей.

Медведь.  Кто, кто в теремочке живет? (Под музыкальное сопровождение выходят герои)

Мышки.            Мы мышки-норушки.

                   В теремочке весело живем,

                   Кашку варим, песенки поем.

Лягушки.  А мы лягушки-хохотушки.

                   Любим воду мы носить,

                   В теремке все чисто мыть.

Зайчата.            Мы зайчата, быстрые ребята!

                   Любим мы зарядку проводить,

                   А потом в лесу дрова рубить.

Лисички.  Мы красавицы-лисицы.

                   Печь блины мы мастерицы.

                   Гладим, шьем и вышиваем.

                   Всех вас в гости приглашаем!

Волчата.   Мы не страшные волчата,

                   Вы не бойтесь нас ребята.

                   Растопить мы можем печь

                   И хозяйство постеречь.

Медведь.   А я Мишенька – медведь,

                   Я умею песни петь.

                   А еще с недавних пор

                   Превосходный дирижер!

Берите музыкальные инструменты, будем веселиться! (Девочки берут деревянные ложки, мальчики бубны, Медведь с бубном)

        Оркестр «Вьюга белая метет»

        

Дети снимают шапочки, а Медведь присел на пенек и загрустил.

Воспитатель. Что с тобой Медведюшка? Сидишь, грустишь.

Медведь.  Да вот вспомнил, что в своей-то сказке  я развалил теремок.  Но ведь я этого не хотел! Теперь нужно новый теремок построить. А для этого мне нужны бревна.

Воспитатель. Медведюшка, не переживай, мы с ребятами тебе поможем, привезем бревна. (Дети подходят к столам, на которых приготовлены силуэты грузовых машин, цилиндры в лотках, прищепки)

Воспитатель. Ребята, скажите, бревна какими бывают: легкими или тяжелыми? Да, они тяжелые. Но наши бревна необычные, сказочные, не очень тяжелые. Чтобы их перенести в кузов машины, нам понадобятся вот такие специальные зажимы. (Указания: «бревна» класть близко друг к другу; предложить смену рук или двумя руками одновременно)

Продуктивная деятельность

«Загрузи машину» (работа с прищепками)

Медведь. Как много бревен вы погрузили! Надо их теперь отвезти.

Воспитатель, Прежде чем грузовики отправятся в путь, надо убедиться, все ли в порядке с машинами. Давайте ребята вспомним, из  каких частей и деталей состоит машина, и как они работают.

Фонетическая ритмика «Машина»

Что впереди у машины?

Кабина

произносят тонким голосом, руки вытянуты вперед

Что сзади?

Кузов

произносят низким голосом, руки заводят назад

Что наверху?

Потолок

руки вверх

Постучим

Тук-тук-тук

поочередно каждой рукой

Проверим двери

руки согнуты в локтях перед грудью (горизонтально)

Открываем-закрываем

А-а-а, А-а-а

поочередно каждой рукой, меняя силу голоса

Дворники включаем

Вжик-вжик, вжик-вжик

руки согнуты в локтях перед грудью (вертикально), движенья вправо-влево

Фары включаем

А

У

движение руки вперед, широко раздвинуть пальцы

правая рука

левая рука

Проверим педали

Ба-бо-бу

Ба-бо-бу

руки на пояс, нога на пятке

«нажимаем» правую «педаль»

«нажимаем» левую «педаль»

Мотор заводим

Д-д-д, д-д-д

руки перед грудью, вращательные движения

сначала медленно, затем ускоряя

         

Воспитатель. Взялись за рули и поехали.

 «Едем на машине» (под музыкальное сопровождение)

Воспитатель. Вот и приехали!

Медведь. Спасибо вам ребята! Сколько теперь бревен у меня, построю теремок всем своим друзьям. А вы, ребята, садитесь, отдохните, устали наверно. (Дети садятся на стулья) Вижу, что знаете вы сказки, в которых я живу. Как же вы меня порадовали,  повеселили и помогли. За это я хочу угостить вас своими любимыми конфетами «Мишка косолапый». А мне пора домой возвращаться.

Воспитатель. Спасибо! Мы тебя тоже угощаем. Вот тебе бочонок меда, угостишь свою семью.

Медведь. До свидания!

Воспитатель. Ребята, понравилось вам в сказочном лесу? (Да) А теперь пришло время и нам возвращаться в группу.

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга с родителями "В гостях у сказки"

В ходе досуга обыгрывается три сказки ("Колобок", "Теремок" и "Репка"), далее следует работа детей и родителей на геоконте....

Досуг по развитию речи через экологическое воспитание «В гости к насекомым»

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и об­разе жизни. (бабочка, муравей,  пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передв...

Конспект занятия по развитию речи. По мотивам сказки «У солнышка в гостях» (с использованием пальчиковых игр)

Конспект занятия по развитию речи.По мотивам сказки«У солнышка в гостях»(с использованием пальчиковых игр)...

Конспект по развитию речи Инсценировка детьми сказки «Репка» посредством пальчикового театра Тема: «В гостях у детской сказки» Средняя группа

Конспект по развитию речиИнсценировка детьми сказки «Репка»  посредством пальчикового театра Тема: «В гостях у детской сказки&raqu...