Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Где лучшее место на земле"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кулаковская Юлия Александровна

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Где лучшее место на земле"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старших групп
«Где лучшее место на земле?»
Цель:
  учить детей составлять сравнительный рассказ. 

 Задачи: Проявлять инициативу в беседе со взрослыми. Учить употреблять существительные мужского и женского рода в единственном числе и существительные во множественном числе; образовывать из прилагательных существительные с предлогами (глиняный – из глины); обогатить активный словарь словами: эскимос, чукча, казах, китаец, африканец, индиец, хищная, яранга, юрта, вигвам; продолжать знакомить с пословицами о родном крае.
Материал: бумажный журавлик, картинки с изображениями людей — представителей разных народов; дидактические игры: «Чье жилье?», «Кто на чем ездит?»; металлические столовые приборы, деревянная ложка, китайские палочки.
Ход занятия
Д. Павлычко “Где лучшее место на земле?”
Где зеленые облака яворов
Заступили неба синий стал,
На тропинке солнце я встретил,
Поздравил его и спросил:
– Все народы видишь ты с высот,
Все долины и горные шпили.
Где же самый большой на земле народ?
Где же лучшее место на земле?
Солнце улыбнулось издали:
– Правда, все я вижу с высоты.
Все народы равны. А земля
Там лучшая, где уродился ты!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии? Да, мы попробуем узнать, какое же самое место на земле для нас всех самое лучшее, родное. А поможет нам вот этот бумажный журавлик. Сейчас мы его отпустим, пусть летит, и где ему будет удобнее, лучше, там он останется жить. Оттуда журавлик пришлет нам весть о том, где именно выбрал себе дом.
Воспитатель: Как называется страна, где мы живем? Что ты называешь Родиной? Почему тот край, где родился и живешь, называют Родиной? 
Воспитатель: А  какие народы вы можете назвать? (Дети выбирают изображения и называют). Чем эти люди отличаются друг от друга? (Внешность, одежду).
Игра "Он, Она, они":  россиянин-россиянка-русские; китаец-китаянка-китайцы; индиец-индианка-индийцы (и т. д.).
Выставляется изображение девочки в обычном платьице.
Воспитатель:  Что можно сказать об этой девочке? К какому народу она принадлежит? Почему не можем с уверенностью это сказать? Почему же раньше за одеждой мы узнавали представителей разных народов? Да, они имели на себе национальный наряд. Как вы думаете, в каком доме могут жить эти дети? (Дети выбирают из изображений различных жилищ дом и многоэтажку).

Воспитатель:  Как называются эти сооружения? Чем они отличаются?
Дети составляют сравнительные описания традиционного украинского дома и современного дома.
Д/и «Где чье жилище?". 

Детям раздают изображения представителей разных народов.

Д/и «Какой, какая?»

 вигвам – кожаный, из кожи; дом – кирпичный, из кирпича и тому подобное.
– Как вы думаете – где можно увидеть людей разных народов всех вместе? ( На фестивале). 

Воспитатель: Вот и мы с вами организуем фестиваль. Что общее для всех могут делать на нем люди, которые разговаривают на разных языках? (Танцевать.) Давайте и мы потанцуем.
Физкультминутка: 

дети выполняют произвольные танцевальные движения, пытаясь воспроизвести танцы разных народов.

Воспитатель:  Теперь мы поговорим о некоторых национальных традициях. (Выкладывает металлические ложку, вилку и нож, деревянную ложку, китайские палочки).

Воспитатель: Для чего нужны все эти предметы? (Ими едят). 

Воспитатель: Кто и как этим пользуется? Едят ли еду руками и где?
Выставляет изображения средств передвижения, принятых у разных народов.
Воспитатель: На чем путешествуют люди в разных уголках земли?
Д/и «Кто на чем ездит». 

Дети, у которых уже есть на руках изображения людей – представителей разных народов, выбирают среди выставленных рисунков соответствующие средства передвижения: чукча – северный олень и большие сани; эскимос – собачья упряжка; африканец – слон, верблюд; монгол – лошадь; индеец – пирога и тому подобное.
Воспитатель: Как вы думаете, где живут олени, лошади, верблюды, собаки, которые помогают людям? Как можно назвать этих животных? Как люди ухаживают за ними? (Дети отвечают).

Воспитатель:  Да, это домашние животные. Люди держат их в специальных огороженных местах или в помещениях, кормят, чистят, лечат от болезней.
Появляется журавлик, которого выпускали путешествовать по миру.

Воспитатель: Посмотрите, дети! Наш журавлик вернулся. Почему же он не остался в  каком то другом крае, а вернулся обратно? 

Воспитатель: Почему журавль ответил, что для него нет лучшей земли, чем родная?
(Дети рассуждают: здесь журавлик родился, вырос, все ему знакомо, красивое, дорогое. Правда, зима холодная, и приходится на некоторое время улетать в теплые края, но он всегда снова прилетает к родным местам).

 Воспитатель: Ребята, а кто расскажет пословицы о родном крае.
«Где родной край, там и рай»; «Где не есть хорошо, а дома лучше»; «Каждому мила своя сторона»; «Родная земля и в горсти мила»; «В чужом краю и солнце не так светит»; «Человек без родины, как соловей без песни»; «Люби и знай свой родной край».
Итог занятия
Воспитатель: Молодцы!  Вы хорошо рассказывали. Наша земля очень велика и  на ней живут много разных народов. У каждого свой язык, свои обычаи. Все они равны, все имеют право на жизнь. Но своя земля, свой город, село, родительский дом, семья для каждого человека самые лучшие, самые родные. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...