Конспект занятия по развитию речи для старшей группы :Предлоги «К» и «От».
план-конспект занятия (старшая группа)

Желвицкая Дарья Алексеевна

__

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechipredlogi.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Предлоги «К» и «От».

Тип занятия: групповое

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Воспитатель: Коновалова Д.А.

Цель: Познакомить детей с предлогами «К» и «От», и обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.

Задачи:

  • Образовательные:
  • уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
  • познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
  • учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
  • упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
  • учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»
  • Развивающие:
  • развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
  • развивать зрительное восприятие, воображение детей;
  • активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Воспитательные:
  • развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.

Общая продолжительность занятия: 20 минут.

Ресурсы: картинка: гномики у домиков, схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки,  магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска

.

ХОД НОД

I. Вводный этап

1. Организационный момент (в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.

(Дети делают вдох и выдох три раза).

– А теперь пожелайте доброго утра друг другу.

2. Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, я уверена, что  вы любите путешествовать. Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них.

Звучит музыка из песни «Маленькая страна».

– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране окажитесь». 
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой волшебной стране – стране Предлогов. Прогуляемся по ней.

Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе.

Воспитатель: Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)

Самомассаж фаланг пальцев).

Вот волшебная страна,
И чудес она полна. 
За горами, к озерцу, 
через море, по мосту, 
на проселочной дороге. 
От полянки, под кустом, 
прямо 
в речке, над цветком,
возле леса у берлоги.
Здесь живут слова предлоги.

Энергичное сжимание и разжимание кулачков.
На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки 
верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца.
 
На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой.

То же – левой рукой.

Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие пальцы – сверху.
Дети совершают скрещенные движения большими пальцами влево-вправо.

II. Основной этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).

1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами

Воспитатель: Рассмотрите двух гномиков. Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Послушайте сказку про них. 
«В волшебной стране маленьких слов жил-был предлог «
К». Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому предлог «К» часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всё равно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).

Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.

http://festival.1september.ru/articles/652606/img1.gifЭто схема предлога «К».

А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый. (Показ схемы предлога).

http://festival.1september.ru/articles/652606/img2.gifЭто схема предлога «ОТ».

Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.

2. Появление сказочного персонажа

Воспитатель: Ребята, послушайте, кажется, там кто-то есть. Из какой сказки эти герой. Это Мальвина и Артемон из сказки «Буратино».

Мальвина навела порядок в своей комнате и проверяет, все ли она сделала.

- Мальвина подошла к столу. Куда подошла Мальвина?  (к столу)

Протерла стол и отшла.

- От чего отошла Мальвина? (от стола).

(аналогично со стулом, шкафом, зеркалом)

3. Тренировочные упражнения

Упражнение 1. «Что от чего?»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку.

 – Что от чего? 
– Какой предлог вы произносили? 
(Предлог «К»)
– Когда произносится предлог «К»? 
(Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается). (аналогично с предлогом «От»).

Упражнение 2

Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, куда ползет божья коровка? (к корзинке с цветами)

– Какой предлог вы произносили? (Предлог «К»).
– Когда произносится предлог «К»? 
(Когда предмет приближается к чему либо).

- От чего уползает божья коровка? (от корзинки с цветами)

– Почему нужно правильно употреблять предлоги в предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в речи? 
(Предлоги меняют смысл предложения)

Упражнение 3

Игра «Слушай внимательно! Выполняй старательно!»

- Пододвинь стул к столу, а мяч отодвинь от стены. Что ты сделал?

- Подкати мяч к стулу, а машину откати от окна. Что ты сделал?

- Положи карандаш к пеналу, а ручку отодвинь от края стола. Что ты сделал?

(аналогично в кукольном домике)

4. Физминутка

Воспитатель: Поиграем с Мальвиной. Мальвина вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.

  • Утка подплыла к берегу.
  • Бабушка поставила кресло к дивану.
  • Зоя отвязала козу от дерева.
  • Сорока отлетела от забора.
  • Таня подошла к магазину.

5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух

Воспитатель: В Волшебной стране каждый становится чуть – чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.

Упражнение «Превращалки» (с мячом)

Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.

  • Шмель подлетел к цветку.
  • Машина отъехала от магазина.
  • Синица отлетела от кормушки.
  • Мяч подкатился к стене.
  • Теплоход причалил к пристани.
  • Автобус подъехал к остановке.
  • Черепаха подползла к камню.
  • Воробей отскочил от лужи.
  • Лиса подбежала к курятнику.

Воспитатель: Ребята, все вы молодцы! Мальвина благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.

Детям раздаются смайлики.

– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.

III. Заключительный этап

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
– Когда произносится предлог «К»? 
– Когда произносится предлог «ОТ»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....