Открытое мероприятие для детей разновозрастной группы с детьми 3-5 лет. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Харитоненко Галина Васильевна

Учить составлять   описательный рассказ по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sobaka_so_shchenkami.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

с детьми 3-5 лет.

Образовательная область: Речевое развитие

   Образовательные задачи: учить составлять небольшой связной описательный рассказ по картине;

- закрепить представления детей о домашних животных;

- совершенствовать диалогическую речь, расширять активный словарный запас детей наречиями и прилагательными, существительными;

3+ Грамматический строй речи: употреблять сущ. с предлогами (в, на, около, за). Помогать детям употреблять в речи им. сущ. в форме ед и мн числа, обозначающих животных и их детенышей.

Связ. речь: вовлекать детей в разговор во время рассматривании картины.

4+ Связ речь. Учить детей составлять рассказ по картине.

Грам ст речи: Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму мн. Ч. Сущ. , обозначающих детёнышей животных. Побуждать детей употреблять в речи простейшие и сложные предложения. Формирование словаря:  продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (рядом, около, слева, справа)

Развивающие задачи:

- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

- Формировать эмоциональную отзывчивость.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать любознательность, наблюдательность, внимание; творческие способности детей.

- развивать познавательный интерес, память, внимание, связную речь;

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес, любовь к животным.

- Умение работать в коллективе.

Познавательно-исслед деятельность:  3+ закреплять умение выделять цвет, величину  как особые свойства предметов, осязаемые свойства предмета (мягкая, пушистая, теплая и т. д. ; собирать картинку из 4-6 частей.

4+ закреплять умение составлять целое  из частей ( 6 и более)

Формирование основ безопасности: 3+ формировать представление о правилах поведения в природе (не трогать животных). 4+ Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными.

  Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

  Виды деятельности:  игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Форма совместной деятельности: групповая

Индивидуальная работа. Упражнять в назывании детёнышей животных…

Методы и приёмы: беседа, проблемная ситуация, вопросы, напоминание, художественное слово, образец рассказа, практические действия детей, игровой прием «Подзорная труба», «Войдём в картину»,  проблемная ситуация: рассыпались картинки - д/и «Составь целое», рассказ по картине, похвала.

Оборудование и материалы:  картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные»); разрезные картинки: домашние животные, указка.

Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций, дид игра «Продолжи предложение» ( У мамы лапы у щенка…. лапки.), Подвижная игра «Лохматый пес», пальчиковая игра «Домик для Барбоса»,Упражнение «Завертелись, закружились» (составление загадок-рассказов  о животном), конструирование «домики для животных, составление рассказов о животном с использования алгоритма. словесные игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка», имитация действий с «подзорной трубой» — кто больше заметит интересного

Ход НОД

  1.  Организационный момент

Станем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу!

Нам здороваться не лень,

Все привет и добрый день!

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется!

Воспитатель: Молодцы! Вы, наверное, обратили внимание на картину.

Давайте мы ее внимательно рассмотрим, а затем  составим рассказ. Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину.

-«Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться

Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

 - Один щенок, а если их много, как мы скажем? (щенки, щенята)

Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами. 

Затем дает свое название: «Собака со щенятами».

Для того чтобы мы рассмотрели  картину и у нас  получился интересный рассказ, без повторов, надо сначала рассказать о  все о собаке, потом о щенках и, наконец описать сам двор. 

– Итак, внимание на собаку».

Эта картина называется «Собака со щенятами».

- Кто нарисован на этой картине? 

-Собака какая? (Большая, лохматая, черная)

- Что делает собака? 

-Что в лапах у собаки?

- Кто сидит около собаки? 

- Мама-собака большая, а щенки ….

 Воспитатель. Давайте войдем в картину закройте глазки и представим, что мы рядом… погладьте щенят, что вы чувствуете? (Мягкие, лохматые, теплые...)

- Как мы скажем о щенке, какой он?

 - Кто стоит рядом с собакой?

- Где живут собаки?

- Кто построил для них конуру?

- Куда смотрят собака и щенки? Как мы скажем, что их много? Много... воробьев, воробышков

- А что делают воробьи? 

- Кто принёс собакам еду?

- Какую пользу приносит собака человеку? Можно ли трогать чужих собак и щенков? Почему?

 2.   Игра с мячом «Продолжи предложение»

У мамы лапы – щенка … лапки

У мамы глаза – у щенка … глазки

У мамы морда – у щенка … мордочка

У мамы хвост – у щенка … хвостик

У мамы когти – у щенка … коготки

У мамы зубы – у щенка … зубки

У мамы уши – у щенка … ушки

У мамы нос – у щенка … носик

У мамы спина – у щенка … спинка

Физкультурная минутка.

Воспитатель: Во дворе щенок играл, 
Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, 
Два – направо голова, 
Три – налево поворот» – 
И помчался до ворот, 
А потом вздохнул и сел: 
Он устал и присмирел. 

3.Воспитатель. Молодцы! Ребята я предлагаю вам составить небольшой рассказ о собаке со щенятами.  

Воспитатель. А сейчас давайте вернемся к нашей картине. Послушайте внимательно мой рассказ.

- Это собака со щенятами. Собака большая, черная, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. Один лежит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьев. Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Хозяин принес собакам еду. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают, потому что не бояться собаки и щенков.

Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать по картине (с помощью воспитателя). 

щенков.

- Молодцы дети, какие красивые и содержательные рассказы у вас получились.

 Воспитатель: А на моем дворе живут еще животные. Я хотела показать их вам, да вот беда, ветер-озорник перепутал все картинки...вы мне поможете их собрать?

Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у вас получился. (Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Кто у тебя получился?

- Какое это животное?
- Как называют ее детеныша?
- Кто мама у котенка?

Итог занятия.

- Какую картину мы рассматривали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Давайте попрощаемся с нашими гостями – до свидания.

 Использованная литература

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие. Для занятий с детьми 3–4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака со щенятами" .

Программные задачи:1. Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение прав...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Цель: Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.  Задачи:Образовательные Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, сове...

Конспект для средней группы «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Помогать детям согласовывать слова в предложении. Со...

Конспект ООД по развитию речи в разновозрастной группе «Составление рассказов по картине «Собака со щенятами»

Данный материал помогает нам, педагогам, учить детей составлению небольшого рассказа по картине, упражнять в подборе определений к явлениям, отработать употребление в речи детей уменьшитель...