Сообщение к семинару
учебно-методический материал по развитию речи

«Игровые технологии, как одна из форм речевого развития дошкольников»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bon._igrovye_tehnologii_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx47.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к семинару

«Игровые технологии, как одна из форм речевого развития дошкольников»

Воспитатель: Баутина О.Н.

Дата проведения:14.02.2019г

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Понятие  «игровые технологии в развитии речи»  включает достаточно огромную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим лишь некоторые из них:

1.Дидактическая игра.

2.Театрализованные игры.

3.Пальчиковые игры.

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений.

5.Игровые приёмы при развитии ЗКР (звуковой культуры речи).

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют следующие виды дидактических игр:

• игры с предметами (игрушками),

• настольно-печатные игры,

• словесные игры.

Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

• - игры – драматизации;

• -режиссерские игры.

 В играх – драматизациях – ребенок,  исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

• -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

  В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер»,  управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома - частокол

Тук-тук - дверь открой

Заходите, я не злой

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений.

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчёсывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании –  «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

Сочинительство (старший дошкольный возраст)

Сочинение стихотворений. (синквейн)

1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?

4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)

« Салат из сказок» (смешивание разных сказок)

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

5. Игровые приёмы при развитии ЗКР

Чёткое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» воспитатель побуждает детей выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Особое место в речевом развитии детей дошкольного возраста  занимают развивающие игровые  технологи.

 Хотелось бы обратить ваше внимание лишь на некоторые из них:

- игровая технология развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича;

-проблемно-игровая технология З.А.Михайловой;

-педагогическая технология блоки Дьенеша;

- педагогическая технология «Палочки Кюизенера» (Джордж Кюизенер).

Ценность вышеперечисленных технологий заключается в том, что они

имеют широкий возрастной диапазон участников игр: благодаря возможности усложнения развивающих вопросов и познавательных заданий в эти игры могут играть дети разного возраста и с разным уровнем развития. Внедрение данных технологий в педагогический процесс позволяет успешно решать  задачи по развитию речи детей. В ходе этих игр расширяется словарный запас детей. Речь обогащается математической терминологией; обобщающими словами; словами, обозначающими действия с предметами; словами, обозначающими свойства и особенности предметов; антонимами;  количественным, порядковым числительными; и т.д.).  Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов и активизируется их использование в речи. Развивающие игровые технологии способствуют развитию умения строить высказывания с союзами «и», «или», «если», «следовательно» частицей «не» и др.(например, игры с блоками Дьенеша «Раздели блоки», «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай фигуру», «Построй домик»; логико-математическая игра З.А.Михайловой «Возьми то, не знаю что» и др). В ходе игр дети учатся делать простейшие умозаключения, обосновывать свои суждения.

Можно сделать вывод, что игровые технологии способствуют реализации всех речевых задач: обогащению и активизации словаря, формированию грамматически правильной речи, воспитанию культуры речи, обучению детей навыкам связной речи.

И правильная речь, мы знаем, является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому созданию условий для речевого развития в нашей группе уделяется  большое   внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Сообщение  на  семинаре  заведующих  на  тему  «Приобщение  детей  дошкольного  возраста  к  истокам  русской  народной...

Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ

Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции  организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...

Сообщение для семинара на тему: "Игротерапия: возможности и логика следствия"

Игротерапия: возможности и логика следствия.Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами  с и...

Сообщение на семинаре "Методика обучения творческим рассказам"

Дошкольный возраст- это период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте  предпринимаются первые попытки самостоятельного сочинения....

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...