Проект "Вежливый Воронеж"
проект по развитию речи (старшая группа)

Вежливость - одно из самых важнейших качеств культурного человека! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vezhlivyy_voronezh.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Вежливый Воронеж»

Воронеж 2019 г.

Актуальность:

Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости.

Как писал известный русский учёный А.М. Пешковский, «там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».

В слове – суть мысли. Поэтому важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Цель: Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого общения через использование методов проекта.

Задачи:

Формирование этического поведения;

Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений;

Воспитание чувств гордости за свой родной город – Воронеж;

Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приёмов, способствующих формированию культуры общения у детей.

Тип проекта: кратко срочный  
Срок реализации проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта:

1. Этап - план реализации проектной идеи. (подготовительный)

1.1 Сбор и накопление информации:  Повышение собственной профессиональной компетентности: - Подбор, изучение методической литературы по теме - Изучение педагогического опыта - Изготовление игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации и т. д.) .

1.2 Определение подготовленности детей (наблюдение, мониторинг)

1.3 Подбор детской литературы, дидактических, словесных игр.

1.4 Определение заинтересованности родителей по теме проекта:

Анкетирование родителей

Подготовка консультаций, рекомендаций.

1.5 Создание условий и оснащение развивающей предметно - пространственной среды.

2 этап - основной (практический).

2.1 Педагогические наблюдения во время режимных моментов, совместной деятельности, занятий, повседневной жизни.

2.2  Реализация проекта через различные виды детской деятельности.

Социально коммуникативное развитие:

Д/и: «Собери цветок из вежливых слов», «Хорошие и плохие поступки»,  «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек» «Вежливо, не вежливо»;

Сюжетно - ролевые игры и игровые ситуации: «Магазин», (правила общения продавца и покупателя),  «Салон красоты», «Поликлиника», «Поход в театр», «В гостях у куклы Кати», «Поездка в общественном транспорте на дачу», «День рождения у Саши».

Театрализованные постановки сказок «Репка», «Три поросенка», «Красная Шапочка».

Речевое развитие:

Пальчиковые игры: «Моя семья», «Дружба», «Гости».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо». Э. Мошковская

«Кто самый добрый», А. Барто «Вовка добрая душа», Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино»,  Кузнецов «Мы поссорились с подружкой».

Заучивание пословиц, поговорок о вежливости, доброте, этикете.

Разучивание стихотворения «Мы Разные» Я. Дубенской, «Спасибо» А. Борто, «Вежливые слова» О. Емельянова.

Беседы: «Достопримечательности города Воронежа», «Знаменитые люди Воронежа», «Что значит быть вежливым?», «История родного города», «Как вести себя в театре», «Правила поведения в транспорте», «В мире вежливых слов», «Вежливость в общественных местах», «Их имена хранят названья улиц».

Составление рассказов из личного опыта: «Мои добрые поступки», Составление рассказа из серии картин «Так ведут себя вежливые дети».

Познавательное развитие:

НОД «Мы  разные, но все мы жители города Воронежа»; «Корзина вежливых и добрых слов». «Город, в котором мы живём»

Рассматривание сюжетных картин и иллюстрации по теме.

Изготовление альбома: «Наша родина – Воронеж», «Достопримечательности Воронежа», «Знаменитые люди Воронежа»

Художественно – эстетическое развитие:

НОД «Русская берёзка» (рисование).

Слушание: П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Дорогою добра» муз. Ю. Энтина, Разучивание и пение песен : «Если с другом вышел в путь», «Улыбка».

Разучивание танца: «Поссорились».

Музыкальная игра «Если в гости ты пришел, не делай так».

Физическое развитие:

П/и: «Догони – вежливое слово говори»

Спортивный досуг: «Освобождение Воронежа от фашизма»

3 этап - заключительный.

3.1 Презентация для детей: «Достопримечательности города Воронежа», «Знаменитости города – Воронеж», «Хорошие манеры».  

3.2  Просмотр мультфильма: «Котёнок с улицы Лизюкова»

3.3 Итоговое мероприятие «Праздник доброты».

План работы с детьми по проекту

«Вежливый Воронеж».

Сроки

Содержание работы

Задачи

21.01. 2019 г.

Беседа: «Что значит быть вежливым?»; Д/и: «Собери цветок из вежливых слов»; С/р игра: «Магазин»; Чтен. худ лит.: С. Михалков «Ежели вы вежливы»; НОД «Мы  разные, но все мы жители города Воронежа»; Театрализованная постановка сказки: «Три поросенка»

Заучивание пословиц о вежливости.

Овладение детьми правил хорошего тона, для построения межличностных отношений; Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям, соответствующие моральным и этическим нормам в обществе.

22.01. 2019 г.

Составление рассказов из личного опыта: «Мои добрые поступки»;

Разучивание и пение песен: «Если с другом вышел в путь»; Д/и: «Вежливо, не вежливо»;

Пальчиковые игры: «Моя семья»;

Рассматривание сюжетных картин и иллюстрации по теме; Разучивание стихотворения «Мы Разные» Я. Дубенской;

Практически реализовать полученные умения, знания и навыки в повседневной жизни;

Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к людям разной национальной принадлежности;

23.01. 2019 г.

Беседа: «Как вести себя в театре»,»; Д/и: «Волшебный клубочек»; С/р игра: «Поход в театр»; Заучивание пословиц о  этикете; Чтен. худ. лит.: Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»; НОД «Корзина вежливых и добрых слов»;

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта

24.01. 2019 г.

Составление рассказа из серии картин «Так ведут себя вежливые дети»; Д/и: «Хорошие и плохие поступки»,   Пальчиковая игра: «Дружба»; Разучивание танца: «Поссорились»;

Рассматривание сюжетных картин и иллюстрации по теме. Чтен. худ. лит.:  Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»; Изготовление альбома: «Наша родина – Воронеж»;

Воспитание  чувств гордости за свою родину;  

Воспитание  любови, уважительного отношения к близким и окружающим людям. Формирование умения свободно общаться в повседневных ситуациях.

25.01. 2019 г.

Беседа: «История родного города»;

Чтен. худ. лит.: Осеева «Волшебное слово»; Презентация для детей: «Достопримечательности города Воронежа»; Спортивный досуг: «Освобождение Воронежа от фашизма»

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках;

28.01. 2019 г.

Беседа: «В мире вежливых слов»;

Д/и: «Умеешь ли ты знакомиться»; Игра с мячом «Кто больше знает вежливых и добрых слов»

Разучивание стихотворения: «Вежливые слова» О. Емельянова; Игровая ситуация: «В гостях у куклы Кати»; НОД: «Город, в котором мы живём»

Закрепление  представлений о добре и зле; Упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.

29.01. 2019 г.

Беседа: «Их имена хранят названья улиц»;

Рассматривание альбома «Спортсмены нашего города»; Пальчиковая игра: «Пальцы–силачи»; Чтение произведений А. Корольковой; Презентация: «Знаменитости города  Воронежа»;  Разучивание и пение песни : «Улыбка».

Воспитание  уважения к труду взрослых, благодарность за их труд, доброжелательность, культуру общения. Формирование этического поведения;

30.01. 2019 г.

Беседа на тему: «Вежливость в общественных местах» Д/и: «Вежливый человек – какой он?»; Рассматривание иллюстраций: «Правила поведения в транспорте;

С/р игра: «Поездка в общественном транспорте на дачу»;

П/и: «Догони – вежливое слово говори»;

Чтен. худ. лит.: Богданович «Вежливый трамвайчик».

Появление способности разрешать конфликтные ситуации. Умение  использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, внимательно слушать собеседника;

31.01. 2019 г.

Беседа: «Достопримечательности города Воронежа»; Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями   Воронежа; Слушание песен о Воронеже;

Просмотр мультфильма: «Котёнок с улицы Лизюкова»;

Продолжать употреблять в речи вежливые слова; закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу.

01.02.2019 г.

Беседа о добрых поступках; Презентация: «Хорошие манеры»;  

П/и: «Догони – доброе  слово говори»;

НОД «Русская берёзка» (рисование);

Д/и: «Хорошие и плохие поступки»;

Итоговое мероприятие «Праздник доброты».

Формированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания ; учить детей размышлять над нравственной сутью поступков;  формировать положительное отношение к себе и к окружающим.

Работа с родителями

Консультации:

1.«Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»;

2. «Поход в театр – большой праздник»;

3. «Научите детей дружить»

Изготовление брашюрок: «Уроки вежливости»

Наглядная  агитация по овладению правилами хорошего тона  и языковыми нормами «Будем взаимовежливы!», «Как вырастить культурного ребёнка»;

Список использованный литературы:

1. « Нравственно-трудовое воспитание в д/с» Л.В. Куцакова.М . 2007г.

2. « Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» Л.Д. Есина.М. 2007г.

3. « Формирование нравственного здоровья дошкольников» Под ред. Кузнецовой Л.В.,Панфиловой М.А. М. 2002г.

4. «Уроки добра» С.И. Семенака М. 2003г.

5. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» О.Н.Саранская.М 2013г.

6. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. В.М.Минаева. М. 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воронеж - город воинской славы". Воронеж военный и современный (презентация).

Фотографии Воронежа в годы войны и в современное время....

Паспорт мини-музея «Люблю тебя, родной Воронеж» МДОУ «Детский сад КВ №42» г.Воронеж

Предлагаемый  паспорт мини-музея поможет воспитателю в организации работы в музеи....

Сценарий посвященной 76-годовщине освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков «25 января День освобождения города Воронежа» Подготовительная группа

Во время ВОВ Воронежу приходилось очень тяжело. Фашисты захватили правый берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов....

77 лет со дня освобождения Воронежа «Воронеж наш, мы память бережём о подвиге твоём…»_январь 2020

В Росии есть немало городов...В сражениях прославивших Державу.И ты, и я, любой готов...Назвать родным Воронеж наш по праву!...

Методическая разработка ко дню Освобождения Воронежа: "Подвиг защитников Воронежа"

В историю Великой Отечественной войны вписан подвиг защитников города Воронежа, которые 212 дне и ночей мужественно сражались с фашистами, приближая Победу....