Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Будилко Юлиана Евгеньевна

Конспект  основной образовательной деятельности по развитию речи. Тема занятия: «В стране Сказок с кубиком Речевичком»

Возрастная группа:  младшая  группа (3-4 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atemasova_mbdou_no_69_konspekt_zanyatiya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях – по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др. – и вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Однако, на специальных занятиях обучение родному языку, развитие речи становится главной задачей.

Особое внимание при работе с детьми младшего дошкольного возраста  уделяется развитию связной         речи. Эта задача неразрывно связана с решением других задач: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматически правильной речи, воспитанием звуковой культуры речи.  

Развитие связной речи невозможно, если ребенок не обладает значительным лексическим запасом, не умеет использовать точные слова для передачи определенного содержания.

Необходимо, чтобы у ребенка был достаточно сформировать грамматический строй речи: умение правильно строить простые  предложения и прибегать к разнообразным грамматическим средствам.

  В  работе  используется  речевой куб, который так полюбился логопедам.   С помощью речевых кубов можно познакомить детей с органами речевого аппарата, провести артикуляционную гимнастику, работать над темпом, ритмом речи, силой голоса, развивать тонкую моторику, тактильное восприятие и эмоциональную сферу ребенка.        


Тема занятия: «В стране Сказок с кубиком Речевичком»

Возрастная группа:  младшая  группа (3-4 года)

Образовательная область: речевое развитие

Цель:   расширение представлений детей о сказках

Задачи:

Образовательные:  

Связная речь:

  • развивать  связную речь детей  посредством подбора определений и обобщающих понятий;
  • развивать диалогическую речь посредством общения, беседы;
  • развивать монологическую речь посредством пересказа известных произведений.

Формирование словаря:

  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • развивать умения понимать обобщающие слова.

Грамматический строй речи:

  • совершенствовать умения детей согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже.

Звуковая культура речи:  

  • совершенствовать умение детей внятно и отчётливо произносить в словах гласные звуки [а], [о], [у], [и];
  • закреплять способность отличать эти звуки на слух;
  • учить менять громкость голоса и темп речи.

Развивающая:

  • развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие в рассказе и следующие за ними, воображение, память  и творческое мышление;
  • развивать навыки управления своими эмоций, развитие способности понимать, осознавать свои эмоции, тренировка невербальных средств общения, активизация основных движений органов речи, развитие мимических мышц лица.

Воспитательная:  

  • Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Оборудование: компьютер, проектор, речевой куб.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, русских народных сказок, просмотр сказок, инсценировки  и драматизации известных сказок.

Ход работы:


Этапы, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Показ игрового оборудования «Речевой куб» № 1.

 Артикуляционная гимнастика «Настроение».

Беседа с детьми, в ходе проведения артикуляционной гимнастики.

Формирование звуковой культуры речи

Беседа

Развитие диалогической речи

Совершенствование умений внятно и отчетливо произносить гласные звуки.

Игровой метод

Дети, посмотрите кто сегодня к нам пришёл в гости?

Правильно, это кубик. Но кубик этот не простой, а зовут его «Настроение».

Вы удивились? Давайте покажем, как мы удивились.

Воспитатель следит за правильностью упражнения.

Смотрите, он грустный. Как он грустит?

 А давайте ему подарим свое хорошее настроение. Что нам для этого нужно сделать?

Правильно, улыбнуться. Давайте все вместе улыбнемся.

Воспитатель следит за правильностью упражнения и четкостью работы артикуляционного аппарата Смотрите, дети, наш гость тоже улыбается. У нас получилось!

Кубик «Настроение» предлагает нам отправиться в страну сказок в поисках настоящих приключений.

Вы согласны?

Вы обрадовались? Давайте покажем кубику как мы обрадовались.

Молодцы. Тогда мы отправляемся в страну Сказок.

Сказка – это волшебство. Правда?

Что бы случилось волшебство, нам нужно произнести заклинание, волшебные слова.

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

В сказку нас возьми с собой!

Дети стоят в кругу рядом с воспитателем.

Здороваются с Кубиком.

Показывают соответствующие эмоции.

Удивились. Произносят звук [О], тянут губы.

Нахмурились, со звуком [У].

Улыбаются со звуком [И]

Ответы детей:

-Да, согласны, отправляемся.

Показывают эмоцию радости и восхищения со звуком [А]

Закрывают глаза, произносят заклинание, садятся на свои места.

Основная часть

Д\И с использованием речевого куба № 2

Беседа, направленная на развитие связной речи.

Активизация словарного запаса,

Подбор обобщающего слова.

Использование речевого куба № 3

Грамматический строй речи:

Совершенствовать умения детей согласовывать имена сущ. с им. прилагательными в роде, числе, падеже.

Физкультминутка

(Здоровьесберегающие технологии)

Беседа

Развитие диалогической стороны речи.

Использование уточняющих и наводящих вопросов

Наглядный метод.

Опорная схема  «Жители сказки Теремок»

Развитие монологической и связной  речи.

Составление рассказа по сказке.

Чтобы не заблудится в стране Сказок, мы возьмем с собой кубик «Теневичок». Он нам и поможет.

Но сначала мы с ним поиграем. Согласны?

Игра «Угадай, кто это и назови сказку, где он встречается».

Детям показываются по очереди грани куба, на которых изображена тень животных.

Животных всех вы отгадали, но в другую игру мы еще не играли.

 Скажите, а какие эти звери?

- Опишите каждого из них.

Воспитатель показывает одно из животных на грани куба. В конце каждого ответа, предлагается стихотворение про животное.

 Немного устали. В каждом путешествие нужно уделять время и отдыху.

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

Мы с вами славно поиграли, отдохнули.

Мы добрались до самого интересного места в стране Сказок. Что же это за место, узнаем, если вспомним, кого мы здесь встречали?

- В какой одной из сказок встречаются все эти животные?

 Если дети затрудняются ответить, можно уточнять:

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, и т.д., пока дети не назовут название сказки «Теремок».

А кто может мне рассказать сказку. Кто первым нашёл Теремок?

 

Какие вы молодцы!

Дети угадывают животное.

Ответы  детей:

- Дикие животные, живут в лесу, далеко от людей.

Дети подбирают прилагательное, характеризующее того или иного животного.

Ответы детей:

-Заяц- трусливый, косой, серый, длинноухий.

- Лиса- рыжая, хитрая. И т.д.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Потянулись;

Умывают лицо;

Скачут как заяц;

Бегают  на месте;

Тянутся руками вверх, как будто рвут ягоду и наклоняются, кладут в корзинку.

Руки под щеки, глаза закрыты- изображают сон медведя.

Дети садятся на свои места.

Дети называют всех животных, о которых шла речь на занятии (заяц, лиса, медведь, волк, лягушка, мышка).

Отгадывают сказку «Теремок»

Дети по очереди, или один ребёнок пересказывает сказку, используя опорную схему.

Заключительная часть        

Игровой метод

Привлечение внимания детей.

Рефлексия  занятия

Использование игрового пособия «Речевой куб»№ 1.

Развитие навыков управления своими эмоциями, способности понимать свои эмоции и тренировать невербальные средства общения.

Наше путешествие подходит к концу. Нам нужно покидать страну Сказок и возвращаться в детский сад, на то место, откуда мы с вами отправлялись.

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

 И верни нас всех домой!

А вот и наш друг, кубик «Настроение».

Давайте ему расскажем, что с нами приключилось, что мы видели. И как нам понравилось.

Дети встают на свободном месте в круг.

Произносят заклинание.

Детям  предлагается выбрать грань кубика, с эмоцией и объяснить свой выбор.

(Например: «Я веселый, потому что мне понравилось путешествие»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...