Методическая разработка конспект НОД "Зима"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кочанова Елена Петровна

Конспект  непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Зима»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.odt18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад № 7

Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                           

Конспект  непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

 «Зима»

                                                              Составитель: воспитатель Кочанова Елена Петровна

Используемые технологии:

  • игровая;
  • здоровьесберегающая;
  •  мнемотехника.

Санкт-Петербург

2017 год

НОД: Зима

Цель:  создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике.

Задачи:

Образовательные:

- расширять словарный запас;

- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи детей;

- закреплять представления детей о природе зимой, о зимних явлениях в природе.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление;

- развивать умение составлять рассказ о зиме, о природе зимой, о зимних явлениях в природе;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- доброжелательное отношение;

- воспитывать стремление помогать друг другу.

Предварительная работа: чтение художественной литературы на зимнюю тематику, беседы,  рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение  игр с зимней тематикой, рисование и аппликация зимних пейзажей.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки,  мнемотаблица.

Организация детей: по подгруппам.

Интеграция образовательных областей:

-  познавательное развитие;

-  социально-коммуникативное развитие;

-  речевое развитие;

-  физическое развитие.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей пред НОД.

Звенит колокольчик.

Ребята, где вы слышали  звон колокольчиков?

Заведующий приносит конверт для детей 5 подготовительной группы.

Дети слышат колокольчик, подходят к воспитателю. Высказывают предположения, где слышали звон колокольчиков: в  песне, на новогоднем празднике, в мультфильме, тройка едет с Дедом Морозом…

Мотивация (игровая ситуация)

Воспитатель показывает детям конверт

-Даже не знаю, от кого оно может быть.   Письмо не обычное.

- Может кто-то из вас догадается, от кого это письмо?

Воспитатель читает

- Здравствуйте ребята!   В России сейчас прекрасное  время года - зима. Но мы не можем представить, что такое зима, снег и лед, потому что мы живем в Африке. Наша страна называется Мозамбик, и у нас  нет зимы. Мы хотим узнать:

Давайте определим на карте, где же эта страна находится?

- Ребята, хотите помочь детям из такой далекой страны узнать про зиму?

- Как помочь  им узнать, что такое снежная  зима?

-  Я согласна с вами, что, когда  дети увидят зимние пейзажи природы, картинки деревьев и птиц зимой, и вы расскажите о зимних явлениях в природе, тогда они поймут, что такое настоящая снежная зима.

 Слушают

Рассматривают, предполагают

Ищут на карте,  определяют, что это южная страна, поэтому там нет снега.

Задумываются, рассуждают, вносят предложения, доказывают, спорят.

(Предположения детей:

- Можем рассказать, нарисовать зимнюю природу,  сфотографировать, подобрать иллюстрации в журналах, книгах, предложить рассмотреть картины художников, составить рассказ)

Выявление проблемы.

Почему они не могут представить, что такое зима, снег и лед?

Дети формулируют проблему: 

Нет зимы в этой стране. Как рассказать о зиме? С помощью чего расскажем? Через что мы можем рассказать?

Целеполагание.

Что же делать?

Обсуждение: о чём мы сегодня будем говорить? Как помочь  им узнать, что такое снежная  зима?

Дети определяют цель: 

Рассуждают,  доказывают о

необходимости  рассказать о зиме, о природе зимой, о зимних явлениях в природе.

Планирование будущей деятельности.

Воспитатель предлагает подумать, что можно сделать,  чтобы детям из далекой страны было понятно, что такое русская зима.

Воспитатель выясняет у детей, что может им помочь в составлении  рассказа о зиме.

Кто нам поможет в составлении рассказа  

Дети предлагают отправить картинки с изображением о зимних явлениях в природе и хотят составить рассказ о зиме.

Дети высказывают предложения, как можно составить рассказ.

Давайте обратимся к нашему Речевечку

Реализация плана.

Речевечок предлагает выполнить задания следуя по стрелкам и составить видео письмо для детей из Мозамбик.

Задание 1.

Дидактическая игра «Подбери слова» 

Воспитатель предлагает свою помощь. Читает природное явление, а дети отвечают.

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.  

Мороз (что делает?)

Метель (что делает?)

Снег (что делает?)

Задание 3.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо  как во сне падает на землю…

С неба всё скользят пушинки – серебристые…

Кружатся над головою каруселью…

На посёлок, на лужок тихо падает …

Землю белой, тихой, нежной застелил постелью…

Словно белый пуховик нарядился…

Рядом – снежная фигурка – это девочка…

Задание 4.

Физминутка «Зима»

Солнце землю греет слабо      

По ночам трещит мороз          

На дворе у снежной Бабы      

Побелел морковный нос.            

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.                

Вьюга злится,

Снег кружится,                            

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.            

Задание 5.

Речевая игра «Какая бывает зимой погода?»

- Если идет снег, то погода какая?  

- если дует ветер, то погода какая?  

- если холодно, то погода какая?  

- если пасмурно, то погода какая?  

- если хмуро, то погода какая?    

- если мороз, то погода какая?    

- если солнечно, то погода какая?    

- если ясно, то погода какая?    

 Речевичек:

- Вы  догадались в чем была моя помощь?

-Верно, вам эти игры помогут выполнить последние задание

Задание 6.

Составьте рассказ о зиме с помощью

Мнемотаблицы, используя те слова и предложения, которые были в ваших играх-заданиях.

Дети открывают конверт.

 

Отвечают

— трещит, щиплет, кусает…

— вьется, бушует, воет, метет…

— идет, летит, падает, кружится…

Дети отвечают

(снег)

(снежинки)

(снеговою)

(снежок)

(снежной)

(снеговик)

(снегурка)

Дети выполняют движения.

(Поднимают руки вверх, опускают вниз) (Руки на пояс, наклоны в стороны) (Повороты вокруг себя)

(Прыжки на месте)

(Дети кружатся)

(Показывают нос)

(Имитируют движения руками)

Дети отвечают на вопросы

– снежная

–  ветреная

–  холодная

– пасмурная;

–  хмурая;

–  морозная;

– солнечная;

–  ясная.

Дети отвечают, рассуждают

Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

1-3 человека полностью рассказывают составленный рассказ

Оценка и рефлексия

Воспитатель подводит детей к  активному обсуждению:

Что мы с вами делали?

Для чего мы это делали?

Что получилось, а что не получилось?

Что узнали?

Что больше всего понравилось?

Что вызывало затруднения?

Как вы думаете, можем мы с вами отправить наше видеописьмо?

Дети вспоминают, чем занимались, перечисляют какие действия они выполняли, что узнали и т.д.

Дети перечисляют,  что они делали.

(Это получилось, потому что все действовали дружно, очень старались).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе

Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Путешествие колобка» (младшая группа)

Сказка : « Три медведя»(на ковролине расположены медведи и миски вразброс) Воспитатель: - Узнали к кому мы попали в гости?...

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...

Методическая разработка (конспект) Конспект интегрированного занятия: «Опасные предметы»

Конспект ООД "Опасные предметы" младшая группа. В нем присутствует сюрпризные моменты в виде коробки с опасными предметами, с кошечкой. Конспект содержит загадки на данную тему, подвижную иг...