Применение ИКТ технологий в познавательно речевом развитии дошкольников.
статья по развитию речи

Целью статьи является повышение качества образования через активное внедрение в образовательную деятельность информационно - коммуникационных технологий как инструмента познавательной мотивации и развития речи дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ технологий в познавательно речевом развитии дошкольников.

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Постепенное использование ИКТ входит в систему дошкольного образования. Сегодня почти все воспитатели используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, в ходе образовательной деятельности.

В своей работе можно использовать компьютер как средство: создание электронной библиотеки;электронного портфолио;копилки дидактических игр;создание презентаций для родителей и детей;проведения мониторингов.В условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка.Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не обходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Познавательно речевое развитие дошкольников по средствам ИКТ технологий является новой формой организации образовательного процесса и дает принципиально новые дидактические возможности. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно–воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровье сберегающих технологий.Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. В работе по развитию речи с применением ИКТ используются следующие варианты: Во-первых, это работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Мультимедийная дидактическая игра – современный и эффективный метод обучения и воспитания, который обладает образовательной, развивающей, корректирующей функциями.Игры типа: «Угадай что звучит», «Кто как кричит», «Чей это голос?». Для дифференциации зимних и перелетных птиц «Рассели птиц», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Чей хвост?» и т. д. То есть все известные нам игры по развитию речи приобретают новую окраску, проведение этих игр позволяет повысить эффективность знаний, оживить их. Изображение на экране (вместо привычных картинок) привлекает внимание детей, вызывает интерес у самых невнимательных. Во-вторых, следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ. Для большей эффективности, презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игр, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые становятся прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.Еще одно направление использования ИКТ – это проектная деятельность, направленная на формирование у детей навыков нахождения и отбора нужной информации совместно с родителями.Таким образом, все подобные и адаптированные к детям информационные материалы можно разделить на несколько групп:1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д.; 2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, счету, количеству и т. д.; 3 группа – это материалы ИКТ используемые при подготовке к занятиям, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН; 4 группа – это материалы ИКТ используемые в работе с детьми и родителями.

Итак, использование в работе с детьми различных материалов ИКТ дает возможность детям не только получать познавательную информацию, но и способствует повышению мотивации к речевому общению, желание делиться впечатлениями, высказывать свои предположения, отвечать на вопросы. Что в целом положительно влияет на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности дошкольников.Ключевые слова: информационно - коммуникационные технологии, информатизация, образовательный процесс, электронное портфолио, познавательно речевое развитие, мультимедийная презентация.Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Процесс информатизации нашего обществастремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно. Постепенное использование ИКТ входит в систему дошкольного образования. Сегодня почти все воспитатели используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, в ходе образовательной деятельности. Использование компьютера открывает для воспитателя неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе можно использовать компьютер как средство: создание электронной библиотеки;электронного портфолио;копилки дидактических игр;создание презентаций для родителей и детей;проведения мониторингов.

Мониторинг в программе Excel, куда вносятся результаты диагностики, позволяет обрабатывать результаты автоматически и не требуют много временных затрат. Дает возможность длительного хранения и проведения сравнительного анализа на начало и конец учебного года.В условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка.Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не обходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.Познавательно речевое развитие дошкольников по средствам ИКТ технологий является новой формой организации образовательного процесса и дает принципиально новые дидактические возможности. Применение информационных технологий по развитию речи в ДОУ позволяет определить интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательного процесса, мотивацию к получению и усвоению новых знаний, предоставить информацию в привлекательной форме, способность к осмысленному и долговременному запоминанию содержания, познавательно-речевому развитию.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:дети легче усваивают понятие формы, цвета, величины;быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;тренируется эффективность внимания и память;раньше овладевают чтением и письмом;активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора;воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;развивается воображение и творческие способности;развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно–воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровье сберегающих технологий. Поэтому при использовании компьютера в своей работе нужно придерживаться следующих правил: 1. Занятия должны быть непродолжительными по времени (5 – 7 минут). 2. Следить за осанкой ребенка. 3. Проводить подвижные игры и физ.минутки после работы с компьютером. 4. Уточнить состояние здоровья ребенка, нет ли противопоказаний для работы за компьютером. 5. Использовать современный ЖУ – монитор.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. В работе по развитию речи с применением ИКТ используются следующие варианты: Во-первых, это работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Мультимедийная дидактическая игра – современный и эффективный метод обучения и воспитания, который обладает образовательной, развивающей, корректирующей функциями.Игры типа: «Угадай что звучит», «Кто как кричит», «Чей это голос?».Для дифференциации зимних и перелетных птиц «Рассели птиц», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Чей хвост?» и т. д. То есть все известные нам игры по развитию речи приобретают новую окраску, проведение этих игр позволяет повысить эффективность знаний, оживить их. Изображение на экране(вместо привычных картинок) привлекает внимание детей, вызывает интерес у самых невнимательных.

  1. Демонстрационные возможности компьютерной техники в старших и подготовительных к школе группах детского сада можно использовать при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картинок. Это задание можно выполнить тремя способами.
  2. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связный рассказ. (1 – начало, 2 – продолжение, 3 – конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
  3. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задаются вопросы: Что было до этого? Что может быть после?
  4. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличие у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

К сожалению, различные игры и презентации находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей-дошкольников. Что же касается интерактивных заданийна развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарат, фонематического слуха, то их практически нет.Во-вторых, следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ. Для большей эффективности, презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игр, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые становятся прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.Большинство педагогов нашего детского сада владеет навыками создания презентации и успешно используют их в своей образовательной деятельности.Еще одно направление использования ИКТ – это проектная деятельность, направленная на формирование у детей навыков нахождения и отбора нужной информации совместно с родителями. Это достигается через: беседы с детьми о профессиях и определенные темы проекта, о какой профессии мы хотим узнать больше; составление плана действий; работа в группе со словарями, энциклопедиями, из которых извлекается информация; предлагается детям и родителям дома найти иллюстрации и информационный материал по теме семейного проекта; собранные и подготовленные материалы родители оформляют в презентацию, дети предоставляют проекты.

Таким образом, все подобные и адаптированные к детям информационные материалы можно разделить на несколько групп:1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д.:

Угадай кто – животные Африки.

Светофорчик.

Почему корабль плывёт?

Любимый вид транспорта.

Доктор Айболит советует.

Дымковская игрушка.

Правила поведения

2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, счету, количеству и т. д.:

Приключение пчелки Жу-жу.

Волшебные слова.

Загадки слов.

Варенье для Карлсона.

Звук «О».

Звуки «Л-Л’ и «М-М’».

Звуковой анализ слов.

Мышонок и числовые домики.

3 группа – это материалы ИКТ используемые при подготовке к занятиям, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН:

Заколдованный мальчик, или путешествие Нильса с дикими гусями.

Путешествие в сказочный мир Г-Х. Андерсена.

В некотором царстве… .

Презентации по русским народным сказкам.

Презентации по художественно-литературным сказкам.

4 группа – это материалы ИКТ используемые в работе с детьми и родителями:

Картотеки

Подвижных игр.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Итак, использование в работе с детьми различных материалов ИКТ дает возможность детям не только получать познавательную информацию, но и способствует повышению мотивации к речевому общению, желание делиться впечатлениями, высказывать свои предположения, отвечать на вопросы. Что в целом положительно влияет на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников...

Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников

В данной публикации описаны отдельные виды игр, которые по разному влияют на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Представленные игры позволяют преодолеть интеллектуальную пассив...

Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников

Большое внимание логопеда в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводятся в форме свободной ...

«Использование экологических технологий в познавательно – речевом развитии дошкольников»

: учить детей правильному построению предложения, провести артикуляцию звуков с и з....

Технология ТРИЗ познавательно – речевого развития дошкольников

Личный опыт работы с игровым пособием "Познавайкина полянка" по технологии ТРИЗ...

Применение пособия «Палитра» в познавательно-речевом развитии дошкольников

В своей работе я применяю пособие «Палитра» от компании SPECTRA..Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью ...