развитие речи в средней группе "На прогулку в сказочный лес"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

             Приобщение к наследию русской национальной культуры через русские народные сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_progulku_v_skazochnyy_les_sr.gr_.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад: МДОУ «Лесная сказка»

Группа: Средняя группа «Теремок»

Время: 1 – ая половина дня

Вид занятия: развитие речи

Длительность: 20 минут

Тема: На прогулку в сказочный лес

Цель: Приобщение к наследию русской национальной культуры через русские народные сказки

Задачи:

              1. Образовательные

1.1. Продолжать формировать интерес к культурному наследию наших предков, к р. н. сказкам и инструментам.

1.2. Закрепить знания детей о названиях и содержании р.н. сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Теремок».

1.3. Обучать детей ролевому поведению в театрализованной игре.

               2.  Развивающие

2.1. Способствовать речевому развитию, обогащать активный словарный запас воспитанников.

2.2. Развивать творческую активность, используя доступные средства выразительности (жесты, мимика, движение)

              3. Воспитательные

 3.1 Воспитывать дружеские и доброжелательные отношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,   «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Основной метод: словесный

Приёмы: Создание проблемно-игровой ситуации, художественное слово, активирующее общение,  вопросы, поощрения.

Частные методы: 

Словесные: подводящие к теме диалог, рассказывание, объяснение.

Наглядные: показ демонстрационного материла, используя экран: иллюстрации - лес, луг, фрагменты р. н. сказок, картинки персонажей к сказке «Теремок».

Практические: Театрализация р.н. сказки «Теремок»

Дидактические средства для детей: экран, сундучок, шапочки сказочных персонажей (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), муз. инструменты (колокольчик,  трещётка, балалайка, бубен, , дер. ложки, дудка).

Предварительная работа: Чтение р.н.сказок «Колобок»,  «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», просмотр мультфильма «Теремок» ( по р.н. сказке в обработке Булатова), разучивание стихов, обучение игре на муз. инструментах (колокольчик, дер. ложки, балалайка, трещётка, бубен, дудка),  театрализация сказки «Теремок».

Список использованных источников:                                                                              

  •  «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Детская худ литература В.А.Степанов «Учебник для малышей», 2001г.

Ход

(Дети заходят в групповую комнату, в которой создана игровая среда на тему сказочного леса, стоит ширма, скрывающая стульчики для театрализации игры, на экране картинка – лес)

В: - Ребятки, сегодня у нас много гостей.  Давайте пожелаем им доброго здоровья и скажем…

Д: - Здравствуйте.

В: - Ребята, вы любите сказки?

Д: - Да.

В: - А вы знаете, что есть новые, современные сказки, а есть старинные, еще их называют русские народные сказки. Их знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Некоторые р.н. сказки живут в сказочном лесу, где все звери разговаривают друг с другом и даже дружат.

- Ребятки, вы хотите побывать в сказочном лесу и посмотреть какие р.н.сказки там живут и проверить знаете ли вы их?

- Да.

- Отправимся на прогулку в сказочный лес на необычном поезде.

(дети двигаются  друг за другом, на экране - лес)

Игр. Упражнение:

Паровоз наш небольшой,

Паровоз наш не простой,

В нём колёса не стучат,

Состоит он из ребят.

Едем, едем друг за другом,

Едем лесом, едем лугом.

Остановка на пути…

Эй, ребята, выходи!

В: - Давайте сядем на брёвнышко (лавочку) и немножко отдохнём. Ребятки, видите дорожку? Интересно, какая сказка ходила по этой дорожке? (прислушивается) Ой, слышите, кажется, кто-то поёт. Давайте попросим сказку, чтобы она появилась.

- Сказка, сказка, появись, всем ребяткам покажись!

(на экране появляется картинка по р.н. сказке «Колобок»)

В: - Дети, вы узнали сказку? Как она называется?

Д: - Колобок.

В: - Аня, расскажи нам, пожалуйста, про приключения Колобка.

Аня:

- На окошке он студился,

По дорожке он катился,

Из муки он был печен,

На сметане был мешён,

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка,

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Это сказка «Колобок».

В: - Сказку «Колобок» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.

- Не будем мешать сказке. Поедем по дорожке дальше?!

(дети двигаются  друг за другом, на экране-  лес)

Игр. Упражнение:

Паровоз наш небольшой,

Паровоз наш не простой,

В нём колёса не стучат,

Состоит он из ребят.

Едем, едем друг за другом,

Едем лесом, едем лугом.

Остановка на пути…

Эй, ребята, выходи! (дети садятся)

 (на экране картинка – изба в лесу)

В: - Смотрите, изба стоит. Кто же в ней живёт? А, вижу, вижу.

(дети слушают текст)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких… (картинка про козляток с козой)

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк, да щелк

Появился серый….      (картинка про волка)

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.

- Игнат, расскажи, пожалуйста, как запел волк?

Игнат:

- Как коза, запел тот зверь:

  «Отоприте, детки, дверь.

  Ваша матушка пришла,

  Молочка вам принесла».

В:  - Мы ответим без подсказки

        Кто сумел спасти ребят –

        Это знаем мы из сказки

Д: -  Волк и семеро козлят.

В: - Сказку «Волк и семеро козлят» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.

- Ну, что, поедем дальше?

(дети двигаются  друг за другом, на экране- лес)

Игр. Упражнение:

Паровоз наш небольшой,

Паровоз наш не простой,

В нём колёса не стучат,

Состоит он из ребят.

Едем, едем друг за другом,

Едем лесом, едем лугом.

Остановка на пути…

Эй, ребята, выходи! (дети садятся)

В: - В какой дремучий лес мы приехали?! Видите, какой большой дом стоит в дремучем лесу. Интересно кто в нём живёт? Давайте тихонечко заглянем в избу и узнаем.

(на экране картинка про избу трёх медведей №1)

Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь, в самом деле

Проживают ровно три.

Как увидишь, сразу ясно: (картинка №2)

- Адель, скажи, пожалуйста, что сразу ясно?

Адель:

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как птичка. (картинка №3)

Убежала! Молодец!

Значит сказке всей конец!

В: - Ребятки, как называется сказка?

Д: - Три медведя.

В: - А, кто помнит, как звали медведей?

Д: - Большой медведь – Михайло Иваныч, медведица – Настасья Петровна и маленький медвежонок – Мишутка.

В: - Сказку «Три медведя» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.

- Ребятки, здесь оставаться опасно. Поедем быстрее, пока нас медведи не увидали.

- У –У – У, загудел паровоз!

(дети двигаются  друг за другом, на экране -  лес)

Игр. Упражнение:

Паровоз наш небольшой,

Паровоз наш не простой,

В нём колёса не стучат,

Состоит он из ребят.

Едем, едем друг за другом,

Едем лесом, едем лугом.

Остановка на пути…

Эй, ребята, выходи!

(дети садятся)

(на экране картинка про луг)

В: - Ребятки, смотрите, какие просторы, какой красивый луг! Ой, кажется,  кто-то там по тропинке идёт и, как будто, кого-то несёт. А, я догадалась!

 (на экране картинка про сказку «Маша и Медведь»)

- Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несёт её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её…

Вместе с пирогами.

Путь не близкий, дальний путь…

- Расскажи, пожалуйста, Настя, а что было дальше?

Настя:

- Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не даёт

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге съесть.

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Есть у нас такая книжка –

Это «Маша и Медведь»

В: - Сказку «Маша и Медведь» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.

- Ну, что, едем дальше? У –У –У!

(дети двигаются  друг за другом, на экране - лес)

Игр. Упражнение:

Паровоз наш небольшой,

Паровоз наш не простой,

В нём колёса не стучат,

Состоит он из ребят.

Едем, едем друг за другом,

Едем лесом, едем лугом.

Остановка на пути…

Эй, ребята, выходи!

(дети садятся, воспитатель находит  сундучок)

В: - Смотрите, ребятки!

       Среди ёлок и осин

       Сундучок стоит один.

       Не велик он и не мал…

       Кто же нам его послал?

Давайте откроем сундучок и посмотрим, что в нём?

(пытается открыть)

- Что же это получается,

Сундучок не открывается!

- Ребятки, слышите, кажется меня кто-то зовёт. Да это же птичка-синичка. Здравствуй, синичка. Что, что? (прислушивается) Говоришь, письмо для нас под ёлочкой лежит? Говоришь, оно поможет нам открыть сундучок?

 (воспитатель находит письмо, читает)

«Сундучок откроется, если отгадаете сказку с помощью этих  загадок»

- Ребятки, вы не забыли, что мы находимся в сказочном лесу. А сказочный лес полон чудес. Значит, если мы  отгадаем сказку с помощью этих загадок, то сундучок непременно откроется. Давайте попробуем! Очень хочется посмотреть, что в сундучке?

(воспитатель читает загадки и как только дети отгадают, на экране появляется сказочный персонаж )

1. Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки.

2. Зелёная я, как трава, моя песенка – ква, ква!

3. По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком!

4. В лесу живёт, кур в деревне крадёт!

5. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный!

6. Зимой спит – летом ульи ворошит!

В: - Ребятки, подумайте и скажите, из какой сказки эти сказочные герои?

Д: - Теремок

В: - Смотрите, сундучок открывается! А в нём муз. инструменты! ( дети рассматривают и называют их).  Это р.н. муз. инструменты. На таких муз. инструментах когда - то, давным – давно,  играли наши прабабушки и прадедушки.  А ещё здесь шапочки героев сказки «Теремок».

- Ребятки, а мы ведь умеем играть в эту сказку. Давайте поиграем в неё, а птичка-синичка посмотрит.

(помогаю одеть детям шапочки и раздаю муз инструменты, включаю фоновое муз. сопровождение по произведению «Ах, вы сени…» и начинаем играть в сказку)

         Сказочница:

Сказки любят все на свете

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

Говорят, как надо жить

Чтобы всем вокруг дружить!

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок.

 (переставляю ширму за стульчики, на ширме изображение избы изнутри)

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто, в не высоком живёт?

Сказочница:

Никто не отзывается.

Вошла  мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто, в не высоком живёт?

Мышка:

Я мышка – норушка! А ты кто?

Лягушка:

Я лягушка – квакушка.

Мышка:

Иди ко мне жить.

Сказочница:

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик - побегайчик. Остановился и спрашивает:

Зайчик:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в не высоком живёт?

Мышка:

Я, мышка-норушка!

Лягушка:

Я, лягушка – квакушка. А ты кто?

Зайчик:

А я, зайчик – побегайчик.

Лягушка:

Иди к нам жить

Сказочница:

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Лисичка:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в не высоком живёт?

Мышка:

Я, мышка-норушка.

Лягушка:

Я, лягушка-квакушка.

Зайчик:

Я, зайчик – побегайчик. А ты кто?

Лисичка:

А я, лисичка – сестричка.

Заяц:

Иди к нам жить!

Сказочница:

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

 Волк:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в не высоком живёт?

Мышка:

Я, мышка-норушка.

Лягушка:

Я, лягушка – квакушка.

Зайчик:

Я, зайчик – побегайчик.

Лисичка:

Я, лисичка - сестричка. А ты кто?

Волк:

А я волчок – серый бочок.

Лисичка:

Иди к нам жить!

Сказочница:

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

В теремочке дружно звери живут.

Веселятся все, играют и поют.

(громко звучит отрывок музыкального произведения «Ах, вы сени…», дети под музыку играют на муз. инструментах, затем громкость убавляется и  становится фоновой )

Идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Медведь:

Кто,кто в теремочке живёт?

Кто,кто в не высоком живёт?

Мышка:

Я, мышка-норушка.

Лягушка:

Я, лягушка – квакушка.

Зайчик:

Я, зайчик – побегайчик.

Лисичка:

Я, лисичка - сестричка.

Волк:

Я, волчок – серый бочок

А ты кто?

Медведь:

А я медведь косолапый.

Сказочница:

Заревел медведь,

Загудел медведь! (ребёнок исполняющий роль медведя гудит в дудку)

Звери испугались –

В страхе разбежались.

(дети разбегаются, кладут в коробку муз. инструменты,  шапочки сказочных героев и садятся)

В: - Ребятки, слышите, птичка-синичка говорит: - « Молодцы, вы, как артисты играли в сказку». (дети сами себе аплодируют)

- Сказку «Теремок» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми, и мы её знаем. А давайте вспомним, как было в  р.н. сказке. Помните, медведь никак не смог влезть в теремок и решил жить где?

Д: - На крыше.

В: - И, только, он уселся на крышу, как теремок затрещал, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него выскочить: (пальчиковая гимнастика)

мышка - норушка,

лягушка - квакушка,

зайчик - побегайчик,

лисичка-сестричка

и волчок-серый бочок, все целы и невредимы. А, что было дальше?

Д: - Звери принялись брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили.

В: - Значит в р.н. сказке «Теремок» звери были какие?

Д: - Дружные и трудолюбивые.

В: - Ну что, ребятки, пора нам возвращаться. Давайте попрощаемся со сказочным лесом,  нашими любимыми р. н. сказками.

Д: - До свидания! До новых встреч!

В: - Отправляемся в обратный путь! У –У –У!

(дети двигаются  друг за другом, на экране- лес, луг)

Игр. Упражнение:

Паровоз наш небольшой,

Паровоз наш не простой,

В нём колёса не стучат,

Состоит он из ребят.

Едем, едем друг за другом,

Едем лесом, едем лугом.

Остановка на пути…

Эй, ребята, выходи!

В: - Ребятки, давайте расскажем нашим гостям, куда мы ездили?

Д: - На прогулку в сказочный лес.

В: - Что там видели?

Д: - Русские народные сказки.

В: - Что там делали?

Д: - Играли в р.н. сказку «Теремок»

В: - Времена теперь другие

Как и игры и дела

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Но преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

- Ребятки, давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем:

Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее.

Сказать остаётся два слова

И мы говорим…

Д: - До свидания!

«Сундучок откроется, если отгадаете сказку с помощью этих  загадок»

Загадки:

1. Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки.

2. Зелёная я, как трава, моя песенка – ква, ква!

3. По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком!

4. В лесу живёт, кур в деревне крадёт!

5. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный!

6. Зимой спит – летом ульи ворошит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованно-образовательная деятельности По развитию речи в средней группе На тему: «Сказочное путешествие»

Цель:  учить детей различать эмоции и безопасно проявлять свои чувства иэмоции; способность свободно исследовать и выражать свое «Я». Интеграция областей: Речевое развитие :о...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Прогулка в зимний лес"

На занятии у детей развивается творческое мышление, фонематический слух, прививается любовь к прекрасному: музыке, стихам....

Конспект открытого занятия по развитию речи В средней группе На тему: «Сказочное путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи В средней группеНа тему: «Сказочное путешествие»— закрепить знания детей о русских народных сказках;— формировать умение узнавать и ...

НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в сказочный лес"

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитиеФорма организации детей: фронтальная,Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая.Задачи:1. Упражнять в образовании слов множест...

НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в сказочную страну"

Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать устную, связную и разговорную речьПрограммные задачи:Образовательные задачи: Расширить словарный запас;  учить детей отвечать...