«Пересказ сказки «У страха глаза велики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шпанова Олеся Сергеевна

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики" с использованием мнемокарточек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_10b.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия c детьми в подготовительной к школе группе  по развитию речи.

Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Воспитатель: Шпанова Олеся Сергеевна

Программное содержание.

     Образовательные задачи.

  1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.
  2. Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).
  3. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.

Словарная работа.

  1. Учить объяснять значение слов; дать представление о наперстке, колоде, подпечье.
  2. Обратить внимание на слова, образованные с помощью увеличительных суффиксов.

Воспитательные задачи.

6.  Воспитать интерес к народному фольклору (сказкам).

Оборудование: книга с русскими народными сказками, схемы для пересказа, наперсток.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, на занятие я принесла известную нам книгу. Какие произведения в ней собраны?

Дети: Русские народные сказки.

Воспитатель: А почему эти произведения называются сказками?

Дети: В них повествуются истории, которые не могут произойти в реальной жизни, это вымысел, волшебство.

Воспитатель: Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети перечисляют названия.

Воспитатель: Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».

Воспитатель читает сказку, дети слушают.

 Беседа по содержанию.

Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка?

Дети: У страха глаза велики.

Воспитатель: Как вы понимаете название сказки?

Дети: Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза.

Воспитатель: От чего это происходит?

Дети: От неизвестности.

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика». Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

Воспитатель: Какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.

Вспомните, как начинается сказка.

Дети: Жили-были

Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается  со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки. Вспомните кто.

Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои: внучка-хохотушка, потому что много хохочет, курочка-клохтушка, потому что клохчет, мышка-норушка, потому что живет в норке.

Воспитатель демонстрирует детям первую схему.

Воспитатель: Куда герои ходили каждый день?

Дети: За водой.

Воспитатель: С чем они ходили за водой?

Дети: С ведрами.

Воспитатель: Какие ведра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)

Воспитатель демонстрирует вторую схему.

 Воспитатель: Откуда брали воду герои? (из колодца,  колоды,  лужицы,  поросячьего следа)

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

Театрализованная физкультминутка.

Воспитатель: Набирали герои полные ведра воды. Давайте встанем и покажем как они несли воду в ведрах. Как вы думаете им тяжело было или нет?

Дети: Тяжело.

Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (плюю-ю-ю-х, плюю-ю-ю-х), у внучки (плю-ю-х, плю-ю-х), у курочки (плюх-плюх, плюх-плюх), у мышки (плюх-плюх, плюх-плюх, плюх-плюх)

Воспитатель демонстрирует следующую схему, поясняя, что черточки обозначают плеск воды.

Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом?

Дети: Водоносы.

Воспитатель: Почему они так названы?

Дети: Потому что каждый день носили воду.

Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто им помешал?

Дети: Зайка.

Воспитатель: Где он сидел?

Дети: Под яблоней.

Воспитатель: Как он помешал?

Дети: Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам.

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

Воспитатель: Что произошло с водоносами?

Дети: Они побросали ведра и убежали домой.

Воспитатель: Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Воспитатель: Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Воспитатель: Куда взлетела курочка? (на печку)

Воспитатель: Куда схоронилась мышка? (под печку)

Воспитатель: Это место у печи так называется подпечье.

Воспитатель демонстрирует очередную схему.

                                 

Воспитатель: Кто со страху померещился бабушке?

Дети: Медведище.

Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.

Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке?

Дети: Потому что большущий медведь привиделся бабушке.

Воспитатель: Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)

Воспитатель демонстрирует схему.

 

Воспитатель: Что произошло с зайчиком?

Дети: спрятался под кустом.

Воспитатель: Как вы думаете, что он испытал?

Дети: Страх.

Воспитатель: Кто привиделся зайчику?

Дети: Четыре охотника.

Воспитатель демонстрирует схему.

Воспитатель: Какова концовка сказки?

Дети: У страха глаза велики: чего нет, и то видят.

Произносят хором.

Воспитатель: Послушайте сказку еще раз, а затем  предлагаю вам пересказать ее по схемам.

Выслушиваются  пересказы детей.

4.Итог занятия.

Воспитатель: Чему вас научила эта сказа?

Воспитатель: Если чего-то испугался, нужно проанализировать, чего вы испугались, почему испугались и  преодолеть страх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

учить пересказывать текст сказки последова­тельно, без пропусков и повторений, выразительно переда­вая речь персонажей...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Пересказ сказки «У страха глаза велики

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики».Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народ...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы по ФГОС на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;словарь и грамматика: учить детей объясн...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений....