Пересказ сказки «У страха глаза велики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Стелла Владимировна Загорская
  • учить пересказывать текст сказки последова­тельно, без пропусков и повторений, выразительно переда­вая речь персонажей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_17.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи:

  • связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;
  • словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики» (см. приложение 1, с. 225). Задает вопросы.

Вопросы

Почему это произведение называется сказкой

Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»?

 Почему она так называется?.

О чем рассказывается в этой сказке?

Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?

Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?

Что вам больше всего понравилось в сказке?

Повторное чтение сказки.

Для пересказа можно вызвать шестерых детей. Они сами распределяют роли.

Воспитатель (поясняет). Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка. Дети отвечают.

Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?

Дети отвечают.

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

Дети. Медведюшка, мишенька... остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали.

Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему? Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали.

Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.

В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца.

 К                   Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них с     сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)

Подберите к этим словам противоположные по смыслу слова (смелые, мужественные, храбрые).

Игра «Как сказать правильно?»

Воспитатель. Закончите фразу:

Подушка мягкая, а скамейка ... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники ... (крупные).

Каша  густая, а суп ... (жидкий).

Лес густой, а иногда ... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал ... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой ... (соленые).

Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет ... (грязный).

Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

Дети отвечают.

Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?

Дети отвечают.

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

Дети. Медведюшка, мишенька... остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали.

Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.

В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)

Подберите к этим словам противоположные по смыслу слова (смелые, мужественные, храбрые).

Игра «Как сказать правильно?»

Воспитатель. Закончите фразу:

Подушка мягкая, а скамейка ... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники ... (крупные).

Кашу густая, а суп ... (жидкий).

Лес густой, а иногда ... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ... (сухая)

Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал ... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой ... (соленые).

Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет ... (грязный).

Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

Дети отвечают.

Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?

Дети отвечают.

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

Дети. Медведюшка, мишенька...

Воспитатель. Как мы называем большого, сильного волка?

Дети. Волчище.

Воспитатель. А не очень большого, не сильного?

Дети. Волчишка.

Воспитатель. Как назвать лису ласково?

Дети. Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка.

Воспитатель. В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!» А как ласково сказать про кота?

Дети. Котик, котенька.

Воспитатель. Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. Сейчас я прочитаю уже знакомое вам стихотворение поэта Л. Станчева.

Это правда или нет ?

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь.

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Дети говорят, какие нелепицы они заметили.

А сейчас вы сами придумайте такую же небылицу. Пока один из вас говорит, другие пусть внимательно слушают и определяют, какое слово надо заменить, чтобы распутать путаницу.

Дети выполняют.

Игра «Дом — домище»

Воспитатель. Я назову вам слово. Вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать — ласково, грубо, пренебрежительно...

Примерные группы слов: рука — ручка — ручища; дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка; стол — столик; лопата — лопатка; дуб — дубочек; дождь — дождик — дождичек; река — речка — реченька — речушка; облако — облачко; туча — тучка; сапоги — сапожки — сапожищи; нога — ножка — ноженька — ножища; часы — часики; брюки — брючки; лист — листочек; ложка — ложечка; шапка — шапочка; письмо — письмецо — письмишко; друг — дружок — дружочек.

Игра «Закончи предложение»

Воспитатель. Закончите начатые мной предложения. Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... отошел. Утром ребята пошли в гости, а вечером... ушли. Мальчик вошел в комнату, вскоре он... вышел. Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... перебежали палевую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, и они... выбежали.

Придумайте предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел — вышел — отошел.

Дети придумывают.

Замените словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Пересказ сказки «У страха глаза велики

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики».Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народ...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы по ФГОС на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

«Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики" с использованием мнемокарточек....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;словарь и грамматика: учить детей объясн...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений....