Конспект НОД по развитию речи "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Будвитис Виктория Вячеславовна

Расширение кругозора детей через художественную литературу и обогащение словарного запаса  по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._rechi.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Весна пришла»

Ход НОД.

Материалы и оборудование: картинка с изображением весны, квадратные листы бумаги большого и маленького формата (по количеству детей).

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель читает стихотворение И. Толмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На снегу видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны!

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы

видим.

(Дети вместе с педагогом подходят к окну).

Воспитатель. По каким изменениям в природе можно понять о том, что наступила весна?

Дети. Солнышка стало ярче светить, снег таит…

Воспитатель. Да, действительно, снег посерел, почернел, видны проталины. А какие еще изменения вы заметили утром по дороге в детский сад?

Дети. На улице стало теплее, люди шубы сняли, надели куртки.

Воспитатель. Какая погода весной?

Дети. Хорошая, теплая, солнечная…

Воспитатель. Март-первый весенний месяц, в народе его называют протальником и грачевником. Морозы держатся недолго, небо часто яркое, голубое. В марте на Руси встречали весну, прилет птиц. После 22 марта обычно вешали скворечники. В Древней Руси март величали брезень - злой для берез, так как в этом месяце брали сок из берез; жгли березу на уголь, из которого делали удобрения и лекерства. Талая вода- снежица, по народному поверью, целебна. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей. Считается, что март- не весна, а преддверье. Как вы думаете, почему в народе март называли «утро весны», «первенец весны»?

Дети. Потому что март- первый месяц весны.

Воспитатель. Еще март в старину называли «зазывалой весны» и «огородником». Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают свои предположения, дополняя друг друга. По окончании рассказа воспитатель предлагает детям поиграть.)

Игра малой подвижности «Мы прошли в весенний лес».

(Дети выполняют движения, соответствующие тексту).

Мы пришли в весенний лес! Дети шагают на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Поднимают руки вверх и раскачивают Справа березка ветками шумит, над головой.

Слева елка на нас глядит!

На опушке зайчик скачет Прыгают на обеих ногах.

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок!

На поляне серый рыщет, Наклоняются и медленно продвигаются

Он себе добычу ищет. в перед. Прячут глаза руками.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Мишка вылез из берлоги, Двигаются как мишки.

Огляделся на пороге. оглядываются, потягиваются.

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Наклонился в зад -вперед. Наклоны назад - вперед.

Вот он по лесу идет. Медленно идут по кругу, наклоняясь Ищет мишка корешки вперед, имитируя сбор корешков.

И трухлявые пеньки.

В них съедобные лисинки- Садятся на корточки.

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ, который я вам приготовила.

«Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда.

Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Весело, радостно закричали:

— Скворцы! Скворцы прилетели!

Выбежал на опушку заяц-беляк; присел на пенёк, огляделся. Ушки на макушке у робкого зайца. Смотрит заяц-беляк: вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился, слушает лось… А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге медвежат на первую прогулку. Ещё не видели медвежата весны, не знают большого тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля.

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Со страхом заглядывают в холодную бегучую воду, взбираются на пни и оттаявшие на солнце старые коряги…

Стройными косяками летят, тянутся с юга гуси; показались первые журавли.

— Гуси, гуси! Журавли! — кричат, задрав головы, ребята.

Вот закружились над широкой рекой гуси, спустились отдохнуть на наполненную водой полынью.

Увидели отдыхающих на льду гусей другие пролетавшие гуси, стали подсаживаться к ним. Обрадовались товарищам другие гуси. Далеко над рекой покатился радостный крик…

Всё теплее, шумнее и краше весна.

На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. А над полянкой, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка».

Ребята, когда бывает все то, о чем вы услышали в рассказе?

Дети. Весной.

Воспитатель. Весна наступает внезапно или постепенно?

Дети. Постепенно, каждый день происходят изменения в природе.

Воспитатель. Назовите,какие признаки весны описаны в рассказе?

Дети. Ярче светит солнце. Потемнели дороги, посинел лед. Прилетели грачи, скворцы. Зазвенели ручьи. Появились почки на деревьях. У зайчихи появились зайчата, у медведицы – медвежата. Летят гуси; показались первые журавли. Побежали по кочкам муравьи. Раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.

Воспитатель. Вы правильно назвали все признаки весны, о которых говорится в рассказе. А за каким временем года наступила весна?

Дети. Весна наступила после зимы.

Воспитатель. Как вы думаете, как этот рассказ называется?

Дети. «Весна», «Весна в лесу»

Воспитатель. Этот рассказ написал Иван Сергеевич Соколов –Микитов и назвал его «Весна». А теперь, играем.

Игра «Хитрая лиса».

Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, до которого дотронулись, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому – нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами «хитрую лису». Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?»- и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли «лисичка». После трех вопросов «лиса» отвечает: «Я тут!»-и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны.

Когда лиса поймает 2-3 детей, игра заканчивается.

Воспитатель. В народе про весну придумали много загадок.

Отгадайте их.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года?

Дети. Весна.

Воспитатель.

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется…

Дети. Трава.

Воспитатель.

Самый первый, самый тонкий,

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется…

Дети. Подснежник.

Воспитатель.

Желтая, пушистая,

Нежная, душистая,

Боится мороза,

Называется…

Дети. Мимоза.

Воспитатель. Молодцы, отгадали все загадки. А теперь я предлагаю объяснить смысл пословиц о весне.

Воспитатель. Весною сверху печет, а снизу морозит.

Дети. Весною солнце сильнее греет, а земля еще холодная.

Воспитатель. Февраль силен метелью, а март – капелью.

Дети. В феврале часто метут метели, а в марте снег тает, капает с крыши.

Воспитатель. Грач на горе – весна во дворе.

Дети. Прилет грачей – праздник весны.

Воспитатель. Молодцы, дети, мы сегодня многое узнали о приходе весны. Скоро первый весенний праздник – 8 Марта – праздник мам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по познавательному развитию средняя группа: "Зимушка-зима в гости к нам пришла"

Беседа с детьми о признаках зимы, красоте зимней природе, о свойствах и качестве снега и снежинок. С использованием художественного слова....

конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"

занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....

Конспект по познавательному развитию "Весна пришла"

Познавательное развитие (окружающий мир)...

Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего развития детей «Пришла весна»

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыкально-художественная.Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, музыкально...

Конспект ОД по развитию речи «Пришла весна».

Цель: обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; образование родственных слов....

Конспект по познавательному развитию «Весна пришла» для первой младшей группы

Конспект по познавательному развитию «Весна пришла» для первой младшей группы...