«Речевое развитие ребёнка. Возрастные нормы».
материал по развитию речи

Вишневская Татьяна Юрьевна

Доклад к педсовету - 24.01.2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету от 24.01.2018 г.

учителя – логопеда Вишневской Т.Ю. на тему:

«Речевое развитие ребёнка. Возрастные нормы».

        Чёткая, правильная речь необходима ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития.

Трудности, которые встречаются ребёнку в процессе овладения речью.

Речь – это самая сложная психическая функция. Это процесс быстротекущий – не успел, не сосредоточился, не ухватил то, что сказано – и в результате пропустил, не уловил смысл, не понял, о чём говорится.

Кроме того, речь – это процесс символический. Слово – это всегда обобщение. Например, собака – это и чихуахуа – маленькая собачка, но это и мастиф, это и дог, это и пудель и т.д., то есть за всеми этими разными объектами - одно слово – собака. Значит, это – обобщение.

Слово – это символическая, закодированная звуками речи сноска на какой-то объект. Пример: стол – порядок этих звуков в русском языке обозначает предмет, за которым мы занимаемся, едим. А в английском языке – это другой набор звуков, в китайском языке – тоже другой и никак логически не связан с этим предметом. Представьте, как ребёнку непросто эту декодировку – в случаях восприятия речи и наоборот, это кодирование – когда он говорит, осуществлять. То есть, это  как шифровальщик и дешифровальщик работает ребёнок.

Как происходит понимание речи?

Что происходит в сознании ребёнка, когда он вынужден понимать речь, которая к нему обращена? Образное сравнение (для того, чтобы ощутить трудности, с которыми сталкивается ребёнок и учитывать их при работе):   представьте себе, что каждое слово было бы закодировано определёнными музыкальными нотами. И вот, звучит мелодия, и в этой мелодии надо распознать каждое слово, соотнести со своим лексическим запасом и т.д.

Что делает тот, к кому обращена речь? Он должен услышать, уловить произносимые звуки речи, адекватно их воспринять, разделить поток на слова, каждое воспринятое слово соотнести со своим лексическим запасом (если в словаре нет слова плинтус, то и чувственного образа не возникнет), уяснить грамматическое значение (покажи карандашом линейку, покажи карандаш линейкой), на основе мелодико – интонационных средств уловить вопрос, восклицание, иронию и пр. (– Какая красавица!) И, наконец, удержав при помощи памяти все услышанное, ПОНЯТЬ речь, то есть ДЕКОДИРОВАТЬ её.

Как происходит кодирование – т.е. перевод мысли в слышимую речь.

Если так сложно происходит восприятие речи, т.е.,декодировка, то кодировка, т.е. перевод мысли в речь, , ещё сложнее для ребёнка, особенно с речевыми нарушениями. В начале, человек, который начинает речь, должен свою мысль –– перевести во внутреннюю речь, которая отличается краткостью. Мысль первична, речь вторична. Во внутренней речи преобладают глаголы (глагольная цепочка обуславливает последовательность действий). Это программа высказывания.

Затем для каждой мысли формулируется грамотная полная фраза. Все слова в ней мысленно раскладываются на фонемы. Для каждого звука речи задаётся определённая артикуляционная поза. Также произносимой речи задаются выбранные темп (быстро - медленно), тембр, высота, ритм (для стихов), сила голоса (громче - тише) и прочие мелодико – интонационные параметры.

Всё это – интеллектуальные операции. Вот сколько сложностей стоит перед ребёнком, которому нужно пользоваться устной речью.

Подробнее о важности развития неречевых процессов:

Р.Е.Левина (советский педагог и психолог, дефектолог). Для формирования речи необходимо развитие вербализованных представлений об окружающем мире, основанных на расчлененном восприятии предметов и явлений и на элементарных обобщениях. Стол может быть квадратным, деревянным, на 4 ножках, но стол может быть круглым и стеклянным и на одной ножке. Это – обобщение и расчленение. Это – мышление. Речевой процесс? Нет. Но без него нет речи.

Д.Б.Эльконин (детский психолог, педагог). Развитие речи не возможно без стимуляции прочих познавательных процессов (высших психических функций). Это – внимание, зрительное восприятие, мышление. Однако существует и обратное влияние, причём, именно благодаря речи, оно получает безграничные возможности. Только когда мышление становится речевым, словесно-логическим, а это в норме происходит после 2 лет, только тогда оно поднимается на самую высокую ступень. Без этого, мышление остаётся на низком уровне

Ф.А.Рау (исследователь, изучал дефекты слуха и речи). Развитие высших психических функций не только основа общего развития ребёнка, но и пусковой момент в коррекции речи.  О каком развитии общем может идти речь, если ребёнок невнимателен, внимание его неполноценно, мышление его не развито.

К.Д.Ушинский (русский педагог). Называл грамматику «логикой языка». У ребёнка, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.

Норма психического развития ребёнка.

В норме ребёнок: добр, активен, открыт, доверчив, контактен, управляем, жизнерадостен. Тянется ко взрослым и детям, проявляет высокий интерес к окружающей действительности. У него ненасыщаемая жажда общения и познания!

Норма речевого развития ребёнка.

К 3-ём годам ребёнок хорошо понимает обращённую обиходно – бытовую речь, сам говорит фразами (1,5 –2,5 года), словарь примерно 1200 – 1500 слов. Постоянно задаёт вопросы.

Сформированы основные грамматические категории, падежные формы, используются служебные слова (предлоги, союзы).

Возникает контроль над речью собеседника и своей собственной (активно функционирует ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ)

В звуковом плане: высокая норма - 2 года, низкая норма - 4 года, в 3 года допустимы дефекты шипящих + трудных соноров.

К 6-7 гогдам словарь ребенка достигает 3000 – 3500 слов. Малыш уже свободно владеет речью и в состоянии выражать словами свои мысли и чувства, высказывать отношение к увиденному: спорит, рассуждает, отстаивает своё мнение, пытается убеждать.

Важным показателем уровня речевого развития речи ребенка старшего дошкольного возраста является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания (на скорую руку, ни свет ни заря и т.д.).

В то же время, быстро растущий словарный запас может характеризоваться не всегда точным пониманием новых слов и неправильным их употреблением. Взрослому необходимо исправлять ошибки ребёнка – при этом не следует повторять ошибочное произнесение слова – лучше несколько раз произнести слово правильно.

С какого возраста нужно исправлять неверное произношение у ребёнка?

Звуки – основной строительный материал человеческой речи и только при их чёткой точной передаче речь может быть понята правильно, а значит, служить средством общения.

Произносительные нормы родного языка малыш усваивает постепенно, примерно к 4,5 годам. Вначале заменяет трудные звуки (Р, Ш, Ж, Ч) более простыми (Ль, Й, Т, С), переставляет их, сокращает количество слогов в слове и т.п. До 3 - 4 – летнего возраста подобные явления считаются нормальными.

В 2-3 года недостатки произношения считаются возрастными. До 4 лет дефекты произношения являются нормальными, физиологически обусловленными. К 4 годам у ребёнка естественным образом формируются речевые механизмы, которые необходимы для правильного произношения. По различным причинам это формирование может задерживаться. Но дольше ждать, что проблемы уйдут сами по себе не стоит. После 4-х лет можно и нужно начинать логопедические занятия.

По данным научных исследований, примерно  40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована по возрасту, неверно поизносят звуки родного языка. Таким детям необходима помощь логопеда, которую необходимо осуществлять уже с 4, 5 лет. Нередки случаи, когда в более раннем возрасте, а именно в 3 и даже 2,5 года можно предположить, что ребёнку потребуется вмешательство логопеда. В таких случаях логопедическую работу можно начинать, не дожидаясь 4-летнего возраста.

Сохранившиеся после 5-ти лет нарушения звукопроизношения становятся не только косметической проблемой, но и препятствием в усвоении чтения и письма. Ребёнок, говорящий СТОЛА вместо ШТОРА, так и напишет.

После 8 лет ребёнок помимо устной речи активно пользуется письменной. Недостатки произношения отражаются на его письме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития ребёнка дошкольного возраста.

В данном сообщении описываются возрастные нормы речевого развития детей дошколтного возраста....

Нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет (консультация для родителей)

В данном буклете кратко изложены критерии речевого развития для ребёнка 4-5 лет (средняя группа)...

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6-7 ЛЕТ

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в...

Возрастные особенности развития ребёнка в норме

Этапы довербального и начального вербального развития, понимания речи; развитие тонкой моторики рук, обшей моторики, зрительно-моторной координации у детей от 0 до 6 лет...

Нормы речевого развития ребёнка 3-4 лет

Нормы развития речи в младшем дошкольном возрасте. Что должен уметь ребёнок 3-4 летнего возраста, какими речевыми  навыками овладевает. В каких случаях родителю необходимо обратиться к специалист...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Нормы речевого развития ребёнка

Каждого родителя волнуют  следующие  вопросы: « Правильно ли говорит мой ребёнок?», « Все ли звуки произносит?».  Незнание норм речевого развития часто приводит ...