Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Старкова Лариса Вячеславовна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием  схемы

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Программное содержание:

- учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

- продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

- активизировать словарь по теме;

- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

Задачи:

  • расширять знания детей о мире насекомых;
  • формировать элементарные представления о насекомых,  их внешнем виде, среде обитания;
  • участвовать в эмоционально-речевом общении  с взрослым и сверстниками в процессе познавательной и продуктивной деятельности;
  •  обогащать активный словарь детей, развивать произносительную сторону речи.
  • учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
  • продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
  • активизировать словарь по теме;

Материал к занятию:

 план - схема, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые,

картина с изображением ромашки с набором насекомых.

Предварительная работа:

рассматривание картинок, игрушек, чтение сказок  К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин, с изображением насекомых.

Мотивация:

«Насекомые нуждаются в помощи детей»

Ход занятия.

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, бабочка, комар, кровать.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь. Пришло письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. Ведь зимой насекомых не бывает.

Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют что и как нужно рассказывать).

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем воспитатель предлагает детям выбрать картинку и составить по ней рассказ о насекомом, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).

Физминутка.

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).

А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.

- Какие насекомые уселись на ромашку?

- Давайте расскажем, кто где находится?

И поиграем в игру «Закончи предложение».

                Муравей сидит около…(цветка)

                Божья коровка ползёт по… (листику)

                Шмель спрятался под…(листом)

                Гусеница сидит на… (цветке)

                    Бабочка порхает над…(цветком)

                    Жук сидит под…(цветком)

                   Стрекоза летает около…(цветка)

- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?

Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)

Итог: Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект НОД " Составление описательного рассказа о насекомых" с технологической картой

                                         Технологическая картаТема: « Составление описат...

Конспект НОД в группе детей старшего дошкольного возраста №9 «Составление описательного рассказа о насекомых»

Цель: создание условий для формирования умения у детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя мнемотаблицу.Образовательные задачи:-  создать условия для формированя у детей навык...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми среднего возраста «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Приложение 4 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...