Литературная викторина по произведениям Н. Носова
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Плечкина Светлана Владимировна

Закрепление знаний о рассказах Николая Носова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_razv_po_nosovu.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературная викторина» 

по произведениям Н. Н. Носова

в подготовительной группе «Гномики»

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, социализация.

Цель: обобщить знания детей о творчестве Н. Н. Носова.

Образовательные задачи:

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Обучающая: формировать устойчивый интерес к творчеству Н. Н. Носова.

Развивающая: развивать у детей чувство юмора, умение аргументировать, анализировать, обобщать. Развивать интерес к художественной литературе.

Воспитывающая: способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге, желание читать.

Образовательная область «Коммуникация»

Обучающая: приобщать к словесному искусству.

Развивающая: развивать связную речь, умение высказываться, отвечать на вопросы. Совершенствовать речь как средство общения.

Воспитывающая: способствовать активизации общения каждого ребенка.

Образовательная область «Социализация»

Обучающая: поддерживать интерес к книге как источнику информации и эмоциональных переживаний.

Развивающая: обогащать духовный мир детей через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев.

Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к произведениям художественной литературы.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Дружок»«Огурцы»«Карасик»«На горке»«Бобик в гостях у Барбоса»«Живая шляпа»«Саша», чтение сказки «Приключение Незнайки и его друзей». Разучивание загадок, рассматривание иллюстраций. Изготовление эмблем для команд.

Воспитатель: Ребята, давайте начнём наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее!

Игра «Привет, сосед!»

(Дети поворачиваются к своему соседу и, глядя в глаза, друг другу, произносят слова)

Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие, а в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

1 слайд

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. Он сочинял не только рассказы, но и сказки для детей. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Рассказы Николая Носова переведены на многие языки мира, их читали и 20 и 30 лет назад, поэтому они нравятся не только детям, но и их родителям, бабушкам, дедушкам.

Сегодня мы с вами проведём викторину по произведениям Николая Носова. Покажем гостям, как хорошо мы знаем эти произведения.

У каждой команды будет своё название. Одна команда будет называться «Фантазёры», другая команда -  «Затейники». За каждый правильный ответ команда получает леденец. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество леденцов. (дети предварительно разучили девиз для каждой команды)

Предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Команда «Затейники»

Наш девиз:

Затейники не знают скуки –

Мы умельцы на все руки!

Наш девиз: не унывать,

Все пройти и все узнать.

Команда «Фантазеры»

Наш девиз:

Фантазерам нет и дела,

До житейских серых дней.

Фантазировать умеем,

чтоб всем было веселей.

2 слайд

Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем,

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Команды исполняют песню «Кузнечик» на слова Н. Носова

1 задание «Угадай, что лишнее»

3 слайд

Воспитатель: посмотрите на экран и определите, что здесь лишнее и к какому рассказу относятся эти картинки. (дети называют лишнее и узнают рассказ).

4 слайд

На экране появляются иллюстрации к рассказу Н. Носова «Живая шляпа».(дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы).

1. Какой предмет «ожил» в доме Вадика? (шляпа)

2. Куда побежали ребята спрятаться от шляпы? (на кухню)

3. Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу? (кочергу)

4. Кто оказался под шляпой? (котенок)

5. Как звали котенка, оказавшегося под шляпой? (Васька)

6 .Чем Володя швырял в шляпу? (картошкой).

Воспитатель: молодцы, обе команды угадали произведение.

Следующее задание.

5 слайд

Найди лишнее и угадай, к какому рассказу подходят эти картинки – дети отгадывают. Появляется слайд с картинками к рассказу «Бобик в гостях у Барбоса»

 А теперь поиграем в «Испорченный телефон».

Дети строятся в две шеренги.

Первым игрокам в команде шёпотом на ухо говорится название какого-нибудь рассказа Н. Носова. Дети должны передать эти слова друг другу. Чья команда быстрее и правильнее выполнит задание!

6 слайд

Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя.

1. «Бобик в гостях у Барбоса» - это рассказ или сказка. (сказка)

2. Чем отличается рассказ от сказки? (в рассказе происходят реальные события, а в сказке выдуманные)

3. Как Бобик назвал расческу (пила)

4. Куда Барбоска влез лапой, и как это произошло. (в кастрюлю с киселем, когда полез за пирогом).

7 слайд

Воспитатель: что лишнее на этой картинке? К какому произведению она относиться? (кошка, «Дружок»).

8 слайд

1. Что мальчики сделали с чемоданом, и зачем? (проделами гвоздем дырки, чтоб дружок не задохнулся).

2. Как Мишка отвлекал пассажиров в поезде, чтоб они не услышали Дружка (читал стихи)

3. Как мальчики пытались найти щенка (расклеивали записки по городу)

Воспитатель: слушаем следующую загадку:

Стоит на комоде стеклянный сосуд

Улитки и рыбка в сосуде живут

Но только оттуда ты рыб не лови!

На рыбку красивую просто смотри.

12 слайд

Воспитатель:

1. Что подарила Виталику мама? (аквариум с рыбкой)

2. Как она называлась? (карасик)

3. На что поменял Виталик карасика (на свисток).

4. Как звали друга Виталика (Сережа).

5. Что взял со стола Виталик и для кого (котлету для кота Вас

Ведущий: Ребята, я буду по очереди доставать предметы из коробки, каждая команда должна догадаться, о каком произведении идет речь (за каждое правильно отгаданное произведение команда получает леденец).

1. Шляпа («Живая шляпа»)

2. Огурец («Огурцы»)

3. Лопата («На горке»)

4. Пистолет («Саша»)

5. Нитка с иголкой («Заплатка»)

6. Леденец («Леденец»)

7. Фуражка («Милиционер»)

8. Отвертка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»

задание «Угадай по стихотворению»

Воспитатель: ребята, слушайте внимательно стихотворение и скажите, к какому рассказу оно может подойти.

Я вчера пугал бабулю

Та вздыхала «ох!» и «ах!»

Заряжал я в дуло пули

А потом стрелял «пиф – паф!»

Ничего себе игрушка – испугалась старушка.

Дети называют рассказ, если затрудняются ответить, появляется следующая картинка.

9 слайд

1. Что просил у мамы Саша? (пистолет)

2. У кого еще, кроме мамы, Саша просил игрушку? (у сестер)

3. Кто испугался выстрела из Сашиной игрушки? (старушка)

4. Зачем зашел к Саше в квартиру милиционер? (отдать пистолет)

 Задание «Отгадай загадку - найдешь ответ»

Он хрустящий, ароматный

И на вид весьма приятный

Всякое украсит блюдо

А соленый – просто чудо!

Любит он тепло и влагу

Огород ему во благо

Кто же этот молодец?

Ну конечно … (огурец).

О каком произведении идет речь?. Правильно - «Огурцы».

10 слайд

1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька? (огурцы)

2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными овощами? (отнести обратно)

3. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы? (пояснил, что это неправильно)

4. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька? (один)

Дети вместе с воспитателем анализируют поступки героев.

 Все ли названия произведений принадлежат Н. Носову.

Каждой команде названия произведений задаются по очереди.

- «Дружок» (Да)

- «Русалочка» (Нет)

- «Незнайка на луне» (Да)

- «Фантазёры» (Да)

- «Дюймовочка» (Нет)

- «Бобик в гостях у Барбоса» (Да)

- «Стойкий оловянный солдатик» (Нет)

- «Огурцы» (Да)

.

 Игра «Рыболовы» (эстафета с «магнитной рыбалкой» – какая команда быстрее выловит всех рыбок)

В конце – награждение, просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Литературная викторина для детей подготовительной группы с целью закрепления произведений Н.Носова...

конспект занятия по теме : «Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова»

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детейо жизни и творчестве Н.Н.Носова...

Литературная викторина по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Заключительная часть проекта " Приключения Незнайки и его друзей"- литературная викторина с веселыми заданиями по содержанию произведения, а также игры со словами и  подвижные игры....

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Программное содержание:1.      В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.2....

«Литературная викторина по произведениям Н. Носова».

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с использованием информационно-коммуникативной технологии, игровой технологии и технологии предметно-развивающей среды....

Литературная викторина по произведениям Н.Носова в подготовительной группе

Конспект направлен на закрепление знаний по произведениям Н.Носова с детьми подготовительной группы....

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Литературная викторина в подготовительной группе...