«Невероятные приключения в зимнем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Захарова Елена Анатольевна

Интегрированная образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_zimoy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность

 «Невероятные приключения в зимнем лесу»

 Подготовили и провели

воспитатель Захарова Е.А.,

 учитель-логопед Рузанова Л.А.

Цель: Активизировать словарный запас детей, расширять представления

 об окружающем мире по теме «Дикие животные».  

Задачи:

Образовательные:

  •  Упражнять детей различать и называть диких животных наших лесов.
  •  Продолжать работу по обогащению словаря детей, упражнять в словообразовании, подборе синонимов, антонимов, усвоении многозначных слов.
  • Вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику.
  • Совершенствовать умение употреблять в речи  сложные слова, точные глаголы.
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
  • Учить детей употреблять в речи простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
  • Совершенствовать фонематический слух.

      Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость.

      Воспитательные:

  • Развивать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать.
  • Развивать доброжелательное отношение к природе, животным.
  • Формировать экологические представления детей.

Здоровьесберегающие технологии: смена режима динамических поз (сидя, стоя, физкультминутка, соблюдение продолжительности занятия (30 минут)

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, ковролинограф, мольберт, интерактивная доска, аудиозапись со звукоподражаниями различных животных, танграм со схемами, игрушки из фетровой ткани, листы с набором букв, карточки с заданиями, карандаши.

Ход занятия.

Логопед и воспитатель входят в зал с детьми.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Поздоровайтесь с  гостями, улыбнитесь им. Сейчас самый разгар зимы: много снега намело, вьюги, морозы. Интересно, как же  зимуют дикие животные в лесу? Хотите узнать?  

На экране появляется Сова.

Сова: Ой, беда, беда в нашем лесу! На улице – зима, а у нас всё наоборот. Медведь не спит и целыми днями и ночами бродит по лесу, а как ревёт на весь лес, всех пугает! Волк стал добрым-предобрым, дружит с зайцем. А заяц-то в знак дружбы с серым волком отказался менять серую шубку на белую! Белка сидит у проруби, ловит рыбку, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Лиса не слезает с дерева, живёт в беличьем дупле, а олень ушёл зимовать в Африку, где полно диких обезьян. Нашему Лешему стало скучно в зимнем лесу, и он решил пошутить. А чтобы всё вернулось на свои места, надо выполнить сложные задания, которые он придумал. Что теперь будет? Помогите всё исправить, ребята! Ждём вас в лесу!!! В нашем лесу растут ели, сосны, дубы, берёзы, осины, рябины. Приезжайте к нам скорее!!!

Воспитатель: Дети, что же нам делать? (Помочь…) Справимся ли, ведь задания сложные, трудные (да).  На чём же нам отправиться в зимний лес?

Музыкальный руководитель: В путь-дорогу мы отправимся с задорной песней!

Дети поют:
    Мы любим зиму снежную,

Морозные деньки.

Мы любим санки быстрые,

И лыжи, и коньки.

На проигрыш дети «едут на санках, лыжах, коньках» (слайды – зимняя березовая роща, сосновый и смешанный лес). Воспитатель по ходу слайдов беседует, через какой лес «едут» дети.

Воспитатель: Ребята, какие деревья вы видите по сторонам? (берёзы) Как называется этот лес? (березовая роща) А здесь что растёт? (сосны) И лес этот называется….(сосновый бор). Посмотрите, какие деревья в этом лесу? (дети перечисляют деревья) Ну что, ребята, нам стоит двигаться дальше? (Нет, мы в лесу, который называется смешанный лес).

На экране слайд с анимацией (открывается конверт, а там задание)

Логопед: А вот и первое задание. Ребята, вам нужно отгадать животных по их шуточным прозвищам и объяснить свой выбор.

 «Загадочные животные»

Длинноухий короткохвостик –

Коротколапый колючка –

Косолапый топтыгин –

Пушистохвостая хитрюга –

Серый куцехвост –

Рогатый травоед -

(На экране появляются ответы: животные и стрелки на акцентируемые признаки)

 В конце медведь «лёг спать в берлогу».

Логопед: Ребята, вы справились с заданием. Посмотрите на экран. Что произошло? (Медведь уснул в берлоге).

Но нам нужно двигаться дальше, спасать других животных. Встаём на лыжи, и вперёд! (Дети с логопедом под музыку делают круг и возвращаются к экрану. Произносят слова:

Мчаться.

Мчаться.

Мчаться.

Мчаться,

С буйным ветром повстречаться!

Чтоб звенело, чтоб несло,

Чтобы щеки обожгло!

На экране конверт со 2-м заданием)

 Логопед: Посмотрите, нам прислали второе задание. Назовите жилище каждого животного и составьте с парой слов интересное предложение (Пример: Пчела – улей. Ранним утром пчела выбралась из улья и полетела на луг, чтобы собирать с цветов сладкий мёд).

«Разные жилища»

Белка –

Бобер –

Волк –

Лиса –

Медведь –

Слайды. В конце волк гонится за зайцем.

 Логопед: Молодцы, дети, вы справились с заданием. Посмотрите на экран – волк снова охотится на зайца. Как хорошо у вас получается выручать животных из беды, оправляемся на помощь следующему животному. (Дети с логопедом под музыку делают круг и перемещаются к мольберту. На экране конверт с 3-им заданием. На мольберте изображения различных животных)

Логопед: Рассмотрите животных, вспомните, кто из них как зимует и угадайте, кто из животных может так сказать про себя.

 «Кто как зимует?»

  • Сделаю запас еды на зиму. (Мышка)
  • Построю надежное и теплое жильё. Устрою в доме или рядом с ним продовольственный склад. (Крот)
  • Обойдусь без зимней спячки. И спать не собираюсь, и запасов делать не буду. (Лиса, заяц)
  • Буду всю зиму спать, весну ждать (Медведь)
  •  Зимой не сплю, запасов не делаю, я не хищник, хотя и очень крупного размера. (Олень)

      Логопед: Правильно, это олень.

Физкультминутка «У оленя дом большой» (проводит воспитатель по физкультуре).

В конце олень – в зимнем лесу.

Логопед: Отлично, дети, и снова в путь. (Дети с логопедом под музыку делают круг и перемещаются к мольберту. На экране конверт с 4-ым заданием.

Логопед:  Однажды утром животные проснулись и увидели, что  хвостов у них нет. Давайте поможем нашим животным вернуть свои  хвосты. Подойдите к ковролинографу и возьмите каждый по одной детали. А теперь вам нужно найти пару.

«Чьи уши и хвосты?»

(Дети расставляют правильно хвосты животным, называя притяжательные прилагательные.)

(В конце заяц меняет серую шубку на белую.)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Посмотрите, заяц поменял серую шубку на белую. Идём дальше. Ребята,  а впереди река. Что же нам делать?  (Поехать на коньках)

 (Дети с воспитателем под музыку делают круг и возвращаются к экрану. На экране конверт с 5-ым заданием)

Воспитатель: Послушайте рифмовку - подсказку и по образцу подберите слова – действия.

Ветер холодный песню принес,

Песню пролаял охотничий пес,

Песенку милую бык промычал,

Кот промурлыкал, а лещ – промолчал.

  «Рычит или молчит?»

Волк –

Медведь –

Филин –

Лошадь –

Сорока -

Слон –

В конце белка –  грызёт орешки.

Воспитатель: Молодцы, и белке вы помогли, она вернулась в своё дупло. Логопед: Отправляемся дальше на помощь. (Дети с логопедом под музыку делают круг и возвращаются к экрану. На экране конверт с 6-ым заданием)

Логопед: Ребята, послушайте меня внимательно и скажите, какое слово лишнее и почему? Объясните свой выбор.

          «Найди лишнее»

Медведь, лиса, корова, белка

Карась, лось, щука, акула

Корова, коза, лиса, лошадь

Медведев, Волков, Иван, Лисицын

Веселый, вкусный, осторожный, грустный

     Тополь, береза, шиповник, липа

(Логопед называет группы слов, если дети называют правильно лишнее слово, на экране появляется весь набор нужных картинок, лишняя картинка исчезает)

(В конце лиса -  в норе).

 Воспитатель: Какие же вы молодцы! Дети, вы готовы продолжить помогать лесным жителям?  (Да) Тогда снова отправляемся в путь. (Дети с логопедом под музыку делают круг и возвращаются к экрану. На экране конверт с 7-ым заданием).

Логопед: Дети, для того, чтобы выполнить следующее задание, вам нужно разбиться на 2 команды. Молодцы! А теперь найдите спрятавшиеся на строчках слова «ЁЖ» и «ВОЛК» и обведите их карандашом.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы помогли навести порядок в зимнем лесу, потому что справились со всеми заданиями. Вам было трудно? (нет). Тогда отправляемся назад, в наш детский сад.

Под музыку дети выполняют движения в обратном порядке, на слайдах лес – также в обратном порядке.

Логопед: Вот мы и вернулись.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие в зимний лес? (да). Кому вы помогли? (диким животным). А сейчас я предлагаю выложить диких животных по образцу с помощью деталей танграма.

 Педагоги предлагают детям попрощаться с гостями, дети уходят в группу.

Используемая литература:

1. Дьяченко В.Ю. Развитие речи. Тематическое планирование занятий.- Волгоград: Учитель, 2008.

2. Левчук Е.А.Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте.-Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

3. Ткаченко Т.А. Легко и точно подбираем слова. Рабочая тетрадь для  детей 4 - 7 лет.- Москва: ЮВЕНТА, 2008.

Логопед: Ребята, послушайте меня внимательно

 и скажите, какое слово лишнее и почему?

Объясните свой выбор.

          «Найди лишнее»

Медведь, лиса, корова, белка

Карась, лось, щука, акула

Корова, коза, лиса, лошадь

Медведев, Волков, Иван, Лисицын

Веселый, вкусный, осторожный, грустный

     Тополь, береза, шиповник, липа

Логопед: Рассмотрите животных, вспомните,

 кто из них как зимует и угадайте, кто из

животных может так сказать про себя.

 «Кто как зимует?»

  • Сделаю запас еды на зиму. (Мышка)
  • Построю надежное и теплое жильё.

Устрою в доме или рядом с ним продовольственный склад. (Крот)

  • Обойдусь без зимней спячки. И спать не собираюсь,

и запасов делать не буду. (Лиса, заяц)

  • Буду всю зиму спать, весну ждать (Медведь)
  •  Зимой не сплю, запасов не делаю, я не хищник,

 хотя и очень крупного размера. (Олень)

Логопед: А вот и первое задание. Ребята, вам

нужно отгадать животных по их шуточным

прозвищам и объяснить свой выбор.

 «Загадочные животные»

Длинноухий короткохвостик –

Коротколапый колючка –

Косолапый топтыгин –

Пушистохвостая хитрюга –

Серый куцехвост –

Рогатый травоед -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в средней группе тема: «Приключение в зимнем лесу»

Программное содержание:1.     Формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке, отвечать на вопросы предложением, использовать правильно предлоги в речи (в, на, за, п...

"Приключения в зимнем лесу"

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе....

"Невероятные приключения колобков в лесу"

Дидактическая -настольная игра...

«Новогодние приключения в зимнем лесу» Сценарий праздника для детей старшей группы.

Цель: создать праздничное настроение и волшебную атмосферу; развивать артистические способности детей; продолжать закреплять умение выступать перед публикой. Материалы и оборудование: снежны...

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» Тематическое занятие в подготовительной к школе группе.

Цель:Познакомить детей с традициями  праздника Масленица с помощью творчества русских композиторов, художников, народную песню.Задачи:Способствовать проявлению интереса и эмоциональной отзывчивос...

Конспект НОД по развитию речи посредством интеграции образовательных областей "Приключения в зимнем лесу" в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Познание – ФЦКМ», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».Задачи:Фо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. Тема: « Невероятные приключения в сказочном лесу».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в среднейгруппе. Тема: «Невероятные приключения в сказочном лесу». Интеграция образовател...