Эссе «Развитие речи в работе по познавательному развитию детей».
статья по развитию речи

Феклина Елена Юрьевна

Эссе

«Развитие  речи в  работе по познавательному развитию детей».

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Познавательно-исследовательская деятельность –

          это основа существования человека. Речь соединяет

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                людей в их деятельности, оказывает огромную

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           услугу в познании мира.

 

   С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. Речь состоит из слов, и самая первая задача – это в процессе познавательного развития формировать  словарь ребёнка. Поэтому на занятиях и в повседневной жизни мы стараемся пополнять и активизировать словарь дошкольников (назови предмет, из каких частей и материалов он изготовлен?), при знакомстве с предметами и явлениями жизни учим употреблять глаголы, прилагательные, наречия, предлоги. Рассказывая о профессиях, вводим существительные и глаголы, обозначающие трудовые действия,  познавая пространство и время, учим ребят определять местоположение предметов: слева, справа, внизу, около, между и другие;  наблюдая природу, вводим такие понятия, как времена года, части суток,  развиваем умение использовать в речи антонимы (день – ночь, светло – темно, обобщающие слова – овощи, фрукты, животные и т. д.)

    В процессе познавательного развития дошкольника совершенствуем и звуковую культуру речи, закрепляем и отрабатываем правильное произношение детьми гласных, согласных, свистящих, шипящих и сонорных звуков. Очень помогают развивать дикцию и фонематический слух игры познавательного характера: «Назови животное»,  «Лото», «Где спрятался звук?» На занятиях, прогулках, экскурсиях, беседах, в исследовательской деятельности формируем грамматический строй речи, умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, называть детёнышей животных (лисята лисят, медвежата – медвежат, верно употреблять  форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).  В беседах и консультациях с родителями советуем закреплять дома полученные в детском саду знания о форме повелительного наклонения глаголов : ляг, лежи. Несклоняемых существительных: пальто, пианино, кофе, какао. Поощряем словотворчество, тактично подсказываем общепринятый образец слова, предлагаем читать сказки. 

   Познавательные беседы совершенствуют связную речь, развивают умение рассказывать, описывая предмет, картину (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом). Чтобы связно рассказать о чем - то,  нужно уметь исследовать, анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (например: песок – это сыпучий материал, он состоит из маленьких твердых песчинок, из  сухого песка  трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить). Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер).

       Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Расширяем словарь, исследуя речь, знакомим с синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход).

   Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: проекты, занятия, экскурсии, целевые прогулки, самостоятельная деятельность детей развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке: «Откуда взялся ветер?»,  «Ходит капелька по кругу»,  «Для кого дерево дом?» Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение, развивают уверенность в себе.

    К своей работе мы привлекаем родителей, пропагандируя через папки-передвижки, консультации, советы, рекомендации методы и приёмы развития речи детей в повседневной деятельности  в процессе познания окружающего мира. Родители с удовольствием приняли участие в познавательно-речевой викторине «Что, где, когда», отвечали на вопросы, соревновались в интеллектуальных конкурсах, стали активными помощниками в познавательно-речевом развитии ребёнка.

      Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка.

 

Использованная литература.

 Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.                  

 Сухонина Н. И. Развитие связанной речи у дошкольников/ Журнал "Дошкольная педагогика", 2005, № 7-8

 Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ сфера. 2009

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Развитие  речи в  работе по познавательному развитию детей».

Познавательно-исследовательская деятельность –

 это основа существования человека. Речь соединяет

                                    людей в их деятельности, оказывает огромную

 услугу в познании мира.

   С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. Речь состоит из слов, и самая первая задача – это в процессе познавательного развития формировать  словарь ребёнка. Поэтому на занятиях и в повседневной жизни мы стараемся пополнять и активизировать словарь дошкольников (назови предмет, из каких частей и материалов он изготовлен?), при знакомстве с предметами и явлениями жизни учим употреблять глаголы, прилагательные, наречия, предлоги. Рассказывая о профессиях, вводим существительные и глаголы, обозначающие трудовые действия,  познавая пространство и время, учим ребят определять местоположение предметов: слева, справа, внизу, около, между и другие;  наблюдая природу, вводим такие понятия, как времена года, части суток,  развиваем умение использовать в речи антонимы (день – ночь, светло – темно, обобщающие слова – овощи, фрукты, животные и т. д.)

    В процессе познавательного развития дошкольника совершенствуем и звуковую культуру речи, закрепляем и отрабатываем правильное произношение детьми гласных, согласных, свистящих, шипящих и сонорных звуков. Очень помогают развивать дикцию и фонематический слух игры познавательного характера: «Назови животное»,  «Лото», «Где спрятался звук?» На занятиях, прогулках, экскурсиях, беседах, в исследовательской деятельности формируем грамматический строй речи, умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, называть детёнышей животных (лисята лисят, медвежата – медвежат, верно употреблять  форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).  В беседах и консультациях с родителями советуем закреплять дома полученные в детском саду знания о форме повелительного наклонения глаголов : ляг, лежи. Несклоняемых существительных: пальто, пианино, кофе, какао. Поощряем словотворчество, тактично подсказываем общепринятый образец слова, предлагаем читать сказки.  

   Познавательные беседы совершенствуют связную речь, развивают умение рассказывать, описывая предмет, картину (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом). Чтобы связно рассказать о чем - то,  нужно уметь исследовать, анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (например: песок – это сыпучий материал, он состоит из маленьких твердых песчинок, из  сухого песка  трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить). Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер).

       Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Расширяем словарь, исследуя речь, знакомим с синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход).

   Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: проекты, занятия, экскурсии, целевые прогулки, самостоятельная деятельность детей развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке: «Откуда взялся ветер?»,  «Ходит капелька по кругу»,  «Для кого дерево дом?» Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение, развивают уверенность в себе.

    К своей работе мы привлекаем родителей, пропагандируя через папки-передвижки, консультации, советы, рекомендации методы и приёмы развития речи детей в повседневной деятельности  в процессе познания окружающего мира. Родители с удовольствием приняли участие в познавательно-речевой викторине «Что, где, когда», отвечали на вопросы, соревновались в интеллектуальных конкурсах, стали активными помощниками в познавательно-речевом развитии ребёнка.

      Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка.

Использованная литература.

 Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.                  

 Сухонина Н. И. Развитие связанной речи у дошкольников/ Журнал "Дошкольная педагогика", 2005, № 7-8

 Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ сфера. 2009

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

«Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»

Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...