Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи»

Звук «П» «ПЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rr_v_sredny_gruppe.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель: Городнова Н.В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи»

Звук «П» «ПЬ»

                                                     

Цель:

     - Формирование правильного произношения звука «П», изолированно, в словах и фразах.

Задачи:

  • -Укреплять артикуляционный аппарат;
  • Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке;
  • Научить четко произносить звуки [П], [П'], дифференцировать их на слух и в произношении;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать умения соотносить движения с текстом;
  • Совершенствовать мелкую моторику

Структура занятия
1. Вводная часть
2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство с новой темой

4. Ориентировка в пространстве. Развитие слухового внимания

5. Пальчиковая гимнастика
6. Закрепление правильного звукопроизношения

7. Итог

Оборудование: игрушки мышата Пик (серый) и Пак (белый); картинки (пуговица, пингвин, птенец, пирожок, пижама, письмо); презентация; карточка с изображением буквы П; счётные палочки; нитки шерстяные, картинки с изображением разных предметов. Мягкий, зелёный куб, синий деревянный кирпичик.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это мышата Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.

II. Артикуляционная гимнастика

- Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте сделаем гимнастику для губ и языка.

«Язычок пошел гулять»

Погулять язык собрался (открыть рот)

Он умылся (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался (Несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть язык вперед и спрятать обратно)

На прохожих оглянулся (провести языком по губам)

Вправо, влево повернулся (повернуть язык в указанные стороны)

Вниз упал, наверх полез (опустить язык, а потом поднять)

Раз – и в ротике исчез (спрятать язык во рту).

III. Знакомство с новой темой.

Воспитатель: Пак и Пик принесли с собой загадки, и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям? 

Мелкие кружочки
В дырочки нырнули,
Словно на замочки
Куртку застегнули.
(Пуговицы)

******

Не гнездиться, не летает,
В Антарктиде обитает
Средь заснеженных равнин
Мореплаватель

 (Пингвин)

*******

Домик круглый, домик белый, 
Домик был сначала целый, 
А как треснул наконец, 
Так и выскочил … (птенец)

******

Будто булочка он с виду,

А внутри его повидло.

Скушай же скорей, дружок,

Сладкий, вкусный … (пирожок)

******

Знаю я, друзья, на "пять",

В чем мне спать, а в чем гулять:

Днем на солнце я в панаме,

Ночью сплю я в чем? - В... (пижаме)

******

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.( Письмо)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите ребята, какой первый звук повторяется в наших отгадках – пуговица, пингвин, птенец, пирожок, пижама, письмо

Дети: Звук [п].

Воспитатель: Правильно, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

Артикуляция звука «П» . «Воздух в носик надувайся! «П» сквозь зубы прорывайся!

Физкультминутка.

Наклоняемся с хлопком

и с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, Вниз и вверх,

ну-ка хлопни громче всех!

На одной ноге поскачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Мы немножко отдохнём

и на занятия пойдём.

Воспитатель: Немного отдохнули и можем снова заниматься. (Дети проходят к столам).

Воспитатель: -Ребята, звук «П» может быть как твердый «П»,  берём синий кирпичик, так и мягкий «ПЬ», берём в руки зелёный тканевый куб. Сейчас мы с вами посмотрим в каких словах этот звук твердый, а в каких мягкий. (Презентация).

Воспитатель: Мы с вами увидели, что звуки «П» и «ПЬ» могут быть как в начале слова («П» - павлин, «Пь» - пирог). В середине слова (Лампочка), а также в конце слова (лампа). Обращаю внимание детей на схему.

А теперь ребята, я предлагаю вам самим подумать, посмотреть вокруг  и назвать слова, в которых есть звук «П» или «ПЬ».

Воспитатель: - Предлагаю  дальше  поиграть. Я буду произносить разные слова, а вы, как только услышите в слове звук «П», должны хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем: Яблоко, птица, петух, плита, дом, пирамидка паук, машина, поезд, лампа, дерево, груша, поросенок, пенек, заяц, , мяч, погремушка.

Воспитатель: -Молодцы ребята! Вы хорошо слушали слова и правильно хлопали.

Заучивание чистоговорки

Па-па-па – на столе крупа

Пы-пы-пы – нет крупы

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп

Уп-уп-уп – мы ели суп.

IV. Знакомство с буквой “П»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п'] обозначаются одной буквой?

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Воспитатель: Ребята, на что похожа буква П?

Дети: -На ворота

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте потренируемся и в воздухе, волшебным пальчиком нарисуем эту букву.

-А теперь предлагаю посмотреть, какие чудесные превращения могут произойти со словом, в котором есть звук «П». (Презентация)

-Прежде, чем выполнять следующее задание, нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Покажу я вам игрушки…»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.  

- Ребята, у  вас на столах лежат палочки. Составьте из них букву «П». Сколько палочек вам потребуется?

Дети: три.

Воспитатель: Правильно, три палочки. 2 палочки по бокам и одна сверху.

-Ребята, а теперь попробуйте выложить букву«П», из нити .Скажите из чего было проще составить ? Почему?

 (Дети выполняют задание).

V.  Закрепление  материала.

Воспитатель: - Ребята Пик и Пак хотят с вами еще поиграть. Давайте покажем им, как мы хорошо умеем различать звук «П» в словах. По  нашей группе,  вывешены картинки. Игра «Найди лишнее».

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

VI. Итог занятия.

Воспитатель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п'] и буквой П.

Воспитатель: Ребята, чтобы наши друзья - Пик и Пак не забыли, с каких звуков начинаются их имена, давайте им напомним.

Дети: Пик — Звук [п'] мягкий звук,Пак — Звук [п] – «П» твердый звук

Воспитатель: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему : «По дороге колобка» Образовательная область: «Речевое развитие»

Данный конспект воспитывает у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения          Формировать знания детей скатыванию теста в ша...