Итоговое занятие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Итоговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_srochno.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках весны и типичных весенних явлениях в природе.

Задачи:

I.Развивающие.

1. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

3. Развивать речевой слух, словесно-логическое мышление, память, внимание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

II. Образовательные.

1. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Весна».

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, сложных слов).

3. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, весна, ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи.

4. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений).

III. Воспитательные.

1. Формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие , художественно- эстетическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание пейзажных картин: И.Левитана «Март», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Детеныши животных», «Звонко капают капели».

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, записи музыкальных произведенийЧайковский « Времена года», мольберт, солнце с отдельными  лучами для магнитной доски, мяч, демонстрационный карточки (костер, солнце, лампочка), карточки с изображением весенних примет, схема составления описательного рассказа о весне, карточки с изображением солнца (по числу детей), клей-карандаш, пшено, салфетки.

Ход нод:

Психологический этюд «Солнышко» в сопровождении музыки Паганини «Адажио» соната №5.

Воспитатель: Встанем в круг, ребята. Наступила весна, солнышко начало пригревать. Давайте с вами представим, что мы – одно большое солнышко. Тёплое, ласковое… Закройте глазки, почувствуйте себя тёплым солнечным лучиком. Подарите друг другу своё хорошее настроение и тепло.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери нашей группы меня встретил почтальон и вручил мне письмо с надписью «Детский сад №44» , группа №8.. Я решила дождаться вас и вместе посмотреть, от кого же это письмо. Давайте откроем его и посмотрим, что в нем. А в письме лежит диск с надписью «сказка». Давайте посмотрим его и узнаем, что за сказка в нем спряталась. Просмотр презентации «В гости к весне». (Воспитатель в ходе просмотра читает сказку от имени сказочного персонажа «Весна»).

Весна: Здравствуйте, ребята. Я, Весна - красна, хочу обратиться к вам за помощью. Но сначала, я расскажу вам сказку.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место мне - Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А я им сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Вот я и прошу у вас помощи, ребята, ведь весна уже наступила, а зима и не думает уходить от нас.

Воспитатель: Ребята, Весна поставила перед нами трудную задачу. Нам предстоит узнать о каком чуде - чудном она говорила. А в конверте она оставила нам подсказку. Посмотрите, здесь три картинки – солнце, костер, лампочка. Какой из этих предметов поможет Весне победить холод.

Дети. Солнце!

Правильно, ребята самое главное, доброе и большое чудо – это солнце. Только солнце у нас какое-то странное, невеселое. Чего не хватает у нашего солнца?

Воспитатель: Угадали вы, ребята. Это солнышко красное. Только похитила зима у солнца лучи и спрятала их в своем снежном королевстве. Если мы, ребята, поможем освободить солнечные лучи от чар проказницы-зимы, и преодолеем все трудности на нашем пути, то сможем помочь Весне и лесным обитателям вступить в свои права. Поможем, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну что же, ребята, пора нам отправляться в путь .Но сначала мы должны вспомнить приметы весны. Вы готовы?

Дети. Да!

Воспитатель. А помогут нам в этом моделями (дети работают с моделями)

Молодцы, ребята ! Но чтобы освободить первый лучик, Зима приготовила вам следующее испытание.

Подарите солнышку ласковые слова. (Ласковое, весёлое, озорное, нежное, лучистое …).

А теперь вместе с вами назовем, с чем можно сравнить солнце. Игра «Сравни и назови».

Солнце желтое, как … (одуванчик)

Солнце круглое, как … (мячик)

Солнце ласковое, как … (бабушка)

Солнце румяное, как … (яблоко)

Воспитатель . А что хорошего в солнце?

Дети.От солнца тепло, радостно , растут растения.

Воспитатель.Скажите,а что плохого в солнце?

Дети.На солнце можно обгореть. Оно жаркое. Может ослепить.

В:Правильно.

Воспитатель: Посмотрите, вот и первый луч, давайте отнесем его солнышку.

Воспитатель. Можно отправляться в путь дальше:

Потопают ножки

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

Скакали,скакали

И встали, стоп (Останавливаются)

Воспитатель. Послушайте,что вы слышите?

 ( Звуки шума леса)

Дети. Шум деревьев.

Воспитатель .Ребята, мы пришли к владениям весны! Посмотрите, какой красивый терем!

(Выходит весна).

Весна: «Здравствуйте, ребята. Ждала я вашего прихода. Помогите мне, пожалуйста, разбудить природу от зимнего сна и проводить зиму со двора!

Воспитатель! Дорогая Весна, Мы готовы тебе помочь и  уже вернули один лучик твоему помощнику, солнышку!

Весна! Молодцы, ребят! А  какие  деревья растут в лесу? (ответы детей). А знаете, мне кажется, что наша Вика очень похожа на берёзу, а Лера на иву, Полина стройная, как осинка молоденькая. А давайте превратимся в деревья. На одной ножке повернитесь и в любое дерево превратитесь.

Мини-этюд «Дерево».

- Чувствуете, как ласково греет вас солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли; на ваших веточках набухают почки, и появляются первые нежные, клейкие листочки. Закачали деревья своими веточками, сначала тихо, потом всё сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

- На одной ножке покрутитесь и в себя превратитесь. Понравилось вам быть деревьями? Чему вы порадовались, когда были деревьями? Что почувствовали? (ответы детей).

Весна. Ребята, вы смогли разбудить лес от зимнего сна и освободить еще один лучик! Давайте мы его вернем солнышку!( дети прикрепляют еще один лучик!

В:Можно отправляться в путь дальше:

Потопают ножки

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

Скакали,скакали

И встали, стоп (Останавливаются)

В:Послушайте,что вы слышите?

Весна.  Прислушайтесь, ребята, что это? (слышно пение птиц). С наступлением весны в лес прилетает  много птиц. Как их называют? (перелётные). Давайте мы с вами угадаем , что это за птицы  прилетели к нам из теплых краев ! ( на слайде появляются птицы!

Весна. Молодцы , ребята! Еще больше ожила природа с появлением   птиц! А мы с вами смогли заработать еще один лучик! Вернем его солнышку!(дети возвращают лучик)

Воспитатель. Можно отправляться в путь дальше:

Потопают ножки

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

Скакали,скакали

И встали, стоп (Останавливаются)

Весна. Ребята, я приготовила вам  сюрприз!

(Коробка «Кольца Луллия)

Здесь три вращающихся кольца, на одном изображены животные, на другом их жилище, а на третьем как называют детенышей этих животных. Кольца надо покрутить. При совпадении трех картинок, вам нужно  ответить на мой вопрос: какие изменения происходит в жизни  этих животных весной.

Весна. Готовы играть?

Дети. Да.

(на экране появляется животное,  дети  играют в игру «Кольца Луллия»)

Воспитатель: Вот и следующий лучик возвратился к солнцу. Молодцы , ребята!

Весна: С каждым выполненным заданием, с каждым новым лучом, зима теряет свою силу и готова уступить мне свои права.

Воспитатель. Давайте немного отдохнем на полянке и поводим хоровод «Веснянка» вокруг Весны (русская народная песня).

Физминутка:

Ой, бежит ручьём вода, Дети идут по кругу, взявшись за руки

Нет ни снега, нет ни льда, Медленно поднимают руки

Ой, вода, ой, вода, Продолжают идти и медленно

Нет ни снега, нет ни льда! Опускают руки.

Мы весняночку поём, Бегут по кругу, руки на поясе

Весну красную поём, Начинают поднимать руки

Ой, поём, ой, поём, Идут, высоко поднимая колени,

Весну красную зовём. Постепенно их опуская

Воспитатель.

 Можно отправляться в путь дальше:

Потопают ножки

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

Скакали,скакали

И встали, стоп (Останавливаются)

Воспитатель. Ребята,  но с приходов весны  не только в  жизни зверей и птиц  происходят перемены. Кого мы еще забыли с вами назвать? И если мы с вами отгадаем загадки, , то сможем вернуть еще один лучик солнышку.

Дети отгадывают загадки.

На цветок пахучий

Сел цветок летучий ( бабочка)

Он сети как рыбак готовит,

Но рыбы никогда не ловит  ( паук)

Насекомое в почёте

Целый день она в полёте

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты ( пчела)

По траве ползёт жучок,

Красный в точку сюртучок-

Два надкрылья то дружочек.

Ровно семь на каждой точек. ( божья коровка)

В зелёных мундирах, в траве на лугах

Живут музыканты

На длинных ногах ( кузнечик)

Красно- бурый, жесткокрылый,

Хоть вредитель- с виду милый

Начиная майский лёт,

Он гудит как самолёт.( майский жук)

Разрешенья не спросил,

Подлетел- и укусил (комар)

Кто над нами к верх ногами

Ходить не страшится

И упасть не боится  (муха)

 Воспитатель. А что ещё, кроме насекомых, появляется с приходом весны?

Дети. Появляются первые цветы!(подснежники , ландыши, мать -и-  мачеха, одуванчик, ирис, нарцисс)

Весна.А каким цветком хотел бы стать каждый из вас? (ответы детей). Покажите свой цветок с помощью пальцев-лепестков. Сначала это будет бутон, у которого лепестки закрыты. Но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся (Дети изображают пальцами обеих рук цветок). Подул ветерок и закачались цветы, запели свои песенки. Покачайте головками-бутончиками, спойте их песенку: «Тик-так, тик-так», как часики. Стали цветочки умываться росой: щёчки, глазки, плечики, грудку. Вот какие чистые и свежие! Посмотрели цветочки друг на друга и сказали: «Здравствуй!» Молодцы, хорошие из вас получились цветочки.

Игра - ЭМПАТИЯ «Весенние цветочки».

(Используется запись из альбома «Времена года» П. И. Чайковского).

- Молодцы, ребята. Хорошие цветочки из вас получились. После зимнего однообразия каждый весенний день кажется просто переполнен чудесными событиями. А мы с вами дарим очередной лучик нашему солнышку.

.

Весна: Посмотрите, что у нас получилось? Солнышко стало веселым, улыбчивым. А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Спасибо вас за то, что вы помогли мне победить холод.

Воспитатель: Ребята, чтобы быстрее растаяли снега, ожила природа, и проснулись животные, давайте подарим нашему большому солнцу наши маленькие солнышки. А наши пальчики нам в этом помогут.

Пальчиковая гимнастика.

Кап- кап- кап, весна идет, Пальчики здороваются

Кап- кап- кап, сосульки тают. Пальчики здороваются.

Побежали ручейки, Большим и указательным пальцем 

прилетели к нам грачи. ладони соединяются, большие пальцы

переплетены, взмахи ладонями.

В ходе выполнения практической работы звучит отрывок из произведения Брамса «Симфонии №3, 3 ч. У всех воспитанников есть образец солнышка.

Дети смазывают поверхность солнышка клеем и аккуратно посыпают пшеном.

Весна: Спасибо вам, ребята, что помогли разрушить чары зимы и разбудить природу от зимнего сна (дарит сладкие подарки, прощается и уходит).

Звучит отрывок из произведения Дебюсси «Арабески».

Воспитатель: А теперь ребята, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, передадим все тепло души друг другу. Путешествие наше закончилось. Как вы думаете, мы справились с нашей задачей, и помогли весне вступить в свои права? Ответы детей.

Весна оставила нам на память два смайлика – весёлый и грустный. Если вам было интересно во время нашего путешествия выберите себе веселый смайлик солнышка, а если неинтересно, то грустный . Объясните, почему вы выбрали именно такой смайлик. Дети рассказывают о своих впечатлениях после удивительного путешествия, что им больше всего запомнилось, что было наиболее интересным, а что бы они хотели изменить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект занятия "Итоговое занятие о зиме"

 Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе  на тему:: «Итоговое занятие о зиме»...

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...