Главные вкладки

    Конспект по развитию речи "Состав предложения"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Тема: Знакомство со словом и предложением.

    Цель: обучить детей составлять предложения по схеме, познакомить детей со знаками препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

    Задачи: закрепить знания детей о слове, развить умение слышать и слушать произносимые слова; дать понять детям, что словами обозначается всё что их окружает, что предложение состоит из слов; дать представление детям о предложении, упражнять в составлении предложений.

    Материал к занятию: сюжетная картинка, игрушка обезьяна би-ба-бо, карточки-схемы для составления предложений.

     

    Описание:

    Дети стоят полукругом на ковре.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много предметов нас окружает. Сейчас каждый из вас назовет по одному слову, которое обозначает предмет, находящийся в группе. (дать возможность сказать каждому ребенку). Посмотрите, как  много слов вы сказали.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам загадать загадку.

    Воспитатель загадывает детям загадку:

    В Африке она жила,
    А теперь ко мне пришла.
    По деревьям там скакала,
    У меня тихоней стала.
    (Обезьяна) 

    Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали загадку.

    Воспитатель надевает на руку игрушку би-ба-бо (обезьяна) и говорит от имени обезьяны: «Здравствуйте, Ребята! Меня зовут, Чита! Сколько Вас много, какие вы все красивые, нарядные, веселые.»

    Воспитатель: Ребята, Чита потерялась. И мы должны ей помочь найти своих друзей. Ребята, мы поможем Чите? А чтобы помочь Чите, вы должны рассказать, какая она?

    Ответы детей: (дети рассказывают про Читу). Обезьянку зовут Чита, она маленькая, коричневого цвета и мягкая, уши у неё большие, глаза у Читы черного цвета. Чита озорная, весёлая, любит есть бананы.

    Воспитатель: Ребята, вы много рассказали про Читу. Но, чтобы её нашли друзья,  вы должны составить предложение из двух слов.

    Ответы детей: Чита коричневая, Чита мягкая, Чита добрая и т.д.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где живет Чита?

    Ответы детей: В Африке.

    Воспитатель: Молодцы, ребята!

    А сейчас, ребята, садитесь за столы и мы с вами напишем письмо про Читу в Африку её друзьям, чтобы они её нашли.

    Дети садятся за столы.

    Воспитатель: Ребята, чтобы наше письмо дошло, мы должны его написать правильно. Ребята, давайте с вами вспомним, какие предложения вы сейчас мне говорили из двух слов?

    Ответы детей: Чита веселая.

    Воспитатель: Ребята, давайте запишем это предложение: Чита веселая. Предложение начинаем писать с большой буквы, и имена тоже пишутся с большой буквы (это большой желтый прямоугольник).

    Воспитатель: Ребята, первое слово какое?

    Ответы детей: Чита.

    Воспитатель: Это имя, значит, это слово мы будем писать с большой буквы. Положите большой желтый прямоугольник. А следующее слово какое?

    Ответы детей: весёлая.

    Воспитатель: А слово «Весёлая» обозначим маленьким желтым прямоугольником. В конце предложения ставим  точку, потому что мы его говорим спокойно. Такие предложения называются повествовательными.

    Воспитатель: Ребята,  мы сейчас с вами записали предложение «Чита веселая». Скажите мне еще предложения из двух слов про Читу.

    Ответы детей: Чита мягкая.

    Воспитатель: Давайте запишем это предложение. Первое слово какое?

    Ответы детей: Чита.

    Воспитатель: Имена, с какой буквы начинаем писать?

    Ответы детей: с большой.

    Воспитатель: Каким прямоугольником обозначим это слово?

    Ответы детей: большим жёлтым.

    Воспитатель: Кладем большой желтый прямоугольник. Следующее слово какое?

    Ответы детей: мягкая.

    Воспитатель: Каким прямоугольником обозначим это слово?

    Ответы детей: Маленьким желтым.

    Воспитатель: В конце предложения что поставим?

    Ответы детей: точку.

    Воспитатель: Почему?

    Ответы детей: потому что это предложение мы говорили спокойно.

    Воспитатель: Если в конце предложения стоит точка, как это предложение будет называться?

    Ответы детей: повествовательное предложение.

    Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте, какое предложение я вам скажу. Чита красивая! Ребята, как я сказала это  предложение?

    Ответы детей: Радостно.

    Воспитатель: Если мы говорим предложение радостно, то это предложение называется восклицательным и в конце такого предложения ставится восклицательный знак. Давайте запишем это предложение. Первое слово какое?

    Ответы детей: Чита.

    Воспитатель: С какой буквы пишутся имена и начало предложения?

    Ответы детей: с большой.

    Воспитатель: Какой прямоугольник поставим?

    Ответы детей: большой желтый.

    Воспитатель: Следующее слово какое?

    Ответы детей: Красивая.

    Воспитатель: Какой прямоугольник поставим?

    Ответы детей: маленький желтый.

    Воспитатель: В конце предложения какой знак поставим?

    Ответы детей: Восклицательный.

    Воспитатель: Почему восклицательный знак?

    Ответы детей: потому что его говорили радостно.

    Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и написали письмо в Африку друзьям Читы. Теперь они должны её обязательно найти.

    Игра

    Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами поиграем, вставайте все в круг  игра называется «Живые слова».  Я вам буду говорить  два слова, а вы из этих слов должны составить предложение.  И если вы его правильно составите, то мы вместе будем хлопать в ладоши.

    Воспитатель вызывает двух детей в круг и говорит им слова: Птица, лететь. Ребята, я сказала вам два слова? А вы должны их правильно сложить, чтобы у вас получилось предложение.

    Ответы детей: Птица летит.

    Все дети хлопают в ладоши, а двое детей бегают в кругу.

    Воспитатель: Кто еще хочет играть?

    Дети выходят.

    Воспитатель называет слова: Куры клевать; листья падать; болеть голова; машина ехать; змея ползать.

    (дети из этих слов составляют правильные предложения).

    Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы, (стук в дверь).

    Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится. Почтальон принёс нам письмо. Но оно зашифрованное. Нам надо расшифровать это письмо и сейчас вы будете разведчиками. Я покажу вам это письмо, там нарисованы картинки, чтобы это письмо расшифровать, нам надо по картинкам составить правильные предложения.

     

    Воспитатель: Кто будет разведчиком?

    (выходит ребёнок)

    Воспитатель: Чтобы нам правильно расшифровать письмо, надо сначала сказать, что нарисовано на этой картине.

    Ответы детей: Мальчик подстригает девочку.

    Воспитатель: Правильно. А теперь прочти это письмо по схеме.

    Ответ детей: Мальчик подстригает девочку.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте запишем это предложение. Предложение начинается с какой буквы?

    Ответы детей: с большой.

    Воспитатель: Каким прямоугольником, вы должны обозначить слово «мальчик»?

    Ответы детей: Большим.

    Воспитатель:  Следующее какое слово?

    Ответы детей: Подстригает.

    Воспитатель: А слово «подстригает» каким прямоугольником мы обозначим?

    Ответы детей: маленьким.

    Воспитатель: Следующее слово какое?

    Ответы детей: Девочку.

    Воспитатель: Каким прямоугольник мы обозначим слово «девочку»?

    Ответы детей: маленьким.

    Воспитатель: В конце предложения что поставим?

    Ответы детей: точку.

    Воспитатель: Почему?

    Ответы детей: Потому что это повествовательное предложение.

    Далее по остальным картинкам дети составляют предложения.

    Рефлексия: Ребята, вы сегодня очень хорошо позанимались.

    *С чем мы сегодня познакомились? (познакомились с  предложением).

    *Что мы учились делать? (мы учились составлять предложения).

    *Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов).

    *Какие знаки ставятся в конце предложения? (точка, восклицательный и вопросительный знак).

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Слова действия. Предложение"

    Дети старшей группы группы знакомятся с понятием "предложение", учатся составлять предложения по схемам...

    Конспект НОД развитие логического мышления на основе сенсорного развития в первой младшей группе

    Занятие.«Потерянные бусы».Программное содержание.Образовательные задачи:                        Обучать способам логического мышления, разви...

    Конспект дидактической игры "Дополни предложение"

    С помощью этого конспекта, любой, даже начинающий воспитатель может провести игру на высоком уровне....

    Конспект занятия " Слово и Предложение"

    В содержание конспекта входят игровые упражнения, которые знакомят детейй со словом и предложением....

    Конспект НОД "Составление простых предложений по картинкам"

    Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Составление простых предложений по картинкам». Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем знания о фрук...

    1. Конспект занятия по окружающему миру (11.01.2021) 2. Конспект занятия по математике (13.01.2021) 3. Конспект по развитию речи (15.01.2021) 4. Конспект по рисованию (19.01.2021)

    1. оркужающий мир Тема : Зимние виды спорта. 2. математика Считарики-Смешарики. тема  : счёт от 1 до 53. развитие речи беседа с кукольным театром по сказке Рукавичка.4. рисование тема : Зимн...

    Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

    Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...