Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по серии картинок "Находка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зарапина Ольга Викторовна

Занятия по составлению рассказов по серии картинок не только повышают речевую активность детей,

но и дают образцы построения высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по серии картинок «Находка»

Цель: Развитие связной речи, формирование навыков рассматривания картины и рассказывания по картине.

Задачи:

1. Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок.

2. Развитие связной речи, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

3. Формирование нравственных представлений, развитие эстетических чувств в общении с природой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Словарная работа: сугроб, находка, зимние куртки, зимние шапки, сладости.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинка», упражнения «С неба падают снежинки» 

Материал и оборудование: предметные картинки с изображениями признаков осени и зимы (снеговик, сугроб, дерево с желтыми листьями, туча с дождем и пр.), серия сюжетных картинок И. Ржевцовой «Находка», бумажные снежинки, прикрепленные к палочке по числу детей.

Содержание: 

Организационный момент. 

«В гости» к детям «пришел» Незнайка. Он принес картинки и «утверждает», что на них изображена «зима».

Воспитатель. (приглашает детей к столам, на которых для каждого ребенка приготовлена предметная картинка) 

Посмотрите внимательно на картинки. Признаки каких времен года на них изображены? (Признаки осени и зимы.) (Предлагает детям выбрать по одной картинке.)  Сначала  сядут  те, у кого на картинках нарисованы признаки зимы, а потом те, у кого признаки – осени (выполнение задания детьми).

Рассматривание серии картинок «Находка». 

Незнайка еще «принес» картинки, но пока шел все их перепутал.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором размещены картинки из серии «Находка».

Воспитатель. Посмотрите на картинки и подумайте, как разложить их по порядку. Какая картинка будет первой, какая - второй, какая - третьей?

(3 ребенка подходят к мольберту и расставляют картинки по порядку.)

Воспитатель. Вы правильно расставили картинки, верно определили последовательность. Молодцы! Эта серия картинок называется «Находка». Сегодня мы попробуем составить рассказ по этим картинкам. Посмотрите на первую картинку. Кого вы видите на первом плане? Что она делает? (Для привлечения внимания детей к нужной части картины обязательное использование указки.)

Ребенок. Девочка везет на санках мишку.

Воспитатель. Правильно. Кого вы видите вдалеке? Что он делает?

Ребенок. Мальчик едет на лыжах с горки.

Воспитатель. Давайте расскажем о природе на картинке. Какое время года

изображено? Как вы догадались об этом? Как одеты дети?

Ребенок. Наступила зима. Кругом лежит снег.

Ребенок. Деревья голые. В воздухе кружатся снежинки.

Ребенок. Дети оделись тепло – на них зимние куртки и зимние шапки.

Воспитатель. Теперь давайте рассмотрим вторую картинку. Кого вы видите

на переднем плане? Что он делает?

Ребенок. Мальчик съехал с горки.

Ребенок. Он увидел на снегу мишку.

Ребенок. Мишка упал в сугроб.

Воспитатель. А что делает девочка?

Ребенок. Девочка везет санки. Она не видит, что мишка упал.

Воспитатель. Правильно. Теперь давайте расскажем о том, что изображено на последней картинке? Что делают дети?

Ребенок. Мальчик догнал девочку.

Ребенок. Он отдает ей мишку.

Воспитатель. Как вы думаете, что говорит девочка мальчику?

Ребенок. «Спасибо».

Воспитатель. Хорошо. Теперь давайте повторим рассказ по частям, а потом целиком. (Образец рассказа воспитателя)

Пауза для подготовки детей к составлению рассказа. Воспитатель предлагает еще раз внимательно рассмотреть картинки и подготовиться к составлению рассказа.

Составление рассказа по серии картинок. 

Воспитатель вызывает троих детей.

Воспитатель. Я напомню вам,  как  вы  будете рассказывать.  Егор по первой

картинке расскажет, какое время года  наступило, как  он  об  этом догадался.

Потом расскажет, куда пошли дети и что они делают. Маша по второй картинке расскажет о том, что произошло с мишкой. Полина расскажет по третьей картинке, чем закончилась история.

Ребенок. Наступила зима. Выпало много снега. Дети оделись тепло и пошли гулять. Девочка катала на санках мишку. Мальчик катался на лыжах с горки.

Ребенок. Мальчик съехал с горки и увидел мишку. Мишка лежал в сугробе. А девочка везла пустые санки.

Ребенок. Мальчик догнал девочку и протянул ей мишку. Девочка обрадовалась и сказала: «Спасибо!»

Воспитатель. Очень хорошо. Молодцы! Все  правильно  рассказали.  Теперь

Милена повторит рассказ целиком.  (Ребенок повторяет рассказ. Педагог оценивает работу каждого ребенка. Затем приглашает детей на ковер и предлагает поиграть.)

Физкультминутка «С неба падают снежинки».

(Воспитатель делает движения вместе с детьми, при этом показывает, как правильно  их выполнять, выразительно произносить текст.)

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, будто бы ловят снежинки.

Потягиваются, руки при этом в стороны.

Ходьба на месте, колени высоко поднимая колени

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Дети садятся (полный присед).

Упражнение «Что лишнее?»

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер (упор на колени).

Воспитатель. А сейчас я хочу узнать кто из вас самый внимательный, кто умеет внимательно слушать. Мы поиграем в игру «Что лишнее?». Слушайте внимательно.

- Снежинка, костер, сугроб, сосулька. Что лишнее? (костер.)

Воспитатель. Почему? (Он горячий.)

Воспитатель.  А все остальное? (Холодное.)

Воспитатель. Правильно, продолжаем дальше.

- Суп, пирожное, мороженое, конфета. Что лишнее? (Суп.)

Воспитатель. Почему? (Он теплый.)

Воспитатель. Правильно, остальные продукты, которые я назвала, должна не должны быть теплыми. А почему еще можно сказать, что суп лишний?

Вспомните о вкусе. (Он соленый.)

Воспитатель. А остальные продукты? (Сладкие.)

Если эти продукты все сладкие, то, как их можно назвать одним словом? (сладости)

Воспитатель. Верно! Молодцы!

Пальчиковая гимнастика «Снежинка».

Воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику и делает ее вместе с ними.

Вот снежинка на ладошке

Разглядим ее немножко:

Какая она?

Чистая,

Легкая,

Пушистая,

Холодная,

Воздушная,

Ветерку послушная!

Загибают пальцы по одному, начиная с большого пальца.

Встряхивают кисти рук.

Упражнение «Снежинки»

Воспитатель каждому ребенку дает по снежинке, прикрепленной к палочке, предлагая расположить ее на уровне рта на расстоянии не менее 15 см.

Воспитатель. Сделайте вдох и подуйте на «снежинку» не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. (Упражнение выполняется 3 - 4 раза, при этом обязательно обращать на правильность выполнения.)

Рефлексия. Оценка работы детей. Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями с Незнайкой, рассказать, что им понравилось, спросить у Незнайки, что понравилось ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.

Конспект организованной деятельности по развитию речи и художественно-эстетическому развитию детей средней группы с приминением интерактивной технологии "Хоровод"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе для детей с нарушениями слуха Тема: «Птицы в лесу»

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи    в средней группе для детей с нарушениями слуха  Тема: «Птицы в лесу»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине «Собаки с щенятами».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине «Собаки с щенятами».

Цель: Составление рассказа по картинке.Задачи:Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы и составлять небольшой рассказ по её содержанию. Образовывать слова в...