:Проект для детей (старшей группы 5-6лет) "Писатели - детям"
проект по развитию речи (старшая группа)

Малинова Наталья Викторовна

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_starshey_gr._pisateli_detyam.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Паспорт проекта

                                                             

Полное наименование проекта: Проект для детей (старшей группы 5-6лет) "Писатели - детям"

Тип проекта: Информационно-творческий, познавательный                       

Продолжительность: Долгосрочный (октябрь - апрель)

 Авторы проекта: Малинова Наталья Викторовна, воспитатель

 Участники проекта:  Групповой - при активном участии родителей, воспитатели.

 Актуальность проблемы:

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.   Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…

Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Но в истории отношения человека с книгой были периоды взаимного тяготения и отчуждения: это – естественный ход жизни. Важно только не упустить момент смены приоритетов, так как, уходя из активной деятельности человека, книга унесет весь предыдущий духовный и практический опыт прошедших на Земле поколений, без которого человечество существовать не может.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Например, анализ сказок К.Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги К.И.Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.  Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством писателей будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

          Изучение литературных произведений способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников, наряду с детьми, являются активными действующими лицами.

 

Цель проекта:

 Познакомить детей с детскими  писателями и их творчеством.

Задачи проекта:

 Образовательные:

- познакомить детей с жизнью и творчеством писателей;

- углубить знания детей о животном мире через произведения;

- формировать навыки устной речи;

- совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать   стихи,   драматизировать,   инсценировать;

 - учить детей понимать занимательность сюжетов , особенность его языка;

 - учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

Развивающие:

- развивать у детей устойчивый интерес к чтению художественной литературы;

- формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений      через художественное описание образов;

- способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания;

- развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги.

Воспитательные:

-воспитывать способность наслаждаться художественным словом,

посредством произведений, способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия   к         попавшим в беду;

-воспитывать любовь к творчеству автора;

-воспитывать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость;

 -воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь         в совместной коллективной деятельности.

Практические:

-приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;

-создавать условия для поисково-исследовательской деятельности;

-прививать практические навыки личной гигиены;

-вовлечение родителей в проектную деятельность;

-в рамках проекта проводились тематические занятия, игры, викторины.

Ожидаемые результаты:

Участие детей в проекте будет способствовать сплочению детского - взрослого коллектива, формированию знаний о художественных произведениях .У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы. У детей сформируется чувство сострадания к слабым и беззащитным, желание быть справедливыми, сильными и смелыми.

У педагогов повысится уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Речевое развитие».

У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.

Пополнение библиотеки группы.

 Продукт проектной деятельности:

Выставка работ детей совместно с родителями «Мой любимый литературный герой»

Ресурсное обеспечение проекта:

Художественная литература с произведениями В.В. Бианки , Н.Н. Носова  ,   

А.С.Пушкина, С.Есенин, А.Фет, С. Островский, И. Бунин, А. Твардовский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, С. Михалков, А. Блок, Н. Некрасов, С.Я.Маршака, С.В. Михалкова.  ; материал для рисования, аппликации, лепки, раскраски, картотеки дидак., подв., с/р игр; игрушки и  атрибуты для        музыкально-театрализованных представлений.

Реализация проекта

1 Этап – Организационный

 Создать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театрализованной деятельности; иллюстрированный материал, художественную литературу.

 2 Этап – Практический  (планирование и организация деятельности)

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Дата

Образовательная область

Мероприятия

Задачи

   октябрь

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Бианки

Знакомство с разными представителями животного мира при помощи произведений В.В. Бианки

Знакомство с правилами обращения с книгой

Чтение рассказов В.В. Бианки    «Хвосты» «Снежная книга»

«Кто чем поет» «Сова»

«Чей нос лучше» «Лесные домишки» «Чьи это ноги?» «Рыбий дом» «Теремок»   «Приключения муравьишки»

«Как Муравьишка домой спешил» «Лис и мышонок» и др

Подвижные игры

«Зайчик и волк», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике» и др

Оформление стенда «Виталий Бианки и его книги»

Изготовление книг - самоделок «Путешествия по произведениям В.Бианки»

Вечер загадок «Угадай, кто это?»

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Бианки

Просмотр мультфильмов

Раскраски

Конкурс рисунков по произведениям В.Бианки.

Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса»

Познакомить детей с автором и художником детской книги В.В.Бианки

В дидактических и подвижных играх, в творческих видах деятельности закрепить знание детей сюжетов и героев рассказов В.В.Бианки

Показать детям приёмы ремонта книг.

ноябрь

Познавательное развитие

 Чтение художественной литературы

 

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с жизнью и творчеством Н.Н. Носова

Чтение рассказов писателя.

«Живая шляпа», «Автомобиль» «Замазка», «Саша», «На горке», «Леденец», «Заплатка», «Телефон»,

«Фантазеры», «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключение Незнайки и его друзей.

Рассматривание иллюстраций к книгам

Оформление в группе книжной выставки с портретом.

Веселая викторина

по рассказам Н. Носова

Выставки детских рисунков: “Мой любимый герой»

1. Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

Вызывать интерес детей к творчеству Н.Н.Носова при помощи изобразительных средств.  Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения.

декабрь

Познавательное развитие

 Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Стихи русских поэтов –классиков о зиме. С.Есенин, А.Фет, С. Островский, И. Бунин, А. Твардовский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, С. Михалков, А. Блок, Н. Некрасов, «Мама! глянь-ка из окошка...» Афанасий Фет; «Поет зима – аукает» Сергей Есенин; «Санки» Семен Островский; Александр Твардовский «Зимняя дорога»; «Декабрьское утро» Федор Тютчев; «Чудная картина...» Афанасий Фет; «Белые стихи» Сергей Михалков; «Зима» Сергей Есенин; «Чародейкою Зимою» Федор Тютчев; Сергей Есенин «Пороша»; «Дорога» Николай Огарев; «Ветхая избушка» Александр Блок; «Снежок» Николай Некрасов; «Береза» Заучивание стихотворений  Оформление в группе книжной выставки с портретами поэтов.

Экскурсия в библиотеку

Беседы на тему: «Традиции и жизнь русского народа», «Жизненный путь С. Есенина». Слушание музыки:

А. Вивальди,  П. Чайковского «Времена года»,  А. Внукова «Если снег идет»,  романсы на стихи С. Есенина А. Флярковского, Л. Олифировой, Е. Дрейзин; старинный вальс «Березка». Пономаренко.

Выставка детских рисунков «Зимушка – зима»

Познакомить детей с творчеством русских поэтов – классиков о зиме.  Вызвать интерес к

творчеству, желание заучивать стихи.

В различных видах деятельности

предложить детям применить

литературный материал.  

январь

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы

Трудовая деятельность

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с жизнью и творчеством  С.В. Михалкова. Познакомить детей с биографией  С.В. Михалкова.

Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в     книжный уголок.  

Чтение произведений поэта.

Рассматривание иллюстраций к книгам.

 Вводная беседа с детьми «Какие стихи написал С. Михалков». Какие стихи знают, какие книги читали им родители, какие смотрели мультфильмы?

Презентация «Мир в книгах С. Михалкова».

Знакомство со стихотворением «Дядя Степа» (презентация)         Рисование героя дяди Степы.

Знакомятся с деятельностью инспектора ГИБДД.

 Целевая прогулка к перекрёстку, пешеходному переходу, наблюдение за работой светофора.

НОД «Автор Гимна России».

Знакомство и прослушивание гимна России.

Знакомство со стихотворение «Шел трамвай 10-ый номер»

Нравственная беседа. Обсуждение. Рассказ из личного опыта.

Д/и «Хорошо – плохо»

Чтение стихотворения «Чудесные таблетки» Беседа. Делятся мнениями.

Сюжетно- ролевые  игры «Поликлиника», «Аптека»        

Обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве С.В. Михалкова. Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышлению, фантазии детей; расширению кругозора. Формировать интерес к художественной литературе и читательской деятельности.

Развивать творческие способности, через представление инсценировок стихотворений С.В. Михалкова.

Воспитывать положительные качества; дружелюбие, товарищество, сотрудничество.

Воспитывать детей, любящих Родину, гордящихся ею. Закрепить правила перехода через проезжую часть по дороге в детский сад и обратно.

февраль

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

Художественно-эстетическое развитие

 Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в     книжный уголок.  

Чтение произведений поэта.

Рассматривание иллюстраций к книгам.

Стихи:

«У лукоморья дуб зелёный…»

«Зимнее утро» «Зимняя дорога»

«Уж небо осенью дышало…»;

Сказки:

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о царе Салтане»

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

Создание мнемотаблиц по сказкам.

Знакомство с историей Руси, её бытом, обычаями

История старых вещей (корыто, изба, шатёр, землянка…) 

Подвижные игры «Море волнуется», Рыбаки и рыбки», «Коршун»

Народные игры: «Дедушка», «Заря заряница», «Ловись рыбка», «Игра с «Петушком», «Колдун», «Рыбка в сети»

Лепка

«Золотая рыбка»

Аппликация

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Оригами «золотой петушок», «золотая рыбк».

Ремонт книг в группе (подклеивание страниц)

Выставка детских рисунков: «Мой любимый сказочный герой».

Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать

содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать отрывок из

сказки для чтения наизусть. Воспитывать партнерские отношения

между детьми, коммуникативные

качества, создавать радостный

эмоциональный настрой, поощрять

творческую инициативу.

март

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

 Знакомство с жизнью и творчеством Э.Н. Успенского

"Крокодил Гена и его друзья".

"Дядя Федор, кот и пес".

Колобок идет по следу: Повести-сказки

«Вниз по волшебной реке»

«Вера и Анфиса»

Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в     книжный уголок.  

Чтение произведений Э.Н. Успенского.

Беседа о музее Чебурашки Э.Н. Успенского в Москве.

Выставки в работ: по аппликации, рисованию, лепке.

Делаем книжки-поделки по произведениям Э.Н. Успенского.

Знакомство с песнями  из мультфильмов Э.Н. Успенского.

 

Познакомить детей с творчеством Э.Н. Успенского

Развивать творческое воображение,

мышление, память.

Учить детей создавать творческие

работы на основе прочитанного

произведения.

Учить детей выполнять правила

подвижных, настольных,

дидактических игр.

апрель

 

Знакомство с жизнью и творчеством  Х. К. Андерсена

Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в     книжный уголок.  

Чтение произведений поэта.

Рассматривание иллюстраций к книгам.

«Гадкий утенок»

«Дюймовочка»

«Оловянный солдатик»

«Принцесса на горошине»

«Снежная королева»

«Русалочка»

Обсуждение произведений в свободной деятельности.

Просмотр мультфильмов.

Викторина «Сказки Х. К. Андерсена».

Выставка детских работ по произведениям Х. К. Андерсена.

Познакомить детей с творчеством Х. К. Андерсена. Воспитывать способность сопереживать героям произведений. Способствовать коммуникативному и нравственному развитию детей путём расширения кругозора и обогащения словарного запаса речи.

Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережное отношение к ней.

Приобщение родителей к семейному чтению литературы.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта

   Дата

                          Мероприятие

        Форма работы

октябрь

Ознакомление родителей с планом работы по проекту.

Консультация для родителей в родительских уголках «Читаем вслух»

Оформление рекомендаций для родителей «Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?»

Знакомство с биографией В.В. Бианки

Привлечение родителей к оформлению книжных уголков, мини-музеев, посвящённых творчеству В. Бианки.

Консультация

Консультация

Консультация

Совместная работа с детьми.

ноябрь

Знакомство с биографией Н.Н. Носова

Оформление папки передвижки «Читать книги хорошая привычка»

Домашнее задание совместное творчество детей и родителей по теме проекта

Консультация

Консультация

Совместная работа с детьми.

декабрь

Знакомство с стихами русских поэтов – классиков

 о зиме. С.Есенин, А.Фет, С. Островский, И. Бунин, А. Твардовский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, С. Михалков, А. Блок, Н. Некрасов,

«Семья и книги».

«Учим стихи с детьми»

Консультация

Консультация

Консультация

январь

Знакомство с биографией С.В. Михалкова.  

«Значение игр-драматизаций в развитии речи детей»

 

Консультация

Консультация

февраль

Знакомство с биографией А.С. Пушкина

Домашнее задание совместное творчество детей и родителей по теме проекта

Консультация

Совместная работа с детьми.

март

Знакомство с биографией Э.Н. Успенского

«Подари книгу детям»

Консультация

Акция

апрель

Знакомство с биографией  Х. К. Андерсена

«Мой любимый литературный герой»

Консультация

Выставка работ детей совместно с  родителями

3 этап – Заключительный.

Выставка работ детей совместно с родителями «Мой любимый литературный герой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект с детьми старшей группы: "Безопасная железная дорога - детям"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста, а также их родителей навыков безопасного поведения на железной дороге. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у де...

Проект рабочей учебной программы группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Рабочая программа составленная воспитателями старшей группы. Структура и содержание рабочей программы разрабатывалось с учетом требований и стандартов, утвержденных ФГОС ДО....

Проект на тему: «Здравствуй, весна! Мамин праздник» для детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР).

На современном этапе перед педагогами, работающими  с детьми дошкольного возраста  с тяжёлыми нарушениями речи ставится ряд задач, а именно:- реально обеспечивать индивидуализацию для каждог...

Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта  по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности  детей....

Проект по игровой деятельности «Мы любим играть» для детей старшей группы

Проект  по игровой деятельности «Мы любим играть»для детей старшей группыАктуальность проекта: игра для ребёнка естественный вид деятельности. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры дошколь...

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»

Актуальность        Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...