Календарно-тематическое планирование по развитию речи.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Петрова Лидия Александровна

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по направлению
«Речевое развитие» в старшей группе. (Декабрь,январь,февраль)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat_razvitie_rechi.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по направлению
«Речевое развитие» в старшей группе

Месяц

Название проекта

№ деятельности,  тема

Основные задачи, форма проведения

Методические приемы

Оборудование, материалы

Декабрь

«Здравствуй ,гостья зима!»

1 «Что подарит нам зима»

*Познакомить с новыми словами; уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию словосочетания .

*Составлять описательный рассказ по картинке.

*Активизация в речи детей прилагательные и глаголы.

Просмотр презентации  «Зимушка-зима»,

Рассматривание иллюстраций, беседа по теме. Художественное слово – загадки о зиме. Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы».Физкультминутка «Снежинка»

Мультимедийная презентация ,аудиозапись «Вьюга», Картинки и иллюстрации по теме .

2 «Деревья,  которые радуют. Какие бывают елочки»

*развивать звуковую культуру речи; развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением; воспитывать бережное отношение к природе. *Различать деревья по внешнему виду; *составлять элементарные описания елочки в зимнее время года.

Использование сюрпризных моментов. Загадки о зимних деревьях. Использование иллюстраций, вопросы и ответы  по ним. Пальчиковая гимнастика « Елочки-иголочки»

Искусственное дерево, снежок, картинки с изображением деревьев.

3 «Украшай  лесную гостью.

  * Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы                                           * Развивать умение отвечать на поставленные вопросы воспитателя.

 

Рассматривание елочных игрушек и украшений, разучивание стихов и песен о новогодней елке, вырезание бумажных снежинок, украшение елки в группе, дидактическая игра с мячом «Кто больше назовет слов-признаков?»

Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, макет елки , игрушка – заяц, мяч, коробка с елочными игрушками.

4 «Встречай праздник чудес»

*Учить  вести  доказательную беседу, используя сложноподчиненные предложения.         *Активизировать речь за счет прилагательных: яркая, красивая, забавная, пестрая, разноцветная, веселая и др.

* Развивать монологическую и диалогическую  речь.

Чтение пословиц и поговорок о зиме.  Отгадывание загадок. Физкультминутка « Мы зимой в снежки играем»

Игра  «Чудесный мешочек»  

Кукла Буратино,  елочные игрушки, мешочек с игрушками , елка

Январь

Наши любимые игры, игрушки, занятия.

  1. «Зимние забавы»

*Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.

*Обогащать  словарь  детей  за счёт слов-действий, слов-признаков.

*Развивать связную  речь   (составление предложений по теме занятия                                      «Зима. Зимние забавы»)

Сюрпризный момент – приход снеговика в гости к ребятам, Рассматривание сюжетных картинок о зиме, просмотр презентации о зимних играх и забавах детей. Игра « Поймай снежинку- назови слово». Отгадывание загадок.

Снежинки, сюжетные картинки,  игрушка – снеговик, фонограмма «Времена года»; презентация «Зимние  забавы».

2 «Любимые игрушки девченок и мальчишек »

*Учить детей  правильно составлять описательные рассказы по игрушкам;

*развивать зрительную и слуховую память и восприятие;

*развивать навыки связной речи;

* закреплять навыки определения свойств предметов с помощью осязания и слуха;

*закреплять знания детей о форме, цвете, величине и материале из которого сделаны игрушки;

*воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Сюрпризный момент появление зайчика.  Дидактическая игра « Скажи наоборот»  Слушание песни «Маленькая страна игрушек». Пальчиковая гимнастика «Считалка» Показ сказки»Курочка ряба»

Ширма, короб, магнитофон. Набор демонстрационных игрушек( заяц, мишка, мяч, пирамидка, кукла, машинка, ведро, кубик, матрёшка), набор карточек с изображением таких же игрушек; куклы би-ба-бо по сказке «Курочка-Ряба».

3 «Моя любимая игрушка »

*Продолжать формировать умение детей составлять рассказ-описание об игрушке. *Активизировать словарь по теме "Игрушки", углубленное изучение синонимов, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы. *Развивать у детей умение логически мыслить, рассуждать, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь.  

*Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Организационный момент – приходит почтальон и приносит посылку с письмом.

На мольберте иллюстрации с изображением игрушек, детей, играющих со строительным материалом, куклами и проч.

На детских стульчиках игрушки игрушки, принесенные  из дома. Альбомные листы и цветные карандаши на каждого ребенка.

Мольберт или доска; иллюстрации с изображением игрушек, игрушки (принесенные детьми из дома); альбомные листы; цветные карандаши.

4 «Народные игрушки»

*Обогащать словарный запас детей по лексической теме.

*Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве.

*Формировать положительное отношение к народной культуре.

Упражнение на развитие зрительной памяти «Чего нет». Игра  «Наряди матрешку»

Отгадывание загадок.

Игра «Подбери узор» Рассматривание предметов прикладного искусства.

 Игрушки: матрешки, глиняные игрушки, из соломы, аудиозапись «звук автобуса»

Февраль

Мы поздравляем наших пап

1 «Какой бывает транспорт»

ктивизация словаря по теме «Транспорт», обогащение экспрессивной речи словами-синонимами путь – дорога. *Совершенствование навыков слогового синтеза.

*составление описательного рассказа по плану, совершенствования грамматического строя речи – употребление существительных в форме творительного падежа.

Веселое приветствие «Здравствуйте гости!»

Отгадывание загадок.

Дидактическая игра «Называй-ка», «Управляй-ка».

Игра «Четвертый лишний» Игра с разрезными картинками «Собери транспорт»

фигуры из картона; картинки с изображением транспорта, на которых допущен ряд ошибок.

мультимедийное оборудование, столы стулья по количеству детей, картинки с разными видами транспорта, разрезные картинки, картинки для игры “самый быстрый”, ватман с условными обозначениями станций, смайлики по количеству детей.

2 «Военная техника »

 *Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт. 

*Уточнение и расширение словаря по теме (танк, ракетница, самолет, зенитка, корабль, лодка, крейсер защитный, боевой, танковая, ракетные, летные, пограничные, парадный).

* Закрепление в активной речи словаря по теме «Военная техника».

* Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов места и направления, согласование числительных с существительными).

Сюрпризный момент « Почтальон с письмом» Рассказывание стихотворений об армии. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» Игра «Разведчики» Игровое упражнение « Что перепутал художник»

Игра «Внимательные ушки»

Игрушки – танк, самолет, корабль, вертолет; картинки «Что перепутал художник?», игрушечный мост, флажки, тематические картинки.

3 «Наша армия сильна»

*Формировать умение описывать человека военной профессии с опорой на вопросы и картинки;

*Развивать умение употреблять существительные творительного падежа; развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа; развивать умение согласовывать числительные с существительными.

Игры  «Кто где служит», «Кем я хочу стать» , «Какие войска»

Физминутка «Раз-два,дружно в ногу»

Предметные и сюжетные картинки по теме.

4 «Вот он какой ,мой папа дорогой »

*Закреплять умение детей составлять рассказы о профессии папы;

*обогащать речь детей прилагательными;

*познакомить воспитанников с русской народной пословицей: «Отец сына худому не научит», объяснить её смысл;

* воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким

Игра «Инструменты для папы»

Дидактическая игра-звукоподражание с артикуляционной гимнастикой «Что умеют наши папы»

Веселая эстафета « Я и папа быстрые»

Различные инструменты, шкатулочка с сюрпризом. Игрушечные гантели и штанги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по развитию речи

Календарно- тематическое планирование по образовательной области " Речевое развитие"...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР....

Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.

Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи....