Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Дом и его части".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тиньгаева Алевтина Владимировна

Занятие предназначено для детей 4-5 лет, постоянная смена деятельности детьми позволяет им выбрать занятие в дальнейшем по душе.Сначало беседуем о доме из чего он состоит,затем составляем на магнитной доске дом из отдельных частей(делала сама пособие),играем в игру средней подвижности "Мы большой построим дом", развиваем слухо-моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_27.01.2019.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
непрерывной образовательной деятельности
средняя группа
в образовательной области «Речевое развитие».
Вид деятельности: беседа, рассматривание, игра на тему: «Дом и его части».
Воспитатель Тиньгаева А.В.

Задачи:

  1. Расширить словарь детей по теме, познакомить с названиями частей дома.
  2. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Расширять словарь прилагательных.
  4. Формировать умение отвечать на вопрос развернутыми предложениями.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие: дать представление о доме и его частях – крыша, стены, окна, дверь, фундамент.
  • Художественно-эстетическое развитие: развивать слухомоторную координацию.

Организация детей: фронтальная.

Оборудование и наглядные материалы: макет дома; серия картинок «Дом в картинках»; игрушки медведь, заяц, лиса, волк, поросенок; демонстрационный материал «Мой дом»; музыкальное сопровождение для игры «Мы большой построим дом».

Предварительная работа с детьми: разучивание игры «Мы большой построим дом»; аппликация на тему дом; беседа на тему «Для чего нам нужен дом?»;вспомнить сказочных героев ,живущих в домике.(по сказкам :три поросенка ,заюшкина избушка, три медведя, теремок.)

Ход: дети заходят в группу из спальни.

Воспитатель: «Ребята, сегодня в нашу группу пришли гости. Давайте поздороваемся!». Здороваются.
1 часть. Воспитатель: «Подойдите ко мне ( стоит игрушечный дом в нем игрушка – Ниф-Ниф.)Ребята кто-то в домике спрятался, это же Ниф-Ниф. А из какой сказки пришел Ниф-Ниф? Как называется сказка?(три поросенка).А как звали его братьев ? ( Нуф-Нуф,Наф-Наф).А что делали поросята в сказке?(строили дом).Посмотрите ребята-это дом? Да, это дом. Сегодня мы будем говорить про дом и его части. Рассмотрите его. Это фундамент. Это крыльцо. Это дверь. Это стены. Это крыша. Сейчас я буду вам задавать вопросы.
Для чего в доме нужен фундамент? (фундамент дом держит ,чтобы дом не рухнул)
Для чего в доме нужно крыльцо ?(удобно заходить в дом)
Для чего в доме нужна дверь? (зайти в дом и выйти)
Для чего в доме нужны стены?(защищают от ветра, снега, сохраняют тепло)
Для чего в доме нужно окно? (видеть через него и свет в дом проникает)

Для чего в доме нужна крыша? (защищает дом от дождя, укрывает его стены)

   Ой, ребята, что -то Ниф-Ниф шепчет. Он хочет узнать больше о доме, что бы построить себе крепкий ,надежный, прочный дом. Давайте мы поиграем ,а Ниф-Ниф послушает и посмотрит. Ребетя присаживайтесь на свои места.(сели на круги вокруг фланелеграфа) Сели ровно, полукругом, улыбнулись все друг другу, приготовили ушки, глазки.( Образцы домиков из соломы, дерева-прутьев, камней, кирпича, бревен висят на фланелеграфе). Ребята ,а из чего можно строить дом?

Игра: «Назови какой?» Если дом из соломы то он?....

Дом из соломы – соломенный.
Дом из кирпича – кирпичный.
Дом из камня – каменный.
Дом из дерева – деревянный.
Дом из бревен – бревенчатый.
Крыша из железа – железная.
Окна из стекла – стеклянные.
Фундамент из цемента – цементный.
Труба из кирпича – кирпичная.
Пол из дерева – деревянный.

Замечательно. А помните в сказке  «Три медведя» все большое было у взрослых медведей ,а у мишутки маленького все маленькое , и все что к маленькому мишутке относится можно назвать ласково. Я буду называть слово ,а вы это слово будете называть ласково. Например кровать -кроватка,

Игра: «Упражнения с мячом «Назови ласково» (педагог кидает мяч и называет слово, ребёнок бросает мяч обратно и называет слово ласково:
дом-домик,
окно-окошечко,
дверь-дверка,

Замок-замочек,
стена-стеночка,
лестница-лесенка,

угол -уголок,

крыша- крышечка.

Дети сидят на кружках перед фланелеграфом.

Воспитатель: «Ребята, а кто строит дом?»

Дети: «Строитель».

Воспитатель: «Представим, что мы строители.»

Пальчиковая игра: «Строим дом.»

Целый день тук да тук

Большие пальцы ударяют о кулак

Раздается звонкий стук    

Молоточки стучат                                          

Стучать кулаком о кулак

Строим домик для зверят
Вот с такою крышей

Вот с такими стенами

Вот с таким окном

Вот какой крепкий дом

Складываем ладошки вместе

Руки над головой сложены в виде крыши

Руки параллельно ,  ладони разводим в стороны

Ладони рук над головой и под подбородком

Дом из пальцев рук

Славно в нем мы заживем

Вращаем кистями рук по кругу.

Ребята давайте поиграем.

Игра: «Соберём домик.»

Ход игры. У педагога на картине изображены дома. Он вспоминает с детьми части дома, их названия, показывает на их расположение. У каждого ребенка на столе лежит деталь дома. Дети подходят к игровому полю и составляют домик.(На магнитной доске).Воспитатель читает стишок.

На поляне дом стоит,

Ну ,а к дому путь открыт,

Мы детали подставляем

Домик собираем.

Воспитатель: «Мы с ребятами играем, домик быстро собираем. Как называется твоя часть дома? Куда ты её поставишь?» Дети встаньте так чтоб всем видно было дом.

Воспитатель: «Какой красивый дом у вас получился.» Ребята ,а давайте вспомним кто из сказочных героев еще жил в домиках: лиса и заяц, волк, медведь, лиса, лягушка, комар и т.д. Давайте поиграем  в игру «Мы большой построим дом».

Игра с движениями: «Мы большой построим дом.»

Мы большой построим дом,
Заживём все вместе в нём.

Встали в круг.

Двери открываются, игра начинается.

Руки поднимаем вверх.

Тук-тук-тук

Топаем ногой.

Кто стучится в гости в друг?

Руку подносим к уху.

Может к нам пришел зайчишка?

Прыгаем, изображаем зайца; говорим прык-прык.

Двери закрываются, игра продолжается.

Опускаем руки.

Мы большой построим дом,
Заживём все вместе в нём.

Встали в круг.

Двери открываются, игра начинается.

Руки поднимаем вверх.

Тук-тук-тук

Топаем ногой.

Кто стучится в гости в друг?

Руку подносим к уху.

Может к нам пришел косолапый мишка?

Ходим как медведь.

Двери закрываются – игра продолжается

Опускаем руки.

Мы большой построим дом,
Заживём все вместе в нём.

Встали в круг.

Двери открываются, игра начинается.

Руки поднимаем вверх.

Тук-тук-тук

Топаем ногой.

Кто стучится в гости в друг?

Руку подносим к уху.

Может рыжая лиса?

Изображаем хитрую лису; говорим чоп-чоп.

Двери закрываются, игра продолжается.

Опускаем руки.

Мы большой построим дом,
Заживём все вместе в нём.

Встали в круг.

Двери открываются, игра начинается.

Руки поднимаем вверх.

Тук-тук-тук

Топаем ногой.

Кто стучится в гости в друг?

Руку подносим к уху.

Волки?

Изображаем волков, когти, оглядывается, щелкаем зубами.

Мы большой построим дом,
Заживём все вместе в нём.

Улыбаемся, стоим в кругу.

Молодцы.

Воспитатель (достаёт игрушки: заяц, медведь, лиса, волк): «Вот у нас и жильцы в доме появились, это жители из сказок, давайте им покажем ,что мы узнали о доме.

Игра (у фланелеграфа): «Чего не хватает у домика?»

Сначала педагог показывает картинку с изображением дома, у которого есть все части. Вспоминает с детьми, как называются части дома. (Это крыша, на крыше есть труба. Это стены домика, в стенах есть окна. Это дверь у домика). Затем педагог по очереди показывает картинки с изображением этого же дома, но с одной отсутствующей частью.

  • Чего не хватает у этого домика? (У домика не хватает фундамента)
  • Чего не хватает у этого домика? (У домика не хватает крыльца.)
  • Чего не хватает у этого домика? (У домика не хватает двери.)
  • Чего не хватает у этого домика? (У домика не хватает окон. Картинки двух окон)
  • Чего не хватает у домика ?  (У домика не хватает трубы)
  • Чего не хватает у домика (У домика не хватает лестницы)
  • Чего не хватает у домика? (У домика не хватает перил у лестницы)

3 часть.  Воспитатель: «Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Кем вы сегодня были? Помогли ли мы узнать сказочным героям больше о доме? Молодцы ребята, предлагаю поиграть вам в домик.(Дети берут игры по выбору, занятие окончено).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста «Котик – коток»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста «Котик – коток»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)

Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии

Конспект  Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии Тема: «В гостях у Мишки» с детьми 2-3 лет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в младшей группе по сказке «Репка»

Цель: развитие связной, выразительной диалогической речи с помощью театрализованной деятельности.Задачи:1. Образовательные- совершенствовать связную речь детей;- закреплять умение интонационно пр...

Конспект непрерывно - образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) в старшей группе По теме «Ознакомление с предложением»

Цель: Формировать умения составлять и распространять предложение.Задачи:- обучающие:дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»;закреплять умение назыв...