Конспект НОД по развитию речи "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сердобинцева Елена Викторовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе.

Цель:обучение  детей рассказыванию  методом моделирования сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  с использованием метода наглядного моделирования в средней группе      

                                         « Путешествие в сказку».

Дата проведения:21.03.2019г.

Образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Цель.

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

Обучающие задачи:

- Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки,  узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

-Называть диких  и домашних  животных, их детенышей; давать описание животным  по  схемам.

Развивающие  задачи:

- развивать у детей наглядно – действенное  мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость; развивать интонационную выразительность речи; обогащение словарного запаса; развивать умение действовать согласованно.

Воспитательные  задачи:

- Воспитывать  доброжелательное отношение к героям сказки; интерес к русскому народному  творчеству                                                                                                                        

Методы: Игровой, словесно-логический,  самостоятельный.

Оборудование и материалы.

 По пять разных по величине и цвету кружков-заместителей на каждого ребенка, игрушка- зайц, картинки животных из  сказки, елочка,   мнемо-таблицы,картинки к загадкам.

Предварительная работа.Чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание  иллюстраций про животных, чтение рассказов, сказок , загадок о диких животных.

Дидактические игры: «Кто что ест?»,»Кто где живет?».

Работа с мнемотаблицами.

                                                          Ход НОД:

Организационный момент.

Дети заходят в группу, воспитатель предлагает:

-Здравствуйте, ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей  и как вежливые люди, что мы им должны сказать? (ответы детей), правильно, давайте поздороваемся с гостями.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,                                                                   ( дети поднимают руки вверх)                                                                                             А также порадуемся улыбчивым лицам                                                                              (улыбаются друг другу)                                                                                                        И всем, кто живет на этой планете                                                                                      (разводят руками)                                                                                                                      «Доброе утро!- скажем мы вместе                                                                                        (берутся за руки)

Если сказка в дверь стучится.

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь и не найти.

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие  чудеса! Тогда отправляемся в сказку. А на чем можно путешествовать? Давайте  поедем  на поезде.(Дети становятся «паровозиком»  за воспитателем)  (Звучит музыка ).

Ну вот,  мы и приехали в сказку, присаживайтесь на пенечки (стульчики).

Сюрпризный момент.

Ребята,  смотрите  под  елочкой кто-то спрятался? Да это же зайчик? Давайте поздороваемся с ним. (Дети  приветствуют зайчика)

- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

 -Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц- хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

 -Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, ребята,давайте покажем  зайчику как мы умеем рассказывать  о животных.

Беседа.

(Выставляется  схема описания зайчика).Расскажи, Настя, нам про зайчика.

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него 4 лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У него два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, капусту.

Ребята, а зайчик интересуется, про кого вы ещё можете рассказать.

 Лиса – это дикое животное. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост - пушистый. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса – хищное животное, она ест: кур, мышей.

Расскажи, Лиза , про  лису(выставляется схема описания лисы) 

Лиса – это дикое животное. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост - пушистый. У лисы есть детёныши – лисята.

 Лиса – хищное животное, она ест: кур, мышей.(слышится плач-запись)

-Ой,ой,ой , Заинька,а почему  ты плачешь?Что случилось?

Ребята, наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)А еще зайчик  говорит, что злая ведьма заколдовала его друзей из сказки.

Воспитатель: Заинька, как мы можем тебе помочь? Как расколдовать твоих друзей?

Зайчик: Нужно сначала отгадать загадки, затем  вспомнить сказку и рассказать ее .

Воспитатель: Ребята, поможем зайчику вернуть друзей? (Дети выражают желание помочь игровому персонажу)

Игра с загадками.

 - Давайте , сначала внимательно слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

1)Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)

(картинка с зайцем в природе).

А кто назовёт мне всю семью зайца? (мама – зайчиха, детёныши –зайчата, папа – заяц)

2) Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)(картинка)

3) Посмотрите по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке гребешок.
Кто же это?(петушок)

Назовите всю его семью.

4)Зубовато,серовато,

По полю рыщет.

Телят,ягнят  ищет (волк)

5)Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет (лиса)

6)Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина  избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки).

Физкультминутка.

-Правильно. Ребята, давайте поиграем с зайчиком.

-Тогда встаем в круг.

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

(Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три ...)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

 Лису  мы обхитрим,

На носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели(Дети садятся  за  столы)

Моделирование  сказки.

 -У вас на столах лежат тарелочки с фигурами. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый). Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для…(лисы). Почему? (лиса рыжая).  Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах – квадраты и треугольники.Из них мы,что будем составлять-домики. Они разного цвета, почему? (лубяная – желтая, а ледяная – синего). Правильно ребята.

 А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны. (Рассказываю сказку, дети рассказывают сказку вместе с воспитателем и раскладывают модели).

-Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (Дети ставят модели). Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, ребята, покажите  как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц).

Навстречу ему медведь:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята?- лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним! Подошли они к избёнке.

 Медведь как зарычит: Уходи, Лиса, вон из избушки!

 А Лиса с печи как закричит: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет.

Навстречу ему волк:

-О чем зайчик плачешь?

 – Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята?- лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

-Куда тебе медведь гнал- не выгнал, и ты не выгонишь!

-А я выгоню!

Подошли они к избёнке.

  Волк как завоет: У-у-у  уходи, Лиса, вон из избушки!

 А Лиса с печи как закричит: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Волк испугался и убежал.

Опять идет заинька,плачет.Навстречу петух с косой:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

 – Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

 – Нет, петух, не поможешь! Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (волк, медведь) Волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не прогнал.

Подошли они к избёнке,петушок как закричит!

 – Кукареку!Иду на ногах в красных  сапогах! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит: – Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне: – Кукареку!Иду на ногах в красных  сапогах!  Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! А лиса: - Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку: – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

 Воспитатель: Думаю, глазки устали, пусть они отдохнут.

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

Воспитатель: Что произошло с заколдованными животными? ( воспитатель помещает на доске картинки сказочных героев.)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же герои из нашей сказки. Вы помогли Зайчику, спасли его друзей! Вы настоящие волшебники.

 Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться. И со сказкой расставаться. И нам в детский сад возвращаться пора. (Игровое упражнение «Паровоз»)

 

Рефлексия: понравилось вам сегодняшнее путешествие? Что больше всего? Что было трудного в заданиях?  Сегодня мы с вами играли в игры, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка»,  которую составляли и рассказывали по моделям заместителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи пересказ сказки М.Пляцковского "Урок дружбы".

Содержание направлено на обучение детей пересказу сказки М.Пляцковского "Урок дружбы" по ролям, закреплению материала по лексической теме "Перелетные птицы". На занятии используются тради...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект НОД по развитию речи "Сочиняем сказку"

Сочинить сказку -  совсем непросто. А тем более, если её сочиняют малыши 3-4 лет. Но ведь научить их это делать вполне реально. Стоит только захотеть......

Конспект НОД по развитию речи. Придуманные сказки на тему: "Приключения зайца"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Придумывание сказки на тему: «Приключения зайца». Старшая группа...

Конспект НОД по развитию речи по сказке Н. Сладкова "Суд над декабрем" с элементами театрализованной деятельности для детей с ОНР

Конспект НОД по развитию речи по сказке Н. Сладкова "Суд над декабрем" с элементами театрализованной деятельности для детей с ОНР...

Конспект интегрированного занятия развитие речи по сказке "Колобок"

Конспект интегрированного занятия развитие речи по сказке "Колобок"...

конспект по речевому развитию"Путешествие по сказке с использованием икт"

конспект по речевому развитию"Путешествие по сказке с использованием икт"...