«Методика составления творческого рассказа по технологии ТРИЗ»
материал по развитию речи (средняя группа)

Буркица Татьяна Викторовна

Для успешной подготовке ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит. Мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.

         Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.

         В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

тел. 64-22-18

141500, г. Солнечногорск, ул. Пролетарская, д.18а

Выступление на педсовете

«Методика составления творческого рассказа по технологии ТРИЗ»

Воспитатель: Буркица

Татьяна Викторовна

Средняя группа

2015

        Для успешной подготовке ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит. Мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.

        Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.

        В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.

1 этап. Определение объектов на картине.

Цели:

  • Учить детей определять объекты изображенные на картине. И схематизировать их.
  • Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
  • Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).

Алгоритм определения состава картины.

  1. Перечисли объекты, изображенные на картине.
  2. Схематически изобрази их на листе бумаги.
  3. Сгруппируй по какому-либо признаку.
  4. Озвучь правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.

Игровые приемы.

  • «Подзорная труба», «бинокль», «Волшебник Деления» (для мотивации к выделению и называнию объектов).
  • «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?» (для выявления части одного объекта)

Объединение предметов по какому-либо признаку. Например: дети: девочка Таня, девочка Света, мальчик Сережа.

Игровые приемы.

  • «Волшебник Объединяй», «Ищу друзей».

2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Цели:

  • Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
  • Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
  • Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «один объект связан с другим».
  • Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов).

Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине.

  1. Выдели два объекта на картине.
  2. Объясни, почему они между собой связаны.
  3. Объедини названные объекты стрелками.
  4. Озвучь правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что…». Покажи эмблему 2-го этапа.

Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей; эмоциональных связей; родственных связей.

Итогом 2 этапа является обучение детей составлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами рассуждениями.

  • Модель таких рассказов включает:
  • Утверждение, что с чем связано.
  • Ряд доказательств утверждения с помощью слов «во первых…, потому что»; и т.д.
  • Вывод подтверждение.

Например Настя Андреянова составила свой рассказ.
Утверждение что с чем связано: прутик и Сережа.
Ряд доказательств: мальчику нужен прутик, чтобы достать мячик. Мальчик держит прутик.
Вывод: связаны прутик и мальчик.
Вика Тверская.
Утверждение что с чем связано: лужа и мячик.
Ряд доказательств: во-первых в лужу упал мячик, во-вторых мячик промок.
Вывод: лужа и мячик связаны.

3 этап. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.

Цели.

  • Учить детей составлять сравнения, загадки и метафоры по моделям.
  • Учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов».
  • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Алгоритм составления сравнений.

Алгоритм

Пример

1. Выбери предмет изображенный на картине.  Настя Г.

Мяч.

2. Что можешь сказать о нем.

Прыгающий, круглый.

3. Какие предметы по форме круглые.

Дыня, яблоко, абрикос, голова, круг.

4. Мяч по форме похож на

Голову.

5. Произнеси правило этого этапа.

«Я смотрю на предмет и могу сравнивать его признаки с признаками других предметов»

6. Покажи эмблему 3-го этапа.

 Алгоритм составления загадок.

  • 1. выбери предмет на картине и перечисли его особенности – признаки (цвет, форму, его части…).
  • 2. Выбери один из вопросов по которому ты будешь составлять загадку.
  • Какой предмет? Что такое же у других предметов?
  • Что делает? Кто или что делает также?
  • На что это похоже? Чем отличается?
  • 3. Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
  • 4. Найди в них общее.
  • 5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».
  • 6. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Покажи эмблему этапа.

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.
Метафора- это более сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям дошкольного возраста в виде фраз с переносным смыслом.

Алгоритм

Пример

1. Выбери один предмет на картине.

Слезы.

2. Назови действие слез.

Слезы капают.

3. Назови такое же действие у другого предмета на картине.

Дождик капает.

4. Где на картине слезы?

На глазах у Тани.

5. Соедини предметы мысленно. Составляется метафора.

Слезы на глазах = дождик из глаз. «Дождик из глаз» (метафора)

6. Составь предложение со словосочетанием «дождик из глаз».

«От расстройства у Тани на лице закапал дождик из глаз».

7. Произнеси правило этого этапа.

«Я могу сравнивать предмет с другим и составить предложение, если действие или признак общие»

8. Найди эмблему этапа.

4 этап. Представление возможных Ощущений с помощью разных органов чувств.

  • Цели.
  • Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
  • Учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило : «Я смотрю на предмет и представляю чем он может пахнуть. Какие издает звуки и какой он на ощупь».
  • Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Алгоритм мыслительных действий.

  • 1. Посмотри на картину,  «войди в нее».
  • 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе путешествовать.
  • 3. Опиши свои ощущения.
  • 4. Произнеси правило этого: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь», ощущаю лицом и руками», «Я вдыхаю».

  • 5. Найди эмблемы этого этапа.

Примеры:

  • Вика Тверская. (Я слышу).
  • Я услышала, что мячик упал в лужу – бух. Таня плачет.
  • Даниил Белоусов. (Я ощущаю руками).
  • Елочка колючая, твердая.
  • Даша Грумеза. (Я вдыхаю.)
  • Ромашка пахнет пыльцой, медом.

5 этап. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

  • Цели.
  • Учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты.
  • Активизировать  речь с помощью рифмующихся слов.
  • Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку»

Алгоритм и пример на слайде Вика Т.

Алгоритм

Пример

1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картинке. Игра «Складушки – ладушки».

Ромашки – одувашки, бантик – фантик,

Мальчик – пальчик, Сережа – мартожа,

Мальчик – скачет, травка – бравка,

Елочка – иголочка,

Небо – простофиля,

Девочка – припевочка. Вика Тверская.

2. Из пары слов составьте две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.

Росли ромашки одувашки,

На лужайке, на хозяйке.

Мячик скачет

В лужу мячик

Девочка припевочка плачет.

3. Теперь составьте стишок из этих четырех строчек.

Росли ромашки одувашки,

На лужайке, на хозяйке.

Мячик скачет

В лужу мячик

Девочка припевочка плачет.

4. Добавьте пятую строчку можно без рифмы по содержанию картины.

Росли ромашки одувашки,

На лужайке, на хозяйке.

Мячик скачет

В лужу мячик

Девочка припевочка плачет.

Девочке грустно, мяч упал в лужу.

5. Выразительно прочти стишок.

Росли ромашки одувашки,

На лужайке, на хозяйке.

Мячик скачет

В лужу мячик

Девочка припевочка плачет.

Девочке грустно, мяч упал в лужу.

6. Произнеси правило этого этапа и найди его эмблему. 

«Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку»

6 этап. Определение местонахождения объектов на картине.

  • Цели.
  • Учить детей пространственной ориентировке на картине.
  • Активизировать в речи слова обозначающие пространственные понятия.
  • Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Алгоритм.

  • 1. выбери предмет. Определи где он находится на картине.
  • 2. Опиши как расположены другие объекты по отношению к нему.
  • - Как видит тот кто рассматривает картину.
  • - С позиции выбранного предмета.
  • 3. Произнеси правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине».
  • 4. Найди эмблему 6 этапа.
  • Двухмерное пространство. Игра «да – нет». (Центральная часть, левая, правая, нижняя, верхняя часть, правый – левый, верхний нижний углы картины. )
  • Трехмерное пространство. Игра: «ожившая картина». (Ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине … ).

7 этап. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

  • Цели.
  • Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
  • Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
  • Учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня … характер».
  • Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм мыслительных действий.

  • 1. Выбери героя на картине.
  • 2. Определи его настроение или свойство характера.
  • 3. «Войди» в образ героя (представь себя им).
  • 4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то. Что изображено на картине.
  • 5. скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня …характер».
  • 6. Покажи эмблему этапа.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить:

  • Эмоциональные состояния. (Грустный –веселый, спокойный – возбужденный, сытый – голодный, здоровый – больной. )
  • Свойства характера . (Добрый- злой, трудолюбивый – ленивый, вежливый – грубый, умный – глупый. )
  • Признаки проявления эмоциональных состояний. (Веселый, грустный. Больной. Добрый. )

8 этап. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.

  • Цели:
  • Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
  • Учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было бы с ним раньше и что будет с ним потом».
  • Активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки ( было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –после того…).

Алгоритм мыслительных действий.

  • 1. Состояние выбери объект, определи его в настоящее время.
  • 2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменений его признаков, действий.
  • 3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
  • 4. Произнеси правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что с ним будет потом».
  • 5. Найди эмблему этапа.

9 этап. Понятие о смысловых характеристиках картины.

  • Цели:
  •  Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
  • Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
  • Учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Алгоритм мыслительных действий.

  • 1. Возьми несколько лепестков «ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог).
  • 2. Рассмотри сюжет картины. Как связанна с ней каждая пословица и поговорка.
  • 3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
  • 4. Произнеси правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
  • 5. Найди эмблему этапа.

  • «Добро век не забудется»
  • «Жизнь дана на добрые дела»
  • «Мир не без добрых людей»
  • «Трудно найти, легко потерять»
  • «Умел ошибаться, умей исправляться»
  • «Семь раз примерь, один раз отрежь»
  • «Поспешишь, людей насмешишь»
  • «Слезами горю не поможешь»
  • «Без беды друга не узнаешь»

Игровые приемы.

  • 1. Прием «ромашка мудрости» игра «Объясни, почему так названа картина?»
  • 2. «Найди самое удачное название картины.» (нужно выбрать 1, 2 пословицы)

Итоговое занятие. Составление с детьми творческих рассказов по картине.

Цели:

  • Закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине.
  • Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа.

Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. По времени рассказ не должен превышать 2-3 минуты.

Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая гостила две недели в группе. Будет прощаться с ними. В группу придут гости.

На занятие приглашаются взрослые по числу детей в группе.

В начале занятия детям предлагается рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить секреты эмблем. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы и рассказать их взрослым.

Примеры творческих рассказов.

  • Жили две девочки и один мячик. Таня взяла мячик он укатился и упал в лужу. Потом Сережа нашел палочку. Этой палочкой этот мячик хочет Серёжа выкатывать на берег. Он был мокрый. А вот потом Сережа его отдал Тане. Потом они пошли домой. (Аня Артемьева)
  • Была девочка она уронила мячик. Тута она цветы собирает. А мальчик тут нашел палку достал мячик. Они поиграли, поиграли и пошли домой. (Илья Приймак)
  • Сережа с ними поиграл и потом мячик укатился в лужу. А около мячика была лужа. Света пока рвала ромашки а Серёжа нашел палочку. Они вытащили мячик и стали играть. Они пошли домой. (Вика Тверская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по  развитию связной монологической речи через  обучение составлению  творческого  рассказас применением ТРИЗ  &l...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....

Конспект организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы на основе методики составления творческого рассказа. Тема "Осенняя сказка"

Ознакомление детей со структурой рассказа (начало, середина, конец); рассматривание иллюстраций на тему осени; чтение художественной литературы, проведение бесед об осени; осваивание дидактических игр...