«Методика составления творческого рассказа по технологии ТРИЗ»
материал по развитию речи (средняя группа)
Для успешной подготовке ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит. Мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.
В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
тел. 64-22-18 | 141500, г. Солнечногорск, ул. Пролетарская, д.18а |
Выступление на педсовете
«Методика составления творческого рассказа по технологии ТРИЗ»
Воспитатель: Буркица
Татьяна Викторовна
Средняя группа
2015
Для успешной подготовке ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит. Мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.
В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.
1 этап. Определение объектов на картине.
Цели:
- Учить детей определять объекты изображенные на картине. И схематизировать их.
- Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
- Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Алгоритм определения состава картины.
- Перечисли объекты, изображенные на картине.
- Схематически изобрази их на листе бумаги.
- Сгруппируй по какому-либо признаку.
- Озвучь правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.
Игровые приемы.
- «Подзорная труба», «бинокль», «Волшебник Деления» (для мотивации к выделению и называнию объектов).
- «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?» (для выявления части одного объекта)
Объединение предметов по какому-либо признаку. Например: дети: девочка Таня, девочка Света, мальчик Сережа.
Игровые приемы.
- «Волшебник Объединяй», «Ищу друзей».
2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Цели:
- Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
- Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «один объект связан с другим».
- Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов).
Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине.
- Выдели два объекта на картине.
- Объясни, почему они между собой связаны.
- Объедини названные объекты стрелками.
- Озвучь правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что…». Покажи эмблему 2-го этапа.
Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей; эмоциональных связей; родственных связей.
Итогом 2 этапа является обучение детей составлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами рассуждениями.
- Модель таких рассказов включает:
- Утверждение, что с чем связано.
- Ряд доказательств утверждения с помощью слов «во первых…, потому что»; и т.д.
- Вывод подтверждение.
Например Настя Андреянова составила свой рассказ.
Утверждение что с чем связано: прутик и Сережа.
Ряд доказательств: мальчику нужен прутик, чтобы достать мячик. Мальчик держит прутик.
Вывод: связаны прутик и мальчик.
Вика Тверская.
Утверждение что с чем связано: лужа и мячик.
Ряд доказательств: во-первых в лужу упал мячик, во-вторых мячик промок.
Вывод: лужа и мячик связаны.
3 этап. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Цели.
- Учить детей составлять сравнения, загадки и метафоры по моделям.
- Учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов».
- Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Алгоритм составления сравнений.
Алгоритм | Пример |
1. Выбери предмет изображенный на картине. Настя Г. | Мяч. |
2. Что можешь сказать о нем. | Прыгающий, круглый. |
3. Какие предметы по форме круглые. | Дыня, яблоко, абрикос, голова, круг. |
4. Мяч по форме похож на | Голову. |
5. Произнеси правило этого этапа. | «Я смотрю на предмет и могу сравнивать его признаки с признаками других предметов» |
6. Покажи эмблему 3-го этапа. |
Алгоритм составления загадок.
- 1. выбери предмет на картине и перечисли его особенности – признаки (цвет, форму, его части…).
- 2. Выбери один из вопросов по которому ты будешь составлять загадку.
- Какой предмет? Что такое же у других предметов?
- Что делает? Кто или что делает также?
- На что это похоже? Чем отличается?
- 3. Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
- 4. Найди в них общее.
- 5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».
- 6. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Покажи эмблему этапа.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.
Метафора- это более сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям дошкольного возраста в виде фраз с переносным смыслом.
Алгоритм | Пример |
1. Выбери один предмет на картине. | Слезы. |
2. Назови действие слез. | Слезы капают. |
3. Назови такое же действие у другого предмета на картине. | Дождик капает. |
4. Где на картине слезы? | На глазах у Тани. |
5. Соедини предметы мысленно. Составляется метафора. | Слезы на глазах = дождик из глаз. «Дождик из глаз» (метафора) |
6. Составь предложение со словосочетанием «дождик из глаз». | «От расстройства у Тани на лице закапал дождик из глаз». |
7. Произнеси правило этого этапа. | «Я могу сравнивать предмет с другим и составить предложение, если действие или признак общие» |
8. Найди эмблему этапа. |
4 этап. Представление возможных Ощущений с помощью разных органов чувств.
- Цели.
- Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
- Учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило : «Я смотрю на предмет и представляю чем он может пахнуть. Какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Алгоритм мыслительных действий.
- 1. Посмотри на картину, «войди в нее».
- 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе путешествовать.
- 3. Опиши свои ощущения.
- 4. Произнеси правило этого: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь», ощущаю лицом и руками», «Я вдыхаю».
- 5. Найди эмблемы этого этапа.
Примеры:
- Вика Тверская. (Я слышу).
- Я услышала, что мячик упал в лужу – бух. Таня плачет.
- Даниил Белоусов. (Я ощущаю руками).
- Елочка колючая, твердая.
- Даша Грумеза. (Я вдыхаю.)
- Ромашка пахнет пыльцой, медом.
5 этап. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
- Цели.
- Учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты.
- Активизировать речь с помощью рифмующихся слов.
- Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку»
Алгоритм и пример на слайде Вика Т.
Алгоритм | Пример |
1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картинке. Игра «Складушки – ладушки». | Ромашки – одувашки, бантик – фантик, Мальчик – пальчик, Сережа – мартожа, Мальчик – скачет, травка – бравка, Елочка – иголочка, Небо – простофиля, Девочка – припевочка. Вика Тверская. |
2. Из пары слов составьте две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом. | Росли ромашки одувашки, На лужайке, на хозяйке. Мячик скачет В лужу мячик Девочка припевочка плачет. |
3. Теперь составьте стишок из этих четырех строчек. | Росли ромашки одувашки, На лужайке, на хозяйке. Мячик скачет В лужу мячик Девочка припевочка плачет. |
4. Добавьте пятую строчку можно без рифмы по содержанию картины. | Росли ромашки одувашки, На лужайке, на хозяйке. Мячик скачет В лужу мячик Девочка припевочка плачет. Девочке грустно, мяч упал в лужу. |
5. Выразительно прочти стишок. | Росли ромашки одувашки, На лужайке, на хозяйке. Мячик скачет В лужу мячик Девочка припевочка плачет. Девочке грустно, мяч упал в лужу. |
6. Произнеси правило этого этапа и найди его эмблему. | «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку» |
6 этап. Определение местонахождения объектов на картине.
- Цели.
- Учить детей пространственной ориентировке на картине.
- Активизировать в речи слова обозначающие пространственные понятия.
- Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».
Алгоритм.
- 1. выбери предмет. Определи где он находится на картине.
- 2. Опиши как расположены другие объекты по отношению к нему.
- - Как видит тот кто рассматривает картину.
- - С позиции выбранного предмета.
- 3. Произнеси правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине».
- 4. Найди эмблему 6 этапа.
- Двухмерное пространство. Игра «да – нет». (Центральная часть, левая, правая, нижняя, верхняя часть, правый – левый, верхний нижний углы картины. )
- Трехмерное пространство. Игра: «ожившая картина». (Ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине … ).
7 этап. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
- Цели.
- Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
- Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
- Учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня … характер».
- Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Алгоритм мыслительных действий.
- 1. Выбери героя на картине.
- 2. Определи его настроение или свойство характера.
- 3. «Войди» в образ героя (представь себя им).
- 4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то. Что изображено на картине.
- 5. скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня …характер».
- 6. Покажи эмблему этапа.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить:
- Эмоциональные состояния. (Грустный –веселый, спокойный – возбужденный, сытый – голодный, здоровый – больной. )
- Свойства характера . (Добрый- злой, трудолюбивый – ленивый, вежливый – грубый, умный – глупый. )
- Признаки проявления эмоциональных состояний. (Веселый, грустный. Больной. Добрый. )
8 этап. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
- Цели:
- Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
- Учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было бы с ним раньше и что будет с ним потом».
- Активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки ( было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –после того…).
Алгоритм мыслительных действий.
- 1. Состояние выбери объект, определи его в настоящее время.
- 2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменений его признаков, действий.
- 3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
- 4. Произнеси правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что с ним будет потом».
- 5. Найди эмблему этапа.
9 этап. Понятие о смысловых характеристиках картины.
- Цели:
- Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
- Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
- Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
- Учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Алгоритм мыслительных действий.
- 1. Возьми несколько лепестков «ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог).
- 2. Рассмотри сюжет картины. Как связанна с ней каждая пословица и поговорка.
- 3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
- 4. Произнеси правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
- 5. Найди эмблему этапа.
- «Добро век не забудется»
- «Жизнь дана на добрые дела»
- «Мир не без добрых людей»
- «Трудно найти, легко потерять»
- «Умел ошибаться, умей исправляться»
- «Семь раз примерь, один раз отрежь»
- «Поспешишь, людей насмешишь»
- «Слезами горю не поможешь»
- «Без беды друга не узнаешь»
Игровые приемы.
- 1. Прием «ромашка мудрости» игра «Объясни, почему так названа картина?»
- 2. «Найди самое удачное название картины.» (нужно выбрать 1, 2 пословицы)
Итоговое занятие. Составление с детьми творческих рассказов по картине.
Цели:
- Закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине.
- Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа.
Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. По времени рассказ не должен превышать 2-3 минуты.
Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая гостила две недели в группе. Будет прощаться с ними. В группу придут гости.
На занятие приглашаются взрослые по числу детей в группе.
В начале занятия детям предлагается рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить секреты эмблем. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы и рассказать их взрослым.
Примеры творческих рассказов.
- Жили две девочки и один мячик. Таня взяла мячик он укатился и упал в лужу. Потом Сережа нашел палочку. Этой палочкой этот мячик хочет Серёжа выкатывать на берег. Он был мокрый. А вот потом Сережа его отдал Тане. Потом они пошли домой. (Аня Артемьева)
- Была девочка она уронила мячик. Тута она цветы собирает. А мальчик тут нашел палку достал мячик. Они поиграли, поиграли и пошли домой. (Илья Приймак)
- Сережа с ними поиграл и потом мячик укатился в лужу. А около мячика была лужа. Света пока рвала ромашки а Серёжа нашел палочку. Они вытащили мячик и стали играть. Они пошли домой. (Вика Тверская)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-446163-1635942517.jpg)
Конструкт непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Данный конструкт способствует развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ....
Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999135-1516538799.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».
Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-702050-1446647600.jpg)
"Составление творческих рассказов по сюжетной картине" (Технология ТРИЗ)
.http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1905...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1035949-1677351914.jpg)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказас применением ТРИЗ &l...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-902876-1489077018.jpg)
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ
Рекомендации по работе с сюжетной картиной, применяя технологии ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-1175168-1571070575.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы на основе методики составления творческого рассказа. Тема "Осенняя сказка"
Ознакомление детей со структурой рассказа (начало, середина, конец); рассматривание иллюстраций на тему осени; чтение художественной литературы, проведение бесед об осени; осваивание дидактических игр...