Пересказ рассказа "Ёж" (по Е.Чарушину)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хусаинова Гульнара Рагиповна

Обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_e._charushina_ezh.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с

использованием сюжетных картин.

Задачи:

- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов,

объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

- Развитие слухового и зрительного внимания детей,  коммуникативные  

навыков, умение воспринимать и воспроизводить красоту звучания

русского  языка;

- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к  диким

животным.

- Воспитывать устойчивый интерес к русскому языку.

Образовательная область: Развитие речи.

Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с

использованием сюжетных картин.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа,

чтение; рассматривание картинок (слайдов);  выстраивание графического

плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое

упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантикеГлаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуреСуществительные:

страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Предварительная работа:

• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги

Е. Чарушина «Моя первая зоология»;

• беседа с детьми о диких животных;

• разучивание физкультминутки.

Материал: рассказ Е. Чарушина  «Еж», сюжетные картины, мяч, костюм

ежа,  презентация к рассказу.

Оборудование: ИКТ, доска (домик)  для сюжетных картин.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Воспитатель предлагает встать детям полукругом.

Воспитатель. Посмотрите, ребята к нам на занятие пришли гости, когда приходят гости, что мы обычно делаем?

Дети. Здороваемся. Здравствуйте!

Воспитатель. В нашем садике родном,

Очень весело живём!

Мы играем, мы считаем,

И дружить незабываем!

Очень любим мы гостей,

Жить нам с ними веселей!

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.

Воспитатель. Ребята, а теперь послушайте мою загадку, только дослушайте до конца, будьте внимательны!

Этот маленький зверёк

 Не лисица, не хорёк,

Любит кушать он мышат,

Червяков и лягушат.

 Каждый год в своей норе

 Спать ложится в ноябре.

Победить змею он может!

 Он в колючках… Это –

Дети ёжик.

Воспитатель.Какие вы у меня молодцы! Дослушали загадку, отгадали правильно. 

(слайд 1)

Воспитатель. Ребята, а  зачем  у ежика на спине иголки?

Дети. Еж иголками защищается от врагов.

Воспитатель. Как еж спасается от врагов?

Дети Еж сворачивается в клубок, выставляет иголки.

Воспитатель Кто  самый страшный враг?

Дети Лиса, филин, ястреб, сова, волк,…

Воспитатель. Ёжик дикое или домашнее животное?

Дети. Ёжик живет в лесу, дикое животное.

Воспитатель. Ребята, вспомните, какие звуки издают ежи ?

Дети. Фыркают, пыхтят , токают

Воспитатель. Давайте послушаем как ежик пыхтит, фыркает, токает (слушаем запись).  Ежики ведут ночной образ жизни. Если принести его домой, никто ночью не уснет ни взрослые , ни дети, потому что ежики ночью бегают, топают, сопят, пыхтят, фыркают, а еще ежики очень много кушаю.

Воспитатель. Чем же питается ежик?

Дети.  еж ест мышей, улиток, гусениц, ящериц , жуков, червяков.

Воспитатель. Они являются хищниками и любят лакомиться мышками. Ёж – друг всех садоводов.

Про ежиков, про это  удивительное животное  написано много стихов, песен, рассказов. Мы тоже с вами  знаем  «песню про ёжика». Мы будем не только петь, но и выговаривать каждое слово.

Песня «Хитрый ёж» (пальчиковая игра)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал,

нам колючки показал,

А колючки тоже

на ежа похожи.

На ежа мы поглядим,

Молочка ему дадим,

Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

 Воспитатель. Какие вы у меня молодцы!  Со всеми заданиями справились: загадку отгадали, про ежика рассказали, гимнастику сделали. Присаживайтесь.

3. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушин. Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель. Ребята, я хочу сегодя вам прочитать удивительный  рассказ, совсем детский. Приготовили  свои ушки, приготовили  свои глазки, они вам помогут , потом будем пересказывать.

 Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель

 Е. И. Чарушин. (слайд 4)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (Слайд 5)

 Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать, а потом мне скажите,

-что нового узнали о жизни ежей?  какое правило не выполнили дети?

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Прослушивание 

Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)

Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)

Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)

 Попробуй-ка, возьми его руками — везде иголки торчат.

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9) 

Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. 

А еж лежит шариком и не шевелится.

Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек  черный              

ежиный носик, задвигался. Чем это вкусным пахнет?

     Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).

     Поел и снова шариком свернулся. (Слайд 8) 

    А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе    

    обратно в лес. (Слайд 11)

4. Словарная работа.

- Что значит «со страху»«удрал»(от испуга, убежал)

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают

полным предложением.

-  Вам понравился рассказ? Давайте вспомним как рассказ начинается, в

 этом нам помогут картинки. Что было дальше?

Воспитатель - А теперь, поиграем в игру«Собери рассказ»  из сюжетных    

картин -6

На столе лежат  сюжетные картины 6 шт. На каждую часть каждый

ребёнок выходит выбирает  и ставит в волшебный домик  в

соответствии текста.

5.Рассказывание рассказа по сюжетным картинам.

Дети выходят по-очереди: прием–продолжи, - расскажи

дальшерасскажи весь рассказ

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком

свернулся.) Покажите руками.

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он

удрал, убежал к себе в лес.)

-Какие вы у меня молодцы,вспомнили рассказ от начала до конца.

6.  Встали в круг.Я произношу вам чистоговорку и бросаю мяч, вы  

ловите мяч, проговаривайте чистоговорку и возвращайте мяч

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет пойдешь гулять.

ЖА-ЖА-ЖА - есть ежата уежа

ФУФТЫ-ФУФТЫ-ФУФТЫ-ФУ-

Самый сильный я в лесу.

Воспитатель. Хотите превратиться в ежат? Выбираем считалкой ёжика.

7.Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Всех ребят пересчитать.

Дети ходят по кругу и приговаривают:

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает

свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Садимся на стульчики.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование  

существительных в косвенных падежах.

Воспитатель.  Я попробую рассказать вам рассказ еще раз.

Я все помню.Ой кажется забыла некоторые слова, в ы мне поможете    

ребята?

Дети.Да

-Ходили ребята по (лесу).

- Нашли под кустом (ежа).

- Он со страху свернулся (шариком).

- Закатили ребята ежа в (шапку).

- И принесли ежа (домой).

- Дали ему (молока).

- Развернулся еж и начал есть (молоко).

- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

Воспитатель. Какие же вы молодцы! Раз вы мне помогли значит и сами  

сможете рассказать от начала до конца, по очереди.

9. Дети. Пересказ

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не

успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома

родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

- Кто напомнит, как называется рассказ?

- А кто написал этот рассказ?

 Воспитатель. Что больше всего вам понравилось из жизни ежей?

Дети по – очереди повторяют про жизнь ежей понравившиеся сюжеты

Воспитатель. Какое главное правило должны запомнить дети и все люди?

Дети. Нельзя приносить животных из леса домой.

10. Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, я приготовила вам сюрприз. Давайта посмотрим  

музыкальную историю про «маленького ёжика».

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Сова».

Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Сова». Образовательные задачи: Продолжать учить детей слушать небольшие по объему литературные произведения.Учить пересказывать по цепочке, опираясь на граф...

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности во 2 мл. группе на тему:"Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Курочка"

Образовательные области "Чтение художественной литературы", "Физическая культура"В конспекте НОД используется совокупность подвижной игры и пересказа. ...

Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка».

 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9899762","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"342","width":"475"}}]]...

«Пересказ художественного произведения Е. Чарушина « Воробей»

Занятие направлено на развитие у детей умения самостоятельного пересказа художественного произведения, формирование гуманного отношения к птицам. ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы. Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушин

Программное содержание: 1. Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем.2. Формировать навыки фразовой речи из 3-4 слов, учить объединять фразы в короткий рассказ из...

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...