Конспект ООД "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи

Зимушка-зима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimushka_-_zima.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области

Дата

09.02.2018

Тема

«Зимушка-  зима»

Программа

Программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.,Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва, 2015г.                                                                                                                             

Тип

закрепление пройденного материала

Возраст

4-5 лет(средняя группа)

Основная образовательная область

Окружающий мир

Интегрированные образовательные области

Художественно-эстетическое, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие физическое развитие,

Форма проведения

Игровая, экспериментальная

Цель

Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Выделять и объяснять сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку.

Воспитательные

Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение восхищаться красотой природы родного края, умения проявлять свои художественно-творческие способности.

Развивающая

1. Развивать произношение звука "У" с разной силой выдоха;

2. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, посредством пальчиковой игры;

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение;

4. Развивать интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Образовательные

1. Уточнять, углублять знания детей о живой и неживой природе родного края зимой;

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи;

3. Познакомить детей с жителем Крайнего Севера - белым медведем;

5. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Планируемый результат:

умеют сравнивать зимние месяцы, зимние признаки, составлять предложения, разгадывать загадки, продолжить предложения по рифму, рисовать природу.

Методы и приемы 

  1. Словесные: художественное слово,  создание проблемной ситуации,  беседа, вопросы к детям, объяснения, пояснения, указания; вопросы к детям и поиск ответов; словесная инструкция.
  2. Практические: экспериментирование, художественное творчество.
  3. Рисование природы

Индивидуальная работа

- с Максимом и Самиром проговорить с названиями жилища животных

- с Элиной и Алиёй  вспомнить представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания

 Словарная работа

зимушка-зима; декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря, вьюга, пурга, метель,  буран, снежинки, сосульки, сугробы, позёмка, иней, изморось; ледяные узоры на стеклах.

Предварительная работа

чтение произведений о зиме, заучивание стихотворений о зимнем времени года, о природе в эту пору; рассматривание иллюстраций и картин о зиме; составление небольших описательных рассказов. Создание картины зимнего леса. Проведение опытов с водой.

   Структура ООД

  1. Отгадывание загадки
  2. Игра «Зимняя одежда»
  3. Беседа о вьюги
  4. Игра "Зимние слова".
  5. Физминутка.
  6. Пословицы, приметы, поговорки
  7. Беседа о зверей зимующих в лесу
  8. Эксперимент
  9. Пальчиковая гимнастика
  10. Рисование «украсим рукавичку»
  11. Заключение.

Ход ООД

1.        Отгадывание загадки

         

2. Беседа о зимних месяцах.

4.        Игра "Зимние слова".

5.        Физминутка.

6.        Пословицы, приметы, поговорки

7.        Беседа о зверей зимующих в лесу

8.        Эксперимент

9.. Пальчиковая гимнастика.

10. Рисование

11.Заключение.

Отгадайте загадку:

                  Снег на полях,
                 Лед на руках.
                 Ветер гуляет,
                 Когда это бывает?
- Зимой.

- А сейчас какое время года ? (Зима)

Воспитатель: верно, зима (показывает  картину с зимним пейзажем  на экране ТВ).

Воспитатель: А что вы можете сказать о зиме, какая она?

Дети: Холодная, морозная.

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Пушистый, мягкий, холодный, колючий, искристый, мокрый, серебристый, красивый.

Воспитатель:  Дети, а вы любите природу? Хотите стать юными натуралистами?

-Дети: Да.

-Воспитатель: А вы знаете кто такие юные натуралисты?(это люди, которые  любят изучать природу и все живое, что нас окружает). Для того, чтобы стать юным натуралистом, надо много знать о животных и растениях, о временах года. И у меня для вас есть несколько заданий , и все о ни о зимнем времени года. Если вы пройдете все испытания, то станете настоящими натуралистами. Хотите попробовать?
- Дети: Да

-Воспитатель:  А давайте теперь вспомним название зимних месяцев.

- Дети: декабрь, январь, февраль.

-Воспитатель: Правильно, это декабрь, январь и февраль. А какой сейчас месяц? Рассмотрите картинки и определите, по каким приметам можно узнать зиму.

- А что Вам не нравится ? (мороз, ветер. холод).

- Ребята, а какие слова можно сказать о зиме ? Какая она ? (причудливая, белоснежная, холодная или теплая, морозная, вьюжная, красивая...).

- Ребята, зима бывает разная: суровая, холодная, злая, вьюжная, но она же  чудесная, веселая , волнительная.

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горы зимой. Но, ребята как мы зимой выходим на улицу? Посмотрите что нам необходимо для прогулки(ответы детей).

 (на экране игра «Зимняя одежда» – шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи). Составим предложения с этими словами.

Звучит в записи шум ветра, вьюги.

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Дети: Это ветер.

Воспитатель: Может быть легкий летний ветерок?

Дети: Нет. Это зимняя вьюга.

Воспитатель:Да, это песенка зимней вьюги. На какой звук похожа ее песня?

Дети: На звук "У" 

Воспитатель: Давайте подпоем ей. Подходите ко мне. А чтоб у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой. Произнесите звук «У» громко.

(Выполняют упражнение для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками. Произносят звук «У» с разной силой голоса.)

Воспитатель: Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Теперь произнесите звук «У» тихо.

- Вот она стихает, и снежинки опускаются на землю (дети присаживаются).

-Но вот с новой силой запела вьюга, и закружила снежинки. Летели, летели и на поляну прилетели.

И давайте ребята  поиграем в игру "Зимние слова".

- Вспомните, какие Вы знаете слова о зимнем времени года ? Я буду бросать      снежный комок, а Вы называйте. (снегопад. сосулька, лед, мороз, холод. снежинка, иней, снеговик).

- Молодцы ребята,

- Ребята, когда Вы слышите слово "Зима", что представляете сразу ? (снег)

- Отгадайте загадку:

- "Он все время занят делом.

     Он не может зря идти.

     Он идет и красит белым все что видит на пути." (снег)

- Ребята, от слова "снег" происходит много других слов, они похожи. Это слова-родственники.

- Я Вам прочитаю сейчас предложения, а Вы продолжайте его под рифму.

1. - Тихо-тихо, как во сне падает на землю...(снег).

2. - С неба все скользят пушинки, серебристые...(снежинки).

3. - На полянку, на лужок тихо падает...(снежок).

4. - Вот веселье для ребят, все сильнее...(снегопад).

5. - Все бегут вперегонки, все хотят играть в ...(снежки).

6. - Словно в белый пуховик нарядился...(снеговик).

7. - Рядом снежная фигурка, это девушка...(снегурка)

8. - На снегу-то посмотри, с красной грудкой...(снегири).

9. - Словно в сказке, как во сне. землю всю украсил...(снег).

- Молодцы, и с этим заданием Вы справились.

- А слово снегопад, ребята, из каких слов состоит ? (снег, падает).

А теперь давайте отдохнем и прочитаем сами стихотворение и поиграем.

Физ-минутка. Дети выполняют подражательные движения :

- "Завертела вьюга, словно карусель.

    Медленно сначала, а потом быстрей.

   Ничего не видно, все белым-бело.

   Понемногу стихло, землю замело."

Ребята, о зиме есть много пословиц, примет, поговорок. Давайте их вспомним.

1. Много снега - много хлеба.

2. Мороз не велик, да стоять не велит.

3. Зима не лето - в шубу одета.

4. Теплый февраль - принесет весну с заморозками.

5. Сильно блестят звезды зимой - к морозу.

Воспитатель: молодцы ребята. Посмотрите что у нас изображено на экране?

Воспитатель:Кто это?

Ребёнок: Белка.

Воспитатель: Как называется ее жилище?

Ребёнок: Дупло

Воспитатель: Дупло чье?

Ребёнок: Беличье.

Воспитатель:Кто на этой картинке изображен?

Ребёнок: Лиса.

Воспитатель:Где она живет?

Ребёнок: В норе.

Воспитатель:Нора чья?

Ребёнок: Лисья

Воспитатель: А это кто?

Ребёнок: Волк

Воспитатель: Как называется жилище у волка?

Ребенок: Логово.

Воспитатель: Логово чье?

Ребёнок: Волчье.

Воспитатель: Назовите это животное?

Ребёнок: Медведь.

Воспитатель:Как называется его жилище?

Ребёнок: Берлога.

Воспитатель: Берлога чья?

Ребёнок: Медвежья.

Воспитатель: Молодцы, все сделали правильно. Ребята, а что вы можете рассказать о буром медведе?

Дети: Бурый медведь - хозяин нашего леса. Медведь питается ягодами, насекомыми, медом, рыбой, живет в берлоге. Все лето набирает жир. Зимой впадает в спячку.

Воспитатель: А почему он спит зимой?

Дети: Зимой медведю голодно, нет меда, нет ягод, реки замерзли и рыбу он не может ловить.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что у нашего бурого медведя есть родственник, который живет на северном полюсе. Это белый медведь. Хотите посмотреть на него?

(Дети садятся на стулья, на доске появляются слайды с изображением белого медведя.)

Это один из самых крупных хищных зверей на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира защищает его от сильных морозов. Медведь – хорошо плавает. Он может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Вот медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. (картинка) От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

Дети: Потому что он привык,у него теплая, густая шерсть и ему не холодно.

Воспитатель: Чтобы понять, как медведь живет в таких условиях, я предлагаю пройти в «Центр экспериментирования».

(Дети проходят в «Центр экспериментирования».)

-Ну что, начнем эксперимент. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте руку жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Так почему же белый медведь не покрывается льдом, попробуйте объяснить.

Дети: Потому, что его шерсть покрыта жиром. Капли воды скатываются с нее.

Воспитатель: Вот видите, ребята, как природа позаботилась о белом медведе. Мы тоже можем защитить свое лицо и руки жирным защитным детским кремом, чтобы не обморозиться. На этом наш эксперимент закончен, вытирайте руки салфеткой, возвращаемся в видеосалон.

А теперь нам пора возвращаться домой

- "На одной ножке покружились и в саду все очутились."

- Мы сегодня с Вами говорили о зиме. Давайте нашей "Зимушке" подарим рукавички, а на них нарисуем снежинку. Рисование «Украсим рукавичку». 

Пальчиковая гимнастика:

Мы во двор пошли гулять 1.2.3.4.5(загибаем пальчики)

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили

С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись (класть ладошки то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли  (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли (закрыли глазки).

Итог занятия.  Рефлексия.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? (ответы детей). Вы сегодня постарались составлять разные интересные истории. Мне кажется, эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

В завершении я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы можете их раскрасить своими цветными карандашами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....