Конспект занятия по развитию речи на тему "Сказки А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Улюкаева Анна Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи на тему "Сказки А.С. Пушкина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №384 комбинированного вида

Ново – Савиновского района города Казани

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему

«Сказки А.С. Пушкина».

Воспитатель  

первой квалификационной категории

Улюкаева А.С.

Казань 2019 год

 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему

«Сказки А.С. Пушкина».

Задачи:

  • Обучающие:

Закрепить умения подбирать слова-родственники.

Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.

Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

  • Развивающие:

Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков Л – ЛЬ. Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок.

  • Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.

Предварительная работа

Чтение сказок, беседа о Пушкине, рассматривание иллюстраций, фотографий с памятниками Пушкину, посещение библиотеки, выставки книг Пушкина.

Оборудование. 

Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам.

Ход занятия.

  1. Вводная часть

Воспитатель: Послушайте, ребята. Лиза приготовила нам стихотворение.

Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Всех героев этих сказок

Узнаем мы без подсказок:

Царь Салтан и Черномор.

Поп, Балда и Царь Гвидон…

Страницы сказок мы листаем,

Путешествие начинаем.

Скажите, о каких сказках говорится в стихотворении? (О сказках Пушкина)

  1. Основная часть

Воспитатель: Что вы знаете о Пушкине? (Ответы детей)Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел так просто и в то же время так интересно писать, что многое из написанного им понятно и близко детям. В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Почти в каждом городе есть улицы, названные в его честь. Во многих городах есть памятники Пушкину. Около Петербурга есть город Пушкин, в нем учился Александр Сергеевич (Раньше это место называлось Царским селом). В Москве одна из центральных площадей названа именем великого поэта, станции метро тоже носят название в его честь. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Пушкина. Тогда Пушкин станет вам понятнее и дороже.

Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?

(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)

Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина? (Волшебная белка. Тридцать три богатыря, волшебный петушок, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.)

Игра «Подбери слова-родственники к слову СКАЗКА».

Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.)Рыбка предлагает нам поиграть.

Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом)

Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.

Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Игра  «Слова-противоположности» (Из сказки)

Прекрасный – ужасный

Жадный – щедрый

Сварливый – приветливый

Ветхий - новый

Грубый – нежный

Умный – глупый

Широкий – узкий

Белый – черный

Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.)

Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации) (Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)

Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.)

Игра «Потому что… .»

Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели) .

Гвидон превратился в комара, потому что… .(ему захотелось попасть в дом отца Салтана) .

Все удивлялись чудесной белке, потому что (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды) .

Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят) .

Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону) .

Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана) .

Физкультминутка.

Мы по морю проплывали –

Птицу-лебедь увидали.

А как вышли мы на берег,

Там увидели мы терем,

Черномора, повариху,

Белку, бабу-Бабариху…

Раз, два, три, четыре, пять,

Любим сказки мы читать!

Игра «Различай звуки Л – ЛЬ»

Начало, середина, конец. Твердый, мягкий.

Салтан, лебедь, Балда, Елисей, белка, Соколко, Чернавка, солнышко.

Вариант: Р –РЬ.

старуха, Черномор, царевна, царь, рыбка, богатыри, коршун, дворянка, царица, ветер.

Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас рассказать эпизоды сказок по иллюстрациям. Что такое эпизод? Что такое иллюстрация? (Ответы детей)

На доске иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки.

Можно пересказ по парам. Индивидуально. Один начинает, а другой продолжает. Уточнение после пересказа.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Какая любимая сказка у Захара? Чему учат нас сказки Пушкина? Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ НАМ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА» для детей подготовительной группы

Закрепить знания детей о биографии А.С. Пушкина; уточнить знания детей о роли в его жизни и творчестве няни Арины Родионовны; учить детей объяснять, почему Пушкина называют «народным поэтом»; закрепит...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Герои сказок А.С.Пушкина и К.И.Чуковского у нас в гостях.

Проведение викторины по любимым сказкам.          Закрепить знания детей  о произведениях А. С. Пушкина и К. И.Чуковского. Совершенствовать умение выразительно читат...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поговорим о Пушкине»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поговорим о Пушкине» Цель: Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкину. Помочь ребёнку открыть мир литерату...

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»Цель: Закреплять умения рассказывать о своих любимых сказках, инсценировать любимые фрагменты произведений, загадывать загадки ...

Конспект итогового занятия по развитию речи по сказкам А.С. Пушкина

Данное занятие позволяет в игровой форме (КВН) закрепить представления детей о творчестве А.С. Пушкина....

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"

Цель: Закрепить знания детей о русском писателе А. С. Пушкине,и его произведениях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21159381","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type"...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения А.С. Пушкина " Уж небо осенью дышало".

Учить детей видеть , чувствовать и понимать красоту осенней природы....