горница
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Маринина Антонина Фёдоровна


знакомство с обычаями русского народа,привить детям любовь к нашему великому прошломуЗнать предметы обихода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornitsa.docx667.12 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0367/000385d6-d10206fc/hello_html_24c4b3a9.jpg

E:\Фотографии\IMG_0076.JPG

Конспект открытого показа НОД для воспитателей старших групп     «Приглашаем        в        горницу» 

Программные задачи:


  1. Продолжать знакомить детей с бытом русских людей;

  2. Развивать логическое мышление, воображение, речь;

  3. Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству;
  4. Учить  самостоятельно составлять узор из готовых элементов
    Обогащать словарь детей, путём закрепления слов: изба, ухват, колыбелька, люлька, чугунок (горшок).


Образовательное направление:        Социализация.

Интеграция образовательных направлений:


  • Коммуникация (чтение художественной литературы, развитие речи),

  • Познание (ФЭМП, ФЦК мира),

  • Музыка,

  • Социализация,

  • Художественное творчество (лепка, рисование).


Предварительная работа:


  • Создание мини-музея в групповой комнате «Русская горница», знакомство с избой, с её убранством;

  • Беседы с детьми о русском быте;

  • Рассматривание книг, альбомов об истории России.

  • Посещение музея имени И.И. Мечникова(презентация)

  • Знакомство детей с народными промыслами России.


Материал: Аудиозапись с русскими народными песнями; убранство русской избы: печка, ухват, посуда, стол, лавочки, колыбель; кукла, глиняные свистульки, краски, кисти, баночки с водой.
ХОД: 

Зал оформлен в стиле русской избы. Дети заходят в зал и танцуют танец под песню «Горница - узорница». В «горнице» их встречает хозяйка (воспитатель в русском сарафане). 

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Детки, давайте поздороваемся с гостями, как это всегда на Руси делали (правую руку к сердцу, поклон).

Здравствуйте детишки

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь

Поудобнее        располагайтесь!

Дети:        Мир        вашему дому,        хозяюшка.

Хозяюшка: Проходите, красны девицы и добры молодцы в горницу. «Сядем рядком да поговорим ладком».

(Дети проходят и садятся на стульчики перед горницей) 

Хозяюшка: Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка.

Какое красивое слово – горница. А что оно означает? (Комната). Правильно так называли комнату в избе (повторить слово «горница»). Давным-давно на Руси люди строили жилища себе из бревен. Как называется такой дом? (Изба). И все в избе сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.

Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

Конечно же, это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи хата - не хата». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?

Дети: В сказке «Гуси-лебеди» печь прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везет Емелю к царю.

Хозяюшка: Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка Машу и Ваню? (Пирожком). А где бабка испекла колобка? (В печке). А в сказке «Маша и медведь» чем Маша хотела угостить бабушку и дедушку? (Пирожками).

А главной пищей были - щи да каша. Так и говорили на Руси: «Щи да каша – пища наша».

А варили щи да кашу вот в таких чугунах. Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

«Бычок рогат, в руках зажат,

Еду        хватает, а        сам        голодает» (Ухват) 

Хозяюшка: Давайте попробовать кашу сварить? Как? – А вот так. Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Физминутка:

Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)



Хозяюшка: Ребятки, посмотрите, что ещё есть у нас в избе (подходит к люльке). Что это перед нами?

Дети: Люлька.

Хозяюшка: А ещё как можно назвать?

Дети: Колыбелька.

Хозяюшка: А кто в люльках спит?

Дети: Наши детки-доченьки.

Хозяюшка: Куклы - ваши детки, а вы - мамины детки. Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково и нежно называют. Как ласково называют вас мамы?

Дети: Лизонька, Варенька, Настенька, Доченька, Ромочка, Артемушка, Оленька, Ирочка, Мишенька.

Хозяюшка: А здесь посмотрите, большая кровать – с красивыми подзорами. А сколько подушечек на кровати? (5)

Самая маленькая подушечка называлась – «думочка», потому что на ней любили лежать и думать.

- Дети у каждого из вас дома есть игрушки. А как вы думаете, играли ли дети на Руси игрушками? А где они их брали?

- Родители вместе с детьми мастерили самодельные игрушки. Например, самой любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Эта кукла была предназначена для игры малышу.

Но иногда родители покупали детям красивые расписные игрушки на ярмарках. Много было народных умельцев на Руси! Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку (показать), из ивовых прутиков могли сплести корзинку (показать), а из бересты могли сделать вот такой туесок (показать) в них хранили соль, сахар, крупу.

Хозяюшка: Ребятки, вы заметили, что я в своем рассказе часто упоминаю слово Русь. Давайте прохлопаем в ладоши и узнаем, сколько слогов в этом слове (одно). Такое короткое, в один слог всего. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова «Русь» не одно значение, а много. Одно из них Родина. Варя, а что для тебя означает Родина?

Если скажут слово «Родина».

Сразу в памяти встает старый дом,

В саду смородина, толстый тополь у ворот.

У реки березка скромница и ромашковый бугор,

А другим наверно вспомнится свой родной московский двор,

Или степь от маков красная, золотая целина,

Родина бывает разная, но у всех она одна.


Матвей, а для тебя, что означает Родина?

Слышать голос соловья

Это Родина моя!

Садик, где твои друзья.

Это Родина моя!

Руки матери твоей,

Шум ветвей и звон дождей,

И в саду смородина –

Это        тоже        Родина!
Хозяюшка: Ребятки у каждого из вас есть своя маленькая Родина – это детский сад, ваши мамы, папы и друзья, ваш поселок в котором вы живете. Как называется Ира город, в котором ты живешь? (г. Южно- Сахалинск), а твой Лиза (поселок Дальнее). Варя, а что для тебя означает слово Родина?

Хозяюшка: Ребятки русский народ придумал пословицу «Где родился – там и сгодился». А в какой стране находится наш город.

Дети:        Россия.

Хозяюшка: Как называемся мы, люди, живущие в РОССИИ?

Дети: Россияне.

Хозяюшка: Давайте споем песню про Россию.

Исполняется песня «У моей России». 
Хозяюшка: Ребятки я уже говорила, что на Руси было много народных умельцев. Давайте мы представим себе, что мы народные умельцы, рукодельницы ( а мальчики тоже будут нам помогать) и наклеим из вырезанных из тюля элементов, красивый узор -  как будто кружева плетем, как кружевницы. Во время работы включить детям русскую народную мелодию.

Ну, вот наши красивые кружевные салфетки готовы , а пока они сохнут мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Во время игры включить детям русскую народную мелодию.

Закончить работу выставкой работ на «Веселой ярмарке».

В конце занятия хозяйка угощает всех пирогами и приглашает на чаепитие в «горницу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...