статья"Лингвистические представления о фонематической системе языка"
статья по развитию речи

Смирнова Наталья

представления о системе языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья14.19 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические представления о фонематической системе языка

Характерной особенностью звука речи, которая выделяет его из всех других звуков, заключается в социальном качестве. Звуком речи может считаться  звук, который  служит средством передачи значений слов. В этой особенности и будет его  отличие от звуков, издаваемых животными (например, лая, блеяния и т. п.), а также от звуков, которые производятся  голосовым аппаратом человека, но не участвующих в речи (крик, лепет младенца и т. п.) [1].

Продолжительными исследованиями, сравнениями, сопоставлениями функций звуков, различных по своим физико-акустическим свойствам, определено, что некоторые признаки звуков берут функцию различения слов, в то же время как другие признаки такой функцией не обладают. По мнению Л. В. Щербы, в живой речи человека произносится значительно большее количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т. е. предназначенных на служение целям человеческого общения. Такие звуковые типы и подразумеваются, когда говорят об отдельных звуках речи. Они называются  фонемами [2].

Язык как система звуков речи имеет  только основные звуки.  Основных звуков в различных языках  немного, но речевое общение с  помощью этих звуков оказывается вполне возможным. Главное значение здесь приобретает смыслоразличительная функция, выполняемая звуками речи. Для дифференциации значений слов ненужно, чтобы эти слова состояли из совершенно разных звуков. Эта задача будет выполнена  при наличии хотя бы одного отличного звука, например, в словах дом - том, гора - нора замена одного первого звука другим оказывается достаточной для изменения значения слова. В предложенных примерах смыслоразличительные звуки акустически очень близки (д-т, г-н). В языке имеются также звуки, акустически наиболее далекие, они служат для этой же цели.

Следовательно, очевидно, что акустическое различие звуков является  основой, благодаря которой происходит исключительная гибкость значений, имеющихся в человеческой речи. Звуки, имеющие словоразличительные признаки и которые взяты независимо от индивидуальных оттенков, имеют название фонем.

А.Р. Лурия (1975) под названием «фонема» имеет в виду, устойчивый звук речи, изменение которого меняет смысл слова (например, -д- в отличие от -п- в словах: дочка и почка).

Известный лингвист Г.А. Климов в своём труде  «Фонема и морфема» представляет определение : «Фонема - единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц - морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них - и для опознавания и различения слов. Фонема - инвариантная единица языка»[3].

Фонема [греч. phonema звук] — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений[4].

Фонема имеет связь со смыслоразличением лишь косвенно. Осуществляя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную), а иногда и делимитивную (разграничительную) функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отношениях противопоставления друг с другом. Основанием противопоставления будут различительные признаки, которые представляют собой обобщение артикуляционных и/или акустических свойств звуков, в результате чего фонема может представляться как пучок различительных признаков - дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не осуществляющих оппозиций данной фонемы с другими.

В.К. Орфинская представляет следующее  определение фонематической системы: фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками[5].

Любой взрослый человек  слышит звучащую речь и воспринимает её , как делимую не только на фразы, синонимы, слова, но и на фонемы. Минимальная  единица, которую воспринимаем в устной речи, является слово, потому что именно слово будет самостоятельной значимой единицей. Ребёнок воспринимает и анализирует слово бессознательно, благодаря этому в его голове формируются представления о системе фонем русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонетико-фонематической системы языка на основе формирования знаний об окружающем.

Методическая разработка (консультация) для педагогов, работающих в логопедических группах детских садов "Развитие фонетико-фонематической системы языка на основе формирования знаний об окружающем"....

Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.

Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...

Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте Звуки Ф,Фь буква Ф.

Конспект занятия в старшей группе  по формированию фонетико -  фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамотеЗвуки Ф,Фь буква Ф....

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М\']. Семья.

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализав старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР ....