Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по татарскому языку на тему “Без татарча сөйләшәбез” к проекту “Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә илтә юллар”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валиуллина Гузель Фандусовна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «ПЕТУШОК»

 ТУКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по татарскому языку  на тему “Без татарча сөйләшәбез”

к проекту  “Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә илтә юллар”

Воспитатель по обучению детей

татарскому языку

Валиуллина Г.Ф.

Категория: нет

                                                     

   

2016-2017  учебный год

 Тема: “Без татарча сөйләшәбез” 

Вид: итоговое, закрепляющее занятие.

Цель: совершенствование  умения общаться на татарском языке и систематизация знаний и умений по проекту “Без инде хәзер зурлар- мәктәпкә илтә юллар”, обогащение слованого запаса

Задачи:

Образовательные:

-повторить  активные слова   закрепление пройденных словам по темам “Мәктәп”, “Ашамлыклар”, “Саннар”, “Төсләр”.

- закрепить умение читать пиктограммы

- повторить  музыкальные аудио -треки по ситуации

-закрепить  умение составлять мини – диалоги на татарском языке в речевых ситуациях.

Развивающие:

- развивать связную диалогическую речь, умение строить предложение в зависимости от ситуации на татарском языке

-развивать и стимулировать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

-воспитывать умение слушать собеседника

-воспитывать вежливость и доброжелательность   в игровых ситуациях  «Кафе», «Магазин».

- поддержать устойчивый интерес к изучению татарского языка

 -формировать  самостоятельность в применении татарского языка  в различных ситуациях.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Оборудование: проектор, ноутбук, музыкальный центр,  ИКТ - игры для детей 6-7 лет.

Для детей: полумаски членов семьи, два  игрушечных телефона.

Атрибуты для сюжетно - ролевой игры  «Магазин»-  костюм для продавца, канцтовары, сумка, деньги.

Атрибуты для сюжетно - ролевой игры  «Кафе»- костюм для официантов, меню, муляжи продуктов  питания.

Предварительная работа: создание языковой среды, подбор оборудования и демонстрационного материала, закрепление пройденного материала  по татарскому языку в игровой деятельности, изучение детьми лексического материала и  песни “Кафега барам”.

Используемые технологии, методы и приемы:

  1. ИКТ –технологии ( икт-игра с пиктограммами)
  2. Игровые технологии (метод воображаемой ситуации в развернутом видес ролями и гровыми дейтсвиями : Кафе, Магазин)
  3. Словесные приемы (ситуативный  диалог по телефону)

Список литературы:

1. Зарипова З. М., Исаева Р. С., Кидрәчева Р. Г. Балалар бакчасында  рус балаларына татар теле өйрәтү. – Казань: Беренче полиграфия компаниясе, 2013- 112б.

2. Зарипова З.М., Кидрәчева Р. Г., Шарипова Л.Ә., Исаева Р.С., Алексеева Р.М., Камалова А.И.,Камалова А.Д., Ситдыйкова В. Р., Нургалиева  М.С.  Методик кулланма 6-7 яшь «Татарча сөйләшәбез» («Говорим по-татарски»)- Казань.Татарское книжное издательство.2012

3. Исаева Р. С. 200 игр Часть 3, по проекту «Без инде хәзер зурлар,мәктәпкә илтә юллар» («Мы уже большие, все дороги ведут в школу»).

Содержание образовательной  деятельности.

I.Организационный момент:

Воспитатель: Исәнмесез, балалар!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Хәлләр ничек?

Дети: Әйбәт рәхмәт.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы пожелаем друг-другу доброго дня.

Хәерле көн миңа,

Хәерле көн сиңа,

Хәерле көн безгә,

Хәерле көн сезгә!

Воспитатель: Ребятки, а кто мне скажит чему посвящён сегодняшний день, какой сегодня праздник?

Дети: День «Улыбок».

Воспитатель: Правильно, день улыбок. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.  

II.Основная часть:

1.Сюрпризный момент.

Ребята, ко мне на электронную почту пришло интересное письмо. Но я не успела его прочитать, поможете мне? Прочитаем письмо вместе?

Дети: Да.

Письмо: Здравствуйте, ребята! Я, директор школы. Вы в этом году собираетесь в школу. Поэтому  я хочу узнать, знаете ли вы татарский язык. Я отправляю вам задания. Если вы справитесь, то вам будет легче обучаться в школе. Желаю вам удачи!  

Воспитатель: А хотите посмотреть, какие задания вам отправили?  У меня в  руке  волшебный конверт. Посмотрите, пожалуйста, что это?

Дети: Пазлы.  

Воспитатель: Правильно, но пазлы у нас необычные они все с секретом. Каждый кусочек содержит в себе задание, когда вы выполните все задания, то соберется целая картинка.

Вы будете брать по одному элементу и  выполнять задания.

(В конверте пазлы, в каждом из них нарисованы картинки. Телефон, школьные принадлежности, официанты, кинотеатр, пиктограммы. Дети берут пазл, смотрят  что там нарисовано и выполняют задание. Например: нарисован телефон, диалог  «Телефоннан сөйләшәбез»,  “Разговариваем по телефону”).

Берите пожалуйста первый пазл. Что  здесь изображено? (рисунок пиктограммы ) 

Дети: пиктограммы

Воспитатель: Правильно.Ребята на карточке нарисована пиктограмма.Вам нужно будет составить предложения при помощи картинок и пиктограмм на проекторе  доске и не забудьте прочитать

 2. ИКТ-  игра “Куда ты идёшь?”

Воспитатель: Ребята как выдумаете вы справились с этим заданием?

Дети:Да.

Воспитатель: Молодцы дети, вы справились и с этим заданием.Берите следующий пазл.Давайте посмотрим, что там нарисовано. Что это?

Дети:Школьные принадлежности.

Воспиатель: Ребята, а где мы можем купить  школьные принадлежности?

Дети: в магазине.

Воспиатель: Правильно.  А вы хотите пограть в игру “Магазин школьных принадлежностей”. Вы готовы?  Кто из вас хочет быть продавцом?

Дети отвечают, что хотят. Выбирается продавец, остальные становятся покупателями.

3. Сюжетно –ролевая игра “ Магазин”.   “Кибетуены.

-Исәнме, Айгөл!

-Исәнме,Руслан!

-Нәрсә кирәк?

-Карандаш ( альбом, китап, дәфтәр, карандаш, ручка, клей) кирәк.

-Нинди карандаш( альбом, китап, дәфтәр, карандаш, ручка, клей)?

-Сары,кызыл,яшел карандаш (альбом, китап, дәфтәр, карандаш, ручка, клей)

-Ничә крандаш?

-Өч карандаш.

-Өч карандаш(продавец  громко считает, карадаши)

-5 сум.

-1.2.3.-10

Мә өч карандаш.

-Рәхмәт.

-Сау бул, Руслан.

Сау бул, Айгөл.

Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю что вы справились с заданием. Давайте посмотрим следующее задание. Что там нарисовано?

Дети: Телефон.

Воспитатель: Ребята, в выходные дни вы бываете, дома и наверно скучаете по детскому саду и по своим друзьям. Как вы позвоните и спросите, чем они заняты? Что делают члены семьи? (перечислять всех членов семьи).

4.Игра «Разговор по телефону».

Фаиль: Алло.

Карина: Алло, исәнме, Фаиль.

Фаиль: Исәнме, Карина. Хәлләр ничек?

Карина: Әйбәт, рәхмәт. Фаиль, хәлләр ничек?

Фаиль: Әйбәт, рәхмәт. Карина, син нишлисең?

Карина: Мин алма ашыйм.

Фаиль: Нинди алма?

Карина: Тәмле алма. Ә син нишлисең?

Фаиль: Мин уйныйм.

Карина: Нәрсә белән?

Фаиль: Туп белән.

Карина: Туп нинди?

Фаиль: Туп матур, чиста, зур, кызыл. Карина, әни нишли?

Карина: Әни йоклый. Сау бул, Фаиль.

Фаиль: Сау бул, Карина.

Воспитатель: Хорошо ребята. Давайте спросим у других ребят, правильно ли вы все говорили, не было ли ошибок? 

Ответы детей.

Воспитатель: Берите следующий пазл. Что  на нем нарисовано?

Дети: Кинотеатр.

Воспитатель:Правильно.Хотите посмотреть мультфильм?

Дети: Да.

Воспитатель:Но, ребятки мне нужна ваша помощь. У нас  в  мультфильме отключился звук.Поможете мне? Сможете озвучить сюжет сами?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте ребятки,кто будет помогать мне?

5. Озвучивание анимационного сюжета “Куркак куян”.(Озвучивают два ребенка).

Воспитатель: Молодцы!Давайте посмотрим следующее задание. Кто на этой картинке?

Дети: Официанты.

Воспитатель: Где работают официанты?

Дети: В кафе.

Воспитатель:Правильно.Давайте поиграем в игру “Кафе”. Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Идем в кафе. Чтобы нам в пути было веселее давайте мы с вами споем песенку.

Мин барам, барам, барам

Кафега барам, барам

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля

 Кафега барам, барам.

6. Игра “Кафе”(Выбираем двоих детей для роли  официантов, остальные гости).

Официант: Исәнмесез.

Гость: Исәнмесез.

Официант:  Хәлләр ничек?

 Гость: Әйбәт рәхмәт?

(Официант рассаживают  гостей  и дают меню).

Официант: (подходят и спрашивают каждого)Нәрсә кирәк?

Гость: Аш (ботка, сок, пицца  и др) кирәк.

Официант:Нинди аш(ботка, сок, пицца  и др)?

Гость:Тәмле аш(ботка, сок, пицца  и др).

Официант:Мә тәмле аш(ботка, сок, пицца  и др).

Гость: Рәхмәт. Мин аш(ботка, сок, пицца  и др) яратам.Официант кашык бир әле?

Официант: Мә кашык.

Гость: Рәхмэт. Официант счёт бир әле?

Официант : Мә счёт.

Гость:Рәхмәт.Сау булыгыз.

Официант: Сау булыгыз.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Со всеми  заданиями вы справились. Собираем пазл: “Без татарча сөйләшәбез”.    Обратите внимание на картинку. Она изображена в виде веселого и радостного смайлика.  О чем это говорит? О том, что очень важно знать разные языки, особенно татарский и русский язык. Это обогащает вашу культуру,  делает красивой вашу речь, дает вам возможность общаться со многими людьми.   Все это очень пригодится вам в вашей жизни и при обучении в школе. Я думаю, что  директор школы будет очень доволен, тем как вы справились с его заданиями.

 Воспитатель:Молодцы,ребята.Как хорошо мы с вами потрудились.Спасибо вам. Ребятки, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось? А расскажете  ли вы об этом занятии кому –нибудь? А будете ли применять татарский язык   своей жизни? А где например?

Ответы детей:

Воспитатель Умницы!  Я очень рада  за вас и довольна нашим занятием! Наше  занятие окончено. Сау булыгыз балалар!

Дети:Сау булыгыз!                                                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

 МБДОУ –  детский сад «Петушок»

 Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Образовательная деятельность

 по  познавательному развитию  

«Путешествие в бумажный городок»

(старшая группа)

Воспитатель:

Валиуллина Г.Ф.

Цель:

 Формировать представления  детей о разнообразии бумаги закрепить знания о некоторых свойствах бумаги.

 Задачи:

Развивающие: 

-развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление, воображение, сообразительность

-развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой

     Воспитательные:

   -воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность

   -формировать экологическое  сознание, через умение рационально использовать ресурсы и бережно относится к природе.

Обучающие:

-формировать представление детей  о разных видах бумаги и ее характеристиках, свойствах бумаги: мнется, рвется, промокает, сгибается.

- обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов

 -расширить словарный запас детей.

Словарная работа:

 гофрированная бумага, пергамент, копировальная бумага, макулатура.

Методы:

1.Наглядные: наблюдение; рассматривание изображений, просмотр презентации.

2. Словесные: рассказ; беседа; пояснение.

3. Практические:  опыты и экспериментирование.

Приемы:

-показ способов действий

- объяснение

- вопросы

- игра

- опыт

- экспериментирование

Материал: бумага одинакового размера разных видов. Бумага: картон, газетная,  гофрированная, салфетка, альбомная, копировальная. Ёмкость для воды, вода.

 Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Ход образовательной деятельности.

Дети входят в группу (на слайде  «Плывущий кораблик»). Приветствие детей.  

   Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать?

(Ответ детей)

Я предлагаю вам отправиться на этом  кораблике в путешествие в бумажный городок. Вы согласны? Тогда смелее в путь. 

Загадка

На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать!

Дети: Бумага.

   Воспитатель: Да, дети вы  правильно ответили, сегодня мы с вами поговорим о бумаге. 

Воспитатель: Вот мы с вами и в бумажном городке.  Как вы думаете почему он так называется? (Ответы детей: потому в нем все сделано из бумаги).

Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду. Даже в этой комнате наверняка много бумажных предметов. Исследуйте пожалуйста и назовите мне предметы в нашей группе, которые сделаны из бумаги. (тетради, книги, коробки, газеты, журналы и т. д.).

Обратите внимание из одинаковой ли бумаги сделаны эти предметы?

Воспитатель: Правильно предметы сделаны из разной бумаги.  Обратите внимание на наш стол. На нем тоже  разная бумага, которую я предлагаю рассмотреть. 

 Воспитатель: Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

Воспитатель: Вся бумага одинаковая? (ответы детей)

Воспитатель: Чем отличаются эти листы бумаги?  Подумайте, что можно с ними сделать? (порвать, согнуть, смять, пошуршать)

Воспитатель: А хотите узнать, что можно сделать ещё с бумагой?  Для этого нам надо подойти к другому столу. Здесь  мы с вами проведем   эксперименты. Вы любите экспериментировать? Тогда начинаем.

Воспитатель: Перед вами ножницы и листочки бумаги   разных видов, (картон, салфетка, газета) я предлагаю вам разрезать эти листочки. Разрезали?

 А теперь ответьте е все листочки одинаково режутся? Почему?

 Вывод: чем толще бумага , тем сложнее она режется.

Воспитатель: А сейчас давайте проведем следующий эксперимент с водой. Перед вами мисочки с водой, давайте мы с вами отпустим в воду, кусочки бумаги которые мы с вами разрезали  и  понаблюдаем,  что произойдет с бумагой?

Воспитатель: Посмотрите что мы видим?  Почему?

Вывод: бумага впитывает воду и намокая, тонет. Чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.

Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру.

 Подвижная игра «Бывает, не бывает».  Детям называется предмет. Если  он может быть бумажным, дети хлопают в ладоши. Если нет, приседают.

Воспитатель: Ребята мы с вами были за всеми столами?

Воспитатель: За этим столом я хочу познакомить вас еще с одним видом бумаги. Я его называю волшебной.  Бумага называется копировальной. Вы встречались с ней раньше?

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?

Воспитатель: Эта бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

 Потрогайте какая она? Со всех сторон одинаковая?  Обследуем копировальную бумагу.    Какие стороны у бумаги?

Вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “блестящая ”, с краской, а другая “матовая”.

Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем про волшебство бумаги  (копируем рисунок)

Ребята перед вами чистые листы  и  картинки. Вам нужно обвести рисунок карандашом.    Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положите копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу .Сколько рисунков у вас получилось?  

      Воспитатель: Мы с вами много узнали  о бумаге. Ребята как вы думаете, тяжело было бы людям без бумаги?  А вы знаете из чего  ее делают? (из дерева)

Воспитатель: Правильно и для того, чтобы ее делать  рубят очень много деревьев, которые растут в лесу. И постепенно леса становится все меньше и меньше. А это очень плохо, т.к.  деревья очень нужны в природе. Они очищают наш воздух, являются домом для многих животных. И каждый из  нас может сделать так, чтобы и бумаги хватало и деревья не вырубали.

 Как вы думаете, как мы можем это сделать?

 Да мы  не должны зря тратить бумагу. Но самый главный способ сохранения деревьев. Это сбор уже использованной бумаги, которая называется макулатура. Ее можно собирать дома, в детском саду. Сдавать в специальные пункты, откуда ее отправят на завод и сделают новую бумагу. Помните об этом.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие  подошло к концу. Нам пора возвращаться обратно.

Дети садятся в кораблик и по пути обратно воспитатель проводит рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по автоматизации звука [р] тема: «Космическое путешествие».

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление четкого произношения звука Р в изолированном виде, в словах, в предложениях. Обогащение  словарного запаса по теме «Космос».   Обучен...

презентация к конспекту образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «КВН «Что мы Родиной зовем»

наглядный материал к конспекту образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  на тему: «КВН «Что мы Родиной зовем» с использованием мультимедийного борудования...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» Тема:» Весенний пейзаж»

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной  группы  по образовательной области«Художественно –эстетическое развитие»Тема:» Весенний пейзаж&r...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветка рябины» Образовательная область: художественно-эстети; познавательное развитие; ; физическое развитие;

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 «Искорка» г. Минеральные Воды Минераловодского городского округаСтавропольского края...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...