Непрерывно-образовательная деятельность в старшей группе детского сада по лексической теме "Мебель".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Викторовна Кузьмина

Развёрнутый конспект открытой НОД по развитию речи. В представленном материале показано использование разнообразных форм,  методов и приёмов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, с учётом всех требований ФГОС ДО. Здесь вы увидите и работу в малых группах, и работу в парах, и разные виды дидактических игр и заданий с использованием интерактивной доски. А также - испльзование  мнемотаблиц в качестве одного из приёмов в формировании у детей  умения по составлению описательного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_nod_mebel.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрация муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова.

410022, улица Заречная 2, тел./факс (845-2) 92-29-52

E-mail: dou 196@yandex.

Конспект НОД

(непрерывно-образовательной деятельности)

по развитию речи

в старше - подготовительной офтальмологической

группе «Семицветик»

Подготовила:

воспитатель

старше - подготовительной

офтальмологической

группы «Семицветик»:

Кузьмина С. В.

г. Саратов

2016 г.

Тема: «Мебель».

Доминирующая образовательная область: Речевое развитие.

Цель: развивать речь деть; пополнять словарный запас  воспитанников по теме «мебель»; обобщить и систематизировать знания детей по данной лексической теме; развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему

(с использованием мнемотаблицы).

Задачи:

«Познавательного развития»:

- развивать и закреплять представления детей о мебели: из каких материалов изготавливается, из каких частей состоят предметы мебели; где производится мебель, где продаётся, для чего служит; 

-развивать умение отсортировывать лишнее (предмет, изображение на доске), путём логического рассуждения;

-воспитывать  интерес к продуктивной деятельности (составление из разрезных  частей картинки с изображением предметов мебели);

-формировать умение пользоваться при ответах мнемотаблицами и схемами;

-развивать наглядно-образное и логическое мышление.

«Социально-коммуникативного развития»:

-развивать навыки общения, умение работать в паре, группе;

-формировать умения оценивать свою деятельность (рефлексия):

-развивать память и мышление воспитанников.

«Речевого развития»:

-развивать устную речь детей;

-формировать умение составлять небольшие описательные рассказы;

-формировать умение отвечать на вопросы полным развёрнутым предложением;

-формировать навыки грамотной разговорной речи; 

- развивать речевую активность детей;

-пополнять активный и пассивный словарный запас детей (по лексической теме «Мебель»).

«Художественно-эстетического развития»:

-воспитывать аккуратность при выполнении продуктивной деятельности;

-прививать чувство любви к красоте через обращение внимания воспитанников на внешний вид мебели (аккуратность изготовления, красоту дизайнерских разработок, эстетичный внешний вид);

«Физического развития»:

-формировать потребность в двигательной активности;

-развивать в детях такие физические качества, как быстроту реакции, координацию движений;

-развивать умение снимать зрительное напряжение (через минутки отдыха для глаз).

Предварительная работа:

-просмотр видеофильма «На мебельной фабрике»;

-беседа о мебели (из каких материалов делают мебель, как называются части мебели, где продают мебель и т. д.);

-дидактические игры «Назови ласково», «Чего не хватает?»;

-игра «Расставь мебель по комнатам».

Виды детской деятельности:

-игровая;

-двигательная;

-коммуникативная;

-конструирование из бумаги.

Формы организации деятельности детей:

-групповая;

-парами;

-индивидуальная.

Демонстрационный материал:

-предметная картинка с изображением кресла.

Раздаточный материал:

-пластиковые конверты (4 штуки) с вложенными в них разрезными картинками мебели (для работы в парах).

Средства ТСО:

-интерактивная доска; ноутбук.

Оборудование: картинки с изображением мебели; мяч; презентация; интерактивная доска; ноутбук, конверты с разрезными картинками (4 штуки), на которых изображены предметы мебели (по 1 на пару).

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

План НОД:

Часть

НОД

Вид деятельности.

Работа детей

Время

1.Орг. момент.

Игра «Подскажи словечко». Работа с ИАД.

Дети отвечают с места.

3 минуты.

2.Основная часть.

1) Беседа о мебели.

Составление рассказа о производстве мебели с использованием

1)Дети подходят к доске, выбирают подходящий вариант ответа.

4 минуты.

Физинутка для глаз.

Дети выполняют гимнастику для глаз под руководством воспитателя.

2 минуты.

2)Игра «Чего не хватает?» Работа на ИАД.

Дети выходят к доске, называют недостающую часть мебели, показывая, где она должна находиться.

3 минуты.

3)Игра «Большой - маленький». Игра проходит на ковре с использованием мяча.

Дети возвращают мяч, называя слово в уменьшительно-ласкательной форме.

3 минуты.

4)Работа в парах.

Составление исходной предметной картинки из разрезных частей.

Дети работают парами, составляя предметную картинку.

3 минуты.

5)Составление рассказа – описания.

Цель: описать предмет мебели по алгоритму, размещённому на ИАД.

Дети составляют рассказ – описание по схеме.

10 минут

3.Рефлексия.

Итог НОД.

Попросить детей, вспомнить, о чём шла речь, чем занимались, поделиться своими впечатлениями. Отметить работу детей. Поблагодарить за сотрудничество.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

2 минуты

Итого:

30 минут

Ход НОД:

Структура НОД

Вид деятельности

Деятельность детей

Время

1.Орг. момент.

Воспитатель:

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подскажи словечко».

Правила игры такие:

На доске будут появляться странички с иллюстрациями и стихотворным текстом. Я буду читать текст, а вы в это время будете не только рассматривать иллюстрации, но и стараться отгадать, о каком предмете идёт речь.

(Работа на интерактивной доске. Игра «Подскажи словечко»).

(8 слайдов).

-Ребята, как одним словом можно назвать  предметы, о которых говорилось в текстах?

-Мы сегодня будем говорить о мебели.    

Дети отгадывают слова (отвечают с места).

3

минуты.

2.Основная часть.

1) Беседа о мебели. Работа с ИАД. (4 слайда).

- Где делают мебель? (Мебель делают на мебельной фабрике.)

- Из чего изготавливают мебель?

(Мебель изготовляют, в основном, из дерева, пластика или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью).

- Где мебель продают? (Мебель продают в мебельном магазине.)

-В магазине продают много разной мебели. Здесь можно увидеть мебель для … кухни, мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для прихожей, мебель для детей, мебель для школы, мебель для офиса и др.

- Для чего нужна мебель? (Мебель нужна для того, чтобы сидеть, лежать, кушать, читать, писать, отдыхать, работать, вешать ставить и т. д.)

Физминутка для глаз.

Для начала поморгаем

Быстро-быстро, раз, два, три.

Отдохнём и повторяем

Упражнения свои (15-20 сек).

А теперь газа зажмурим,        2

Все успели? Молодцы!

Открываем, вновь зажмурим,

И ещё раз повторим (5-6 раз).

Дети, новое движение:

Смотрим вниз, потом наверх,

Влево, вправо.

Ваше зрение

Будет лучше, чем у всех! (20 сек.)

2)Игра на ИАД «Чего не хватает?».(6 слайдов).

Воспитатель:

-Ребята, а хорошо ли вы знаете, из каких частей состоят предметы мебели? Давайте проверим!

3)Игра «Большой - маленький» (с мячом).

(Если не брать игру с мячом – провести физминутку.)

Можно - на ИАД (4 слайда).

Играем на ковре.

Встаём в круг.

Бросаю мяч ребёнку и называю предмет мебели.

Он возвращает мяч и называет этот предмет в уменьшительно-ласкательной форме.

4)Игра «Собери картинку».

Воспитатель:

-Я поняла, ребята, что вы очень хорошо знаете предметы мебели, поэтому, я думаю, что вам не составит большого труда собрать мебель из частей, которые лежат в этих (показываю) конвертах. Работать будем в парах, т. е. по 2 человека.

Проверка выполнения задания: дети называют предметы мебели, которые им удалось собрать.

5)Составление рассказа-описания.

На столе разложены разрезные предметные картинки «мебель» (из предыдущего задания).

Воспитатель просит ребёнка описать предмет мебели.

Работа со схемой пересказа, размещённой на ИАД.

        

Дети подходят к доске, выбирают подходящий вариант ответа.

Дети выполняют гимнастику для глаз под руководством воспитателя.

Дети выходят к доске, называют недостающую часть мебели, показывая, где она должна находиться.

Возвращают мяч, называя слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Дети работают парами, составляя предметную картинку.

Дети составляют рассказ – описание по схеме.

4 минуты.

2 минуты.

3 минуты.

3 минуты.

3 минуты.

10 минут.

3.

Рефлексия.

Итог НОД.

Попросить детей, вспомнить, о чём шла речь, чем занимались, поделиться своими впечатлениями.

Отметить работу детей. Поблагодарить за  работу и сотрудничество.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

2 минуты.

Итого:

30 минут

Приложение к конспекту:

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=9267027d23edc0ba9e3fb5ed6329f65c&n=33&h=215&w=287

Физминутки на лексическую тему «Мебель».

  1. На кровати можно спать, 

(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)

Стулья, стол – переставлять. 

(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)

В шкаф я книги буду ставить, 

(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)

Кресла буду застилать. 

(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)

С полки буду пыль стирать, 

(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)

Тумбу – в чистоте держать. 

(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)

И скажу вам без прикрас,

( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)

Эта мебель – просто класс! 

(большие пальцы вверх)

  1. Раз, два, три, четыре,              (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире.                  (прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку,                   (повороты туловища вправо-влево)

А в буфет поставим чашку.                        (поднимают руки вверх)

Чтобы ножки отдохнули,                  (трясут каждой ногой)

Посидим чуть-чуть на стуле                      (приседают)

А когда мы крепко спали,                         (кладут руки под щеку)

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом                                       (хлопают в ладоши)

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.                                 (прыгают на месте)

Много мебели в квартире.

Снятие зрительного напряжения.

Физминутка «Глазки».

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

Вращать глазами по кругу.

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада "Сказочные вещи"

Театрализованное занятие в старшей группе, направленное на развитие эмоциональной выразительности детей при выполнении творческих заданий....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада «Зимняя рябина».

Конспект по изобразительной деятельности (рисованию) будет полезен воспитателям старшей группы....

Расписание непрерывной образовательной деятельности в старшей группе детского сада.

Расписание непрерывной образовательной деятельности в старшей  группе детского сада....

Развитие речи в старшей группе детского сада по лексической теме "Животные жарких стран"

Данное занятие поможет закрепить представления детей о разнообразии животных жарких стран, их особенностях, внешнем виде, питании, ативизировать словарь детей. Также занятие  направлено на...