Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление текста-рассуждения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление текста-рассуждения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_gruppe_no8.docx117.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в группе №8 (6-7 лет) на тему «Составление текста-рассуждения»

Дата: 08.10.2019

Цель: учить употребление сложноподчиненных предложений

Ход занятия.

Воспитатель помещает на стенд картину « зайцы». Задает вопросы.

Воспитатель: Как можно сказать про зайца, какой он?

Дети: пугливый, трусливый, серый…

Воспитатель: Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем?

Дети: серая, пушистая, мягкая.

Воспитатель: Какими словами можно сказать про то, какое, у зайца настроение? 

Дети: веселое, хорошее, бодрое, грустное.

Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.

Воспитатель: Как называется детеныш зайца? (Ответы детей) А как можно сказать по- другому?

Воспитатель: Составьте текст- рассуждение на тему « Почему зайца называют трусливым?». Начните с предложения: « заяц всего боится, потому что…» и закончите свое рассуждение словами: « …не всегда зайцы боятся».

Дети выполняют задание, заслушиваются несколько текстов –рассуждений.

Физкульминутка.

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,  (дрожим стоя)
Надо лапочки погреть,  (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,  (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.

Воспитатель продолжает беседу. 

- Где живут зайцы?

- Как называется маленький лес? 

-Как можно сказать про тропинку в лесу?

 - Какая она?

- Как называется человек, который охраняет лес, живет в лесу? 

- Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть – лес., и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

- Какие слова можно образовать от слова река?

- Как можно сказать о маленькой реке?

- Как можно сказать о реке ласково?

 - Как называется песок на реке?

Воспитатель: а сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил письмо из леса. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано.

Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение  в письме: «Мы сделали лодку, чтобы …» - « чтобы покататься».

«Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы…Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые…Мы начали кричать так громко, что… На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Мы быстро высохли и согрелись, потому что… Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько… Скоро мы будем дома.»

Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.

В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.

Итог занятия: Ребята, вам понравилось занятие? Мне очень понравилось, как вы работали сегодня.