Конспект НОД по развитию речи для детей старшего возраста "Познакомимся с предложением"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Якушева Оксана Михайловна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познакомимся с предложением».

Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

Задачи:

-Обучать детей выделять предложение из трех  слов без предлогов.

-Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.

-Обучение графической записи предложения.

-Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.

Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова; карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, тетради для графических диктантов.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  У всех хорошее настроение? (ответы детей)

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья. Хотите узнать, кто это? (ответы детей)

(Появляется Мудрая Сова). Она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)

Для этого нам нужно поработать над своим дыханием.

Проводится дыхательная гимнастика «Носиком дышу свободно».

Ребенок находится в положении сидя.  Взрослый произносит рифмовку:

«Носиком дышу свободно »

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет.

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы.

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

1 часть.

Воспитатель: Ребята,  мы с вами уже  говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы мне  ответите, сколько слов в этом предложении.

На доску вывешивается 1 карточка  «Девочка моет руки» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Воспитатель:

Девочка моет руки. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)

Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)

Скажите, сколько всего слов в этом предложении? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в предложении всегда о чем-то говорится, из него  мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.

А теперь придумайте свое предложение из 2-3 слов (ответы детей).

На доску вывешивается 2 карточка  «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Ребята, посмотрите на эту картинку и расскажите  о том, что делают дети (ответы детей).

Что у вас получилось? (ответы детей).

Молодцы!  У вас получилось предложение! Чтобы определить, сколько в нем слов, давайте все вместе прохлопаем каждое слово в ладоши.

Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.

Сколько получилось  слов в этом предложении? (ответы детей).

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

На доску вывешивается 3 карточка  «Кошка лакает молоко» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Воспитатель: Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делает кошка? (ответы детей).

Какое предложение у вас получилось? (ответы детей).

Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов).

2 часть.

Ребята,  можно не только сосчитать сколько слов в предложении, но и  обозначить его графической записью.

Показывает карточку - схему предложения.

Воспитатель: Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:

1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).

2.Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза (показ карточки).

3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения  (показ карточки).

На доску вывешивается 4 карточка  «Мальчик режет хлеб» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Воспитатель: Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей).

Сейчас, я буду делать  графическую запись предложения на доске, а вы внимательно смотрите и слушайте.

Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак.

Это предложение состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой - заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «режет», между словами пауза, я отступлю от второго слова 1 клетку; третье слово «хлеб», предложение закончено, в конце я поставлю точку.

3 часть.

На доску поочередно вывешиваются 5 карточка  «Мама заплетает дочку», 6 карточка «Девочка кормит рыбок», 7 карточка «Мальчик забивает гвоздь» , 8 карточка «Малыш катает машинку» из пособия «Составление предложений и устных рассказов».

Воспитатель: Ребята, попробуйте самостоятельно разобрать эти предложения и записать в тетрадях по указанной на доске  схеме.

Итог занятия.

Сегодня мы говорили о предложениях. Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.

Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей).

Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)

Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)

Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...