Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего возраста "Познакомимся с предложением"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Якушева Оксана Михайловна

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx18.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познакомимся с предложением».

    Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

    Задачи:

    -Обучать детей выделять предложение из трех  слов без предлогов.

    -Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.

    -Обучение графической записи предложения.

    -Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.

    Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова; карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, тетради для графических диктантов.

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  У всех хорошее настроение? (ответы детей)

    - Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья. Хотите узнать, кто это? (ответы детей)

    (Появляется Мудрая Сова). Она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)

    Для этого нам нужно поработать над своим дыханием.

    Проводится дыхательная гимнастика «Носиком дышу свободно».

    Ребенок находится в положении сидя.  Взрослый произносит рифмовку:

    «Носиком дышу свободно »

    Тише - громче, как угодно.

    Без дыханья жизни нет.

    Без дыханья меркнет свет.

    Дышат птицы и цветы.

    Дышим он, и я, и ты.

    (Вдохи всем телом после каждой строчки).

    1 часть.

    Воспитатель: Ребята,  мы с вами уже  говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы мне  ответите, сколько слов в этом предложении.

    На доску вывешивается 1 карточка  «Девочка моет руки» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

    Воспитатель:

    Девочка моет руки. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)

    Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)

    Скажите, сколько всего слов в этом предложении? (ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, в предложении всегда о чем-то говорится, из него  мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.

    А теперь придумайте свое предложение из 2-3 слов (ответы детей).

    На доску вывешивается 2 карточка  «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

    Ребята, посмотрите на эту картинку и расскажите  о том, что делают дети (ответы детей).

    Что у вас получилось? (ответы детей).

    Молодцы!  У вас получилось предложение! Чтобы определить, сколько в нем слов, давайте все вместе прохлопаем каждое слово в ладоши.

    Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.

    Сколько получилось  слов в этом предложении? (ответы детей).

    Физкультминутка.

    Быстро встали, улыбнулись,

    Выше-выше потянулись.

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Вправо, влево повернитесь,

    Рук коленями коснитесь.

    Сели, встали, сели, встали,

    И на месте побежали.

    На доску вывешивается 3 карточка  «Кошка лакает молоко» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

    Воспитатель: Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делает кошка? (ответы детей).

    Какое предложение у вас получилось? (ответы детей).

    Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов).

    2 часть.

    Ребята,  можно не только сосчитать сколько слов в предложении, но и  обозначить его графической записью.

    Показывает карточку - схему предложения.

    Воспитатель: Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:

    1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).

    2.Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза (показ карточки).

    3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения  (показ карточки).

    На доску вывешивается 4 карточка  «Мальчик режет хлеб» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

    Воспитатель: Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей).

    Сейчас, я буду делать  графическую запись предложения на доске, а вы внимательно смотрите и слушайте.

    Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак.

    Это предложение состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой - заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «режет», между словами пауза, я отступлю от второго слова 1 клетку; третье слово «хлеб», предложение закончено, в конце я поставлю точку.

    3 часть.

    На доску поочередно вывешиваются 5 карточка  «Мама заплетает дочку», 6 карточка «Девочка кормит рыбок», 7 карточка «Мальчик забивает гвоздь» , 8 карточка «Малыш катает машинку» из пособия «Составление предложений и устных рассказов».

    Воспитатель: Ребята, попробуйте самостоятельно разобрать эти предложения и записать в тетрадях по указанной на доске  схеме.

    Итог занятия.

    Сегодня мы говорили о предложениях. Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.

    Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей).

    Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)

    Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)

    Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

    Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

         На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

    Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

    Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....