Конспект мастер-класса "Любимые сказки"
методическая разработка по развитию речи

Цепакина Елена Владимировна

Конспект мастер-класса для педагогов по созданию собственной книги сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_konspekt.docx24.03 КБ
Файл mk.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №29

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Мастер-класс

Создание книги сказок

«Любимые сказки»

Образовательная область: речевое развитие

Области интеграции:

Социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Используемые педагогические технологии:

  • информационно-коммуникационная;
  • личностно-ориентированная.

Составила и провела:

Воспитатель Цепакина Елена Владимировна

Санкт-Петербург

2018

Цель мастер-класса:

Познакомить с одним из средств развития связной речи.

Задачи:

  • обобщить знания об особенностях жанра сказки;
  • развивать творческую фантазию и воображение;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • способствовать творческой самореализации педагогов.

Материалы:

Цветные карандаши, восковые мелки, листы формата А6, клей-карандаш, альбом для фотографий.

Технические средства:

Ноутбук, проектор, экран, презентация «Любимые сказки», принтер.

Форма организации: 

Коллективная

Длительность: 40 минут

Ход деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность гостей

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол.

Как вы поняли из названия, сегодня мы будем говорить о сказках. И чтобы вы могли отвлечься от своих повседневных проблем и вспомнить этот прекрасный удивительный мир, я предлагаю вам немного поиграть. Вам нужно будет отвечать на мои вопросы.

  1. Какое самое надежное сказочное средство для ориентации в пространстве?
  2. Кто смог победить Тараканище? 
  3. Что подарили блошки Мухе-цокотухе?
  4. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке?
  5. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»?
  6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов?
  7. Как звали сестру доктора Айболита?
  8. Что служило прожектором Ивану-Дураку для работы на конюшне в ночное время?
  9.  Что подразумевал Маугли под словами «красный цветок»?
  10.  Кто использовал вместо удочки свой хвост?
  11.  Кого Балда назвал своим меньшим братом?
  12.  Отсутствие чего не позволило Аленке правильно сказать слово с «Заколдованной буквой» в одноименном рассказе Драгунского?
  13.  Благодаря кому Чиполино и его друзья смогли убежать из тюрьмы?
  14.  Какая любимая игрушка была у Кристофера Робина?
  15.  Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду?

Я рада, что у вас поднялось настроение, этому всегда способствуют сказки, и во много поэтому их так любят дети. Но сказки нужны не просто для увеселения, это очень многогранный инструмент для детского развития.

Слайд №1

Сказка – инструмент ненавязчивого воспитания, способствующий становлению у ребенка положительных качеств. Ребенку просто читают интересную сказку, его никто не поучает, не навязывает собственные мнения и суждения. Но, узнавая события, происходящие с героями сказок, ребенок для себя делает вывод – какими качествами обладать нужно, а какими – нет. И, поскольку это его собственный вывод и выбор, положительные качества, воспитанные сказками, закрепляются в характере ребенка довольно прочно.

Сказки дают информацию об объектах окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте на примере сказок мы объясняем деткам, какое животное хищное, а какое – травоядное, какое животное приносит пользу, а какое – вред. Дети становятся старше, и из сказок узнают, как делают различную повседневную работу – пекут пироги, шьют одежду, получают различные фрукты, овощи, зерно. Современные дети из сказок узнают историю своего государства – что использовали люди раньше, когда не было современной техники, как они одевались, какие были традиции.

Сказки дают представления о поступках людей и адекватных реакциях на эти поступки, помогая ребенку адаптироваться к реальной жизни. В сказках всегда обращается внимание на то, что можно простить, а что нельзя. Иногда с заведомо злым человеком можно очень даже хорошо договориться о помощи, если начать договариваться по-хорошему. Кроме того, в сказках отлично показана идея о круговороте добра: сделал герой что-то хорошее – ему обязательно добро вернется, еще и, как правило, в большем количестве.

Сказки расширяют словарный запас ребенка. Очень много слов, которые не используются в обиходе, ребенок слышит из сказок. От этого речь становится более яркой и выразительной. Ребенок начинает использовать в своей речи эпитеты, которые являются неотъемлемым атрибутом сказок, понимает, что означают названия различных предметов, редких в современном обиходе.

Сказки учат размышлять, развивают фантазию и креативность ребенка. Ведь сказка сама построена на фантазии, иногда предугадать поворот ее сюжета совершенно невозможно. Поэтому и ребенок, слушая сказки, учится фантазировать.

Сказки помогают детям справиться с эмоциональным напряжением и страхами, воспитывает уверенность в себе и своих силах. Очень часто главный герой сказки изначально не обладает невероятной силой или другими сверхспособностями, он, как правило, не умеет колдовать, но у него есть много других замечательных качеств – он добрый, отзывчивый, смелый, решительный, находчивый и уверенный в правоте выбранной им жизненной позиции. Именно эти качества помогают ему справиться со всеми трудностями, которые встречаются на его пути. И ребенок, слушая сказку, понимает, что не сила важна в конечном итоге, что добро всегда побеждает зло. И это помогает ему верить, что хоть он и маленький, и беззащитный, но страшные монстры из-под кровати не причинят ему вреда.

Это только некоторые из воспитательных, развивающих и образовательных сказок, на самом деле их гораздо больше, поэтому и педагоги, и дети так любят сказки.

Слайд №2

И мы сегодня выступим в роли создателей сказки. Эту работу я провожу с детьми, начиная со второго полугодия младшей группы: мы создаем книги сказок. Мы сочиняем их все вместе, что помогает сплотить детский коллектив, и еще, что очень важно – учит слушать друг друга, а иначе в нашей сказке ничего не получится. Безусловно, такая работа развивает связную речь ребенка, он учится точно и полно выражать свои мысли, тем более что каждому ребенку в сказке отведено всего одно предложение. Дети учатся включаться в диалоги, строить свои высказывания так, чтобы они требовали ответа или, наоборот, заканчивали все споры. Это активизирует словарный запас, потому что каждого героя или место, в которое он попадает, очень хочется описать. Нужно рассказать, как это все выглядит, или какой у этого характер, настроение. Поэтому дети учатся использовать описания, эпитеты, сравнения и многое другое. И в результате всей этой работы дети получают настоящую книжку, которую создали они сами. Поэтому ее хочется листать, рассматривать, вспоминать, кто что сочинил в этой сказке. В старшей и подготовительной к школе группах дети учатся читать, и эти книги становятся хорошей тренировкой. Если ребенок не очень силен в чтении, он вспоминает текст сказки и рассказывает, «прочитывает» его по памяти. Это тоже способствует формированию навыка чтения, поскольку дети запоминают, как выглядит то или иное слово, что является одним из способов обучения чтению. И, конечно, хочется сочинять снова и снова.

Слайд №3

Что же должно быть в детской сказке:

  1. Воспитательная направленность: борьба добра со злом с обязательной победой первого.
  2. Волшебство, что-то необычное, чего не может произойти в реальном мире.
  3. Интересный сюжет, соответствующий возрастным особенностям ребенка: цикличный в младшем дошкольном возрасте, динамичный и неожиданный в старшем дошкольном возрасте.
  4. Средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, гиперболы, аллегории, олицетворение и др.
  5. Красочные иллюстрации.

Гости садятся за стол

Клубок

Воробей

Сапожки

33 года

Женя

Курочка Ряба

Варвара

Перо Жар-Птицы

Огонь

Волк

Зайца

Зуба

Кроту

Винни-Пух

Ворон

Педагоги, смотрят, слушают, задают вопросы.

Гости рассматривают книги сказок, созданные детьми группы №6.

Сегодня мы сами создадим книгу сказок. Как я уже говорила, это будет наша общая книга, одна на всех. Каждый сочинит одно свое предложение. Конечно, оно должно быть продолжением того, что сочинил предыдущий автор, связано по смыслу с названием сказки и с тем, что сочинили раньше. И, когда мы соединим все предложения, у нас получится целая интересная общая сказка.

Я буду записывать все, что вы говорите, поэтому, пожалуйста, не торопитесь, чтобы я все успела зафиксировать.

Не нужно помогать друг другу в сочинении его предложения. Каждое предложение – творчество одного человека.

Самая сложная задача ложиться на последнего человека в нашем кругу. Что бы ни случилось с героями сказки, какие трудности они бы не испытывали, в каких бы сложные ситуациях не оказались, Вы обязательно должны закончить сказку счастливым концом.

Наша сказка будет называться «Колобок и Золотая рыбка спешат на помощь».

У нас получилась отличная сказка!

(Педагог зачитывает сказку)

Гости сочиняют каждый по одному предложению в сказке друг за другом, диктуют их модератору.

Слушают сказку.

По статистике, 75% людей – визуалы, поэтому книга сказок не может существовать без ярких, красочных иллюстраций, дополняющих сюжет и волшебство. Сейчас вы нарисуете иллюстрации к тому предложению, которое вы сочинили. А я распечатаю ваши предложения, мы наклеим их на иллюстрации, и книга будет готова.

Замечательно! Посмотрите, какая у нас получилась интересная книга!

(Педагог, показывая всем гостям иллюстрации, читает сказку)

Каждый гость рисует иллюстрацию к сочиненному им предложению в сказке, затем наклеивает карточку с текстом своего предложения на лист с иллюстрацией.

Слушают сказку и рассматривают иллюстрации.

Вам понравилось то, что мы сейчас делали? Эта работа была интересна?

Какие бы средства и формы работы с детьми вы не выбрали, я желаю вам удачи!

Спасибо за внимание!

Проводят анализ произведенной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любимые сказки

Слайд 3

Помогает сплотить коллектив. Учит слушать друг друга. Развивает диалогическую и монологическую речь. Учит выражать свои мысли полно и точно. Учит использовать средства художественной выразительности. Тренирует навык осознанного чтения.

Слайд 4

Воспитательная направленность Волшебство Средства художественной выразительности Интересный сюжет Красочные иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...

Конспект занятия пересказ сказки в младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок».

Конспект занятия  пересказ сказки  в  младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок». Цель: обучение детей эмоциональному восприятию  сказки, запом...