Дидактическое пособие по типу кругов Луллия «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
методическая разработка по развитию речи

Гришанова Светлана Даниловна
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка. Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». Раймонд Луллий (жил в Xlll – XlV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Оказывается её можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе (возможно использование в работе с детьми от 3 до 7 лет). Круги Луллия могут использоваться в разнообразной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, художественно – эстетическому развитию. Дети самостоятельно придумывают как реальные, так и фантастические истории и сказки, составляют рассказы о практической значимости объектов с необычными признаками. Сказки являются первой и самой доступной формой знакомства детей с окружающим миром, средой, предметами и явлениями, формами взаимоотношений между героями; они учат распознавать добро и зло, говорить, фантазировать, размышлять; одним словом – становиться достойным гражданином нашего общества. Очень важно правильно, доступно и разнопланово раскрывать смысл каждой сказки для ребенка, чтобы формировать у него правильное восприятие мира. В своей работе используем многочисленные приемы и формы работы со сказкой. Для того чтобы ускорить и сделать процесс познания наглядным, нами было разработано дидактическое пособие «В гостях у сказки», в которой встречаются все сказки с которыми мы уже познакомились, знакомимся и будем знакомиться в будущем. Для изготовления пособия были взяты два картонных прямоугольника и два картонных круга одинаковых по диаметру. В верхнем прямоугольнике вырезано окошечко так, чтобы были видны совмещённые картинки, круги можно закрепить маленьким болтиком с гайкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_igry_krugi_lulliya.docx805.75 КБ

Предварительный просмотр:

http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_13/8/d-7477/7477_html_m3ce60e09.jpg

Дидактическое пособие по типу кругов Луллия

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Описание игры:

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка. Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».

Раймонд Луллий (жил в Xlll – XlV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Оказывается её можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе (возможно использование в работе с детьми от 3 до 7 лет).

Круги Луллия могут использоваться в разнообразной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, художественно – эстетическому развитию. 

Дети самостоятельно придумывают как реальные, так и фантастические истории и сказки, составляют рассказы о практической значимости объектов с необычными признаками. 

Сказки являются первой и самой доступной формой знакомства детей с окружающим миром, средой, предметами и явлениями, формами взаимоотношений между героями; они учат распознавать добро и зло, говорить, фантазировать, размышлять; одним словом – становиться достойным гражданином нашего общества.

Очень важно правильно, доступно и разнопланово раскрывать смысл каждой сказки для ребенка, чтобы формировать у него правильное восприятие мира.

 В своей работе используем многочисленные приемы и формы работы со сказкой. Для того чтобы ускорить и сделать процесс познания наглядным, нами было разработано дидактическое пособие «В гостях у сказки», в которой встречаются все сказки с которыми мы уже познакомились, знакомимся и будем знакомиться в будущем.

Для изготовления пособия были взяты два картонных прямоугольника и два картонных круга одинаковых по диаметру. В верхнем прямоугольнике вырезано окошечко так, чтобы были видны совмещённые картинки, круги можно закрепить маленьким болтиком с гайкой.

 Цель:

Способствовать закреплению народных и авторских сказок.

Задачи:

Развивать память, внимание, мышление посредством анализа характеров героев, их роли в сказке, значению атрибутов присущим героям и предметам, встречающимся в сказках;

Развитие познавательной активности;    

Формировать связную речь детей.

Обогащение активного и пассивного словаря;

Подготовка к игре:

1. Установить пособие на столе.

2. Поднять крышку.

3. Уложить выбранные круги с картинками.

4. Закрыть крышкой.

5. Раскручивать и подбирать картинки по заданию.

Варианты игры: 

  1. Знакомство со сказкой. 

Ход игры: Воспитанникам предлагается соединить сказку, героя и атрибут, путем вращения кругов, при этом называя сказку, героя и атрибут (предмет).

 Цель: Способствовать закреплению народных и авторских сказок.

  1.  «Расскажи сказку»

Цель: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Ход игры: На первом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на втором круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

  1. «Новая сказка»

Цель: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых субъектов.

Ход игры: На первом круге заранее подготовленная сказка. Во второй круг помещаются случайные или подготовленные педагогом картинки. Задача детей сочинить сказку, которая получается, в результате вращения кругов. Данный вариант игры может проводиться с уже подготовленными детьми, так как является самым сложным.

  1. «Цветик – семицветик»

Цель:

- закреплять знание детей о сказке «Цветик-семицветик», о её жанровых особенностях; эмоционально вовлекать детей в нравственную проблему, поставленную автором ; закреплять умение детей различать цвета; 

- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; развивать речь, память, логическое и творческое мышление; обогащать словарный запас детей, активизировать словарь;

- способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь; реабилитационные воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих, стремление доставить радость близким людям.

Ход игры: На первом круге сюжетные картинки по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». На втором круге помещаются лепестки «Цветика – семицветика». Задача детей найти и правильно соотнести определённые сюжеты, описывающие в сказке, с нужным лепестком по цвету. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

  1.  «Из какой сказки тень?»

Цель: Учить, зрительно, анализировать силуэты и находить заданные силуэты; закреплять знания детей о знакомых литературных персонажах, сказках. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.

Ход игры: На первом круге силуэты героев по сказкам. Ведущий показывает тень, и спрашивает «Из какой сказки, тень? На втором круге дети находят нужный силуэт, называют героя сказки и название сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для дошкольников "Круги ЛУЛЛИЯ" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год

Дидактическая игра "Круги Луллия" работает по двум направлениям:1. Закрепляет и уточняет уже имеющиеся у ребёнка знания;2. Развивает воображение, фантазию и творчество....

Перспективный план по использованию в работе с детьми игрового пособия по ФЭМП "Круги Луллия"

Планирование  работы с детьми по использованию игрового пособия по ФЭМП "Круги Луллия"....

Дидактическое пособие по театрализованной деятельности. ЛЭПБУК «В гостях у сказки»

Дидактическое пособие по театрализованной деятельности. ЛЭПБУК «В гостях у сказки»...

Дидактические игры на основе кругов Луллия.

Дидактические игры на основе кругов Луллия.Автор: Щепкина Татьяна  Викторовна. Воспитатель  средней группыМБДОУ №5, г.Сорочинск.  Предлагаю вашему вниманию игры и пособия...

Дидактическая игра на основе кругов "Луллия" "Угадай узор"

Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ....

Методическое пособие для педагогов «Круги Луллия»

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников на основе изобретения Раймунда Луллия — «Круги Луллия» идеальны для знакомства ребенка с окружающим миром, н...

Дидактическое пособие "Увлекательный счет" Круги Луллия.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использования его практически в любой деятельности.Пособие может быть использовано педагогами, родителями в...