ОД Составление рассказа по картине «Северные олени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сухинина Светлана Викторовна

Составление рассказа по картине Северные олени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_obuchenie_rasskazyvaniyu.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство сотрудничества, здоровое соперничество.

Материал: листы, карандаши, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку.

Он для всех хороший друг

В тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

Что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

С ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это-.................(Северный олень)

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о северном олене.

Я предлагаю вам, поиграть в игру «Подзорная труба»
Каждый из вас через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в вашу подзорную трубу и скажите, кого или что вы там увидели?

Правило – ответы не должны повторяться.

Чум - разборное жилище, покрытое оленьими шкурами.

Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях.

Важенка – мать оленёнка.

Оленёнок (или телёнок) – детёныш важенки.

Хора – отец оленёнка.

Быки – ездовые олени.

Посмотрите на мать олененка. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, с большими рогами). Посмотрите на олененка. Что можно сказать о нем? Какой он? (маленький с большими ушами).

- Что делает важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)

- Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)

- Сравните важенку с оленёнком. Чем они отличаются?  (У оленёнка шерсть тёмная, а у важенки – серая; у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у важенки - крепкие, сильные, она ими разгребает снег, находит корм – ягель.  Важенка большая и сильная, а оленёнок маленький и слабый).

- Чем похожи важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

- Что у оленя на голове? (рога, большие, ветвистые)

- На что у них похожи рога? (на ветки дерева)

- Чем покрыто тело оленя? (шерстью)

- Какого цвета шерсть оленя? ( коричневая, серая)

- А что на ногах у оленя? (широкие копыта)

- Для чего оленю широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег)

- И ещё он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достаёт сухую траву – это самый любимый корм оленей.

- Что ещё изображено на картине? (оленья упряжка, на ней ездят жители Севера)

- Как вы думаете, какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, лютая, суровая, студёная, вьюжная)

- Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый)

- Какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, оно очень вкусное; из оленьих шкур народы Севера делают чум – жильё, шьют одежду –малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры очень тёплые)

- Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени?

(они возят людей)

Физкультминутка.

У оленя дом большой,

Он глядит свое окошко

Заяц по лесу бежит

Дверь к нему стучит:

“Стук-стук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Заяц, заяц забегай

В лапу мне давай!”.

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

·   Кто изображён на картине? Где происходит действие?

·   Внешний вид животного, части его тела.

·   Чем питается?

·   Какую пользу приносит человеку?

 

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины. Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия воспитатель предлагает разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше олений. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"

Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени" Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по карт...

Открытое занятие по образовательной области и «Коммуникация» в старшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».

Задачи:Образовательные:Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;Обогащать и активизировать словарь детей.Развивающие:Развивать монологическую речь детей;Продолжать упражнят...

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...

Составление рассказа по картине"Северные олени"

Составление рассказа по картине "Северные олени"...