Главные вкладки

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Огаркова Галина Георгиевна

    Тема непосредственно организованной образовательной деятельности ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rr_derevo_i_metall.docx24.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

    по образовательной области «Речевое развитие»

    ФИО педагога, должность Огаркова Галина Георгиевна, воспитатель.

    Возрастная группа воспитанников старшая общеобразовательной направленности.

    Наименование образовательной организации 

    Тема непосредственно организованной образовательной деятельности ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла.

    Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами и качествами дерева и металла, формирование умения определять эти металлы.

    Задачи:

    1) Обогащать представления детей о свойствах и качествах дерева и металла;

    1. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем; характеризовать свойства качества предметов: структуру и температуру поверхности (твердость - мягкость, блеск, звонкость); расширять представления о фактуре предметов (гладкий, шероховатый и т. п.);

    1. Закрепить умение обследовать предметы разной формы, при обследовании включать движения рук по предмету;
    2. Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет;
    3. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы,

    2) Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества металла и дерева на основе сравнения (тверже, тяжелее, звонче, холоднее, теплее); упражнять в подборе существительных к прилагательному (деревянный – стул, дом, стол и т.д.)

    3) Развивать познавательный интерес, логическое мышление, тактильную память.

    Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

    Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации познавательно-исследовательский.

    Форма организации детей: фронтальная.

    Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): шкатулка с запиской, ложки: деревянные и металлические, кубики деревянные, шарики металлические, металлические пластинки, платочки, матрешка, машинки, банки с водой, магниты, карандаш, металлический и деревянный прутик, горки, ржавый гвоздь.

    Планируемый результат: дети расширять представление о свойствах и качествах дерева и металла, научатся изучать свойства материала опытным путем, характеризовать свойства и качества предметов, закрепят умение обследовать предметы разной формы, закрепят умение подбирать существительные к прилагательным, закрепить в активном словаре ребенка слова: тверже, тяжелее, звонче, холоднее.

    Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание предметов из различных материалов.

    Методы и приемы: наблюдение, вопросы, художественное слово, разъяснение, указания, экспериментирование.

    Части НООД

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Способы

     поддержки

     детской

    инициативы

    1 часть – вводная

    Цель: Создание образовательной ситуации, мотивация детей на предстоящую деятельность

    Создание образовательной ситуации

    Ребята, сегодня утром, когда я пришла в группу, я нашла вот эту шкатулку. Как вы думаете, как она попала в группу?

    Смотрите, что за листочек лежит под шкатулкой?  Это записка с подсказкой. В записке загадки, попробуем их отгадать?

    Длиннохвостая лошадка 
    Привезла нам каши сладкой. 
    Ждёт лошадка у ворот — 
    Открывай пошире рот.

    Правильно, ребята, молодцы. Теперь мы можем открыть шкатулку и посмотреть, что внутри. (дети открывают шкатулку и достают две ложки: деревянную и металлическую)

    - принес почтальон

    - да

    - Ложка

    Создание в группе положительного психологического  микроклимата.

    Мотивация детей

    на предстоящую деятельность

    Ребята, к нам в гости пришли две ложки. Посмотрите на них. Они одинаковые?

    А чем же они отличаются друг от друга?

    Все верно, ребята. Но главное их отличие – это материал из которого они изготовлены.

    Из чего сделана эта ложка (показываю деревянную ложку)?

    А эта? (показываю металлическую)?

    Правильно, хоть они обе ложки, но они отличаются друг от друга и поэтому спорят, кто из них важнее и какой материал лучше: дерево или металл. Давайте поможем им  разобраться?

    - нет

    - формой, размером, цветом.

    - из дерева

    - из металла

    - конечно поможем

    Развивать активный интерес детей к новым знаниям, стремление получений новых знаний и умений, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

    2 часть – основная

    Цель: познакомить детей с материалами: дерево и металл; их свойствами на основе сравнения, формировать умение определять эти материалы.

    Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

    Давайте подойдем к столу и рассмотрим предметы которые здесь лежат и попробуем определить, из какого материала они сделаны и чем эти материалы отличаются. Согласны?

    - да

    Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

    Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

    Посмотрите, что за предметы лежат на столе и назовите их.

    Хотя эти предметы все разные, но у некоторых есть что-то общее, как вы думаете, что это?

    Правильно. Давайте мы с вами распределим эти предметы на две группы и разложим их на подносы так, чтобы в каждой группе были предметы чем-то схожие между собой. На какие группы вы их разделите?

    Правильно, но как называются предметы из дерева? Повторите хором.

    А предметы из металла? Повторите.

    Металлические предметы кладем на металлический поднос, а деревянные –на деревянный.

    (раскладывают предметы).

    Молодцы, ребята, хорошо справились. Теперь посмотрите вокруг и скажитеx, что в нашей группе деревянное?

    А металлические предметы есть в нашей группе? Что это?

     

    Хорошо. Теперь проходите за столы на свои места. (на столах у детей лежат металлические и деревянные предметы).

    Возьмите в руку кубик. Из чего он сделан?

    Значит, какой он?

    В другую руку возьмите шарик. Из чего он сделан?

    Значит, какой он?

    Зажмите в кулаках оба предмета. Какой предмет холоднее – деревянный или металлический?

    Давайте повторим все вместе, металл холоднее дерева.

    Значит, мы можем сказать, что металл материал какой?

    А дерево материал …

    Если я вам предложу два стула: деревянный и металлический, какой вы выберите?

    Почему?

    А теперь возьмите металлическую пластинку и попробуйте провести черту на деревянном брусочке. Получилось?

    А теперь поменяйте их местами и попробуйте деревянным бруском провести черту на металлической пластине. Получилось?

    А как вы считаете, почему?

    Не получилось у бруска, потому что металл твердый и он тверже дерева; а дерево мягче металла, поэтому металлическая пластинка без труда оставила след на деревянном бруске. Давайте повторим. Маша, скажи пожалуйста, какой металл мягче.

    Дима, а ты как думаешь, какой материал тверже?

    У вас на столах есть два одинаковых по размеру шарика. Возьмите их в руки: металлический - в правую, деревянный – в левую. В какой руке шарик тяжелее?

    И так, какой шарик тяжелее?

    А какой легче?

    Значит, металл тяжелее дерева. Маша, повтори, какой материал тяжелее?

    Посмотрите, у меня две банки с водой. Отпустите в одну банку деревянный кубик, а в другую – металлический шарик. что случилось с кубиком.

    А с шариком?

    Как вы считаете, почему так произошло?

    Скажите, какой металл легкий, а какой тяжелый? Если вы захотите сделать плот, из какого материалы вы эго сделаете? Почему?

    Молодцы, все правильно.

    По дороге в садик я нашла ржавый гвоздь, который валялся на дороге в луже. Кто знает, почему он заржавел?

    Все верно. Металл ржавеет из-за воды. А как вы думаете, что случится с деревянным предметом, если оставить его в воде? (показываю гнилую ветку)

    Правильно, под действием воды оба эти материала разрушаются. Что происходит с металлом?

    А с деревом?

    Человек, чтобы защитить металлические и деревянные вещи от ржавчины и гнили, покрывает их краской.

    Ребята, наш шарик и брусок лежат в банках с водой, и они тоже испортятся от воды. Нужно их спасать. Но как достать металлический шарик со дна банки?

    (пробуют просунуть руку в банку и достать шарик, не получается из-за узкого горлышка)

    Как еще можно достать шарик? давайте проведем небольшой опыт: привяжем магнит к карандашу и попробуем достать шарик и брусок из банок. (дети достают металлический шарик из банки, брусок нет).

    Что произошло? Магнит примагнитил металлический шарик, это называется магнетизмом. А деревянный брусок так и остался в банке с водой. Дерево не магнититься.

    Теперь возьмите в руку металлический прутик и попробуйте его сломать. Получилось?

    Почему?

    А теперь возьмите спичку, попробуйте ее сломать. Получилось?

    Значит, что мы можем сказать о прочности этих материалов?

    Посмотрите, у нас есть две горки: деревянная и металлическая. Отпустим на горки по платочку. С какой горки платочек съехал?

    Проведите пальцем по горке. Какая она?

    Проведите пальцем по деревянной горке, какая она?

     

    Какой вывод можно сделать из этого опыта?

    Давайте капнем по капельке воды на обе горки. По гладкой металлической горке капелька что сделала?

    А на деревянной?

    А теперь послушаем, какой из материалов «поет» громче. Как нам это проверить? Правильно, ударим деревянной ложкой о деревянный кубик. Какой звук получается?

    А теперь ударим металлической ложной о металлический шарик. какой звук?

    Значит, какай материал поет громче?

    Правильно, еще можно сказать, что металлические предметы звучат звонче, а деревянные – глуше. Давайте повторим: как звучат деревянные предметы? А металлические?

    Молодцы.

    - кубик, шарик, пластинка, брусок, палочка, матрешка, машинка

    - некоторые из дерева, а некоторые из металла.

    - на те, что из дерева и на те, что из железа.

    - деревянные

    - металлические

    - Столы, стулья, шкафчики, двери

    - да. Ручки на дверях, ножки у столов, кастрюли.

    - из дерева

    - деревянный

    - из металла

    - металлический

    - металлический

    - холодный

    - теплый

    - деревянный

    - он теплее, чем металлический

    - Да

    - нет

    - дерево.

    - металл

    - в правой

    - металлический

    - деревянный

    - металл тяжелее дерева

    - он плавает

    - он утонул

    - шарик тяжелее кубика

    - значит дерево материал легкий, а металл тяжелый

    - из дерева. Дерево легкое, а металл тяжелый. – дерево легче металла.

    - из-за воды

    - она сгнила

    - ржавеет

    - гниет

    - просунуть руку в банку

    - нет, не ломается

    - металл прочный

    - да, сломалась

    - значит мы можем сказать, что металл прочный, а дерево материал хрупкий

    - с металлической

    - гладкая, скользкая.

    - шершавая.

    - металл материал гладкий и скользкий, а дерево – шероховатый, поэтому платочек по деревянной горке не съехал вниз.

    - съехала, скатилась, сбежала.

    - стоит на месте

    - постучать

    - глухой  

    - звонкий

    - металл

    - глуше, - звонче.

    Учить вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива.

    Этап осуществления самостоятельной работы детьми

    А теперь, когда вы научились определять, какие предметы сделаны из металла, а какие из дерева, давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек»

    В этом мешочке предметы из дерева и металла, вы опускаете руку в мешочек и определяете на ощупь, что это за предмет, из какого материала он сделан. Предмет можно гладить, ощупывать, надавливать, поднимать, но только не подглядывать. Согласны?

    Коля, какой предмет ты нашел?

    Как ты понял, что он деревянный?

    Соня, какой предмет «поймала» ты?

    Как ты поняла, что он металлический?

    (каждый ребенок вытаскивает предмет)

    - да

    - да

    - деревянный кубик

    - он теплый, легкий, у него острые углы

    - металлический шарик

    - он круглой формы, холодный, тяжелый, гладкий.

    Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

    3 часть – заключительная

    Цель: закрепить знания детей о свойствах материалов: дерево и металл.

    Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

     Молодцы, ребята. Вы все справились. Теперь вы сами сможете определить, из какого материала сделан тот или иной предмет.

    Скажите, что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?

    - примагничивали

    - зажигали спички

    - слушали как «поет» металл

    Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого

    Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

    Перед вами лежат ложки. Предлагаю каждому взять пару ложек и поиграть на ложках для наших гостей.

    А знаете, по-моему, наши гости помирились, они поняли, что дерево и металл очень полезные и нужные материалы, из которых человек делает необходимые для него вещи.

    Вот мы и помогли нашим гостя, и теперь пора прощаться. Как вежливые люди прощаются с гостями?

    - до свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

    Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

    Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

    Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст

    Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

    Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

    Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи »

    Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими...