Конспекты НОД с элементами ТРИЗа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пестерева Инга Михайловна

Формировать у детей опыт выделения характерных признаков фруктов-на яблоке. Формировать у детей представления о том, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай. Формировать опыт классифицировать объекты по одному признаку: или по цвету или по размеру. Формировать представления о заготовке фруктов на зиму.Закрепить с детьми обобщающее понятие «фрукты», обогатить словарь. Формировать опыт находить решения в проблемной ситуации, предлагать их к совместному обсуждению и принимать совместное решение. Формировать интерес к лепке. Формировать опыт отщипывать небольшие кусочки от целого куска, скатывать тесто между ладонями круговыми движениями, совершенствовать прием придавливания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_trizu.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в младшей группе

с элементами ТРИЗ «Яблоко ароматное»

Цель: Формировать у детей опыт выделения характерных признаков фруктов-на яблоке. Формировать у детей представления о том, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай. Формировать опыт классифицировать объекты по одному признаку: или по цвету или по размеру. Формировать представления о заготовке фруктов на зиму.Закрепить с детьми обобщающее понятие «фрукты», обогатить словарь. Формировать опыт находить решения в проблемной ситуации, предлагать их к совместному обсуждению и принимать совместное решение. Формировать интерес к лепке. Формировать опыт отщипывать небольшие кусочки от целого куска, скатывать тесто между ладонями круговыми движениями, совершенствовать прием придавливания.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическое развитие», «Художественное творчество»

1. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите друг на друга внимательно. Вы видите друг друга?

- А что нам помогает видеть друг друга? (глазки)

- А что нам помогает друг друга услышать? (ушки)

- А что нам помогает говорить? (рот, зубы и язык).

- А хотите с ними поиграть?

Предлагаю глазками поморгать, ушки потереть, спрячьте язычок за зубки, а теперь покажите мне свои зубки. Какие они у вас красивые, ровненькие, здоровые. Ребята, а чтобы зубки всегда были здоровые, какие фрукты полезны?

-А посмотрите, какую большую корзину я вам принесла. Что в ней? (мандарины, яблоки). А какие ещё фрукты вы знаете? Есть фрукты мягкие, а есть твёрдые. Какие мягкие фрукты вы знаете (банан, киви, мандарин, апельсин). А твёрдые? (яблоко, груша). Давайте выберем яблоки из корзины. Возьмите по яблоку. Какое оно?

Варя сколько у тебя яблок? (одно). А у тебя Кирилл? А одно это много или мало?

А для нас одно яблоко это много или мало? Почему?

А для муравья одно яблоко много или мало? Почему?

А для слона? Почему? А теперь давайте положим яблоки на красивую тарелочку. Сколько сейчас яблок (много (задействуем стол)

Яблоко это фрукт? Отыщите среди картинок фрукты и выложите их в ряд (помещают на фланелеграф) Как назвать яблоко, груша, слива и т. д. одним словом (фрукты)

Если мы разрежем яблоко пополам, что мы увидим внутри? Из чего оно состоит?

Я думаю что нам в этом разобраться поможет «волшебный телевизор».

Вот уже и открылся 1 экран. Что это? (яблоко) Какого цвета? Какое яблоко по форме? А какое оно может быть по размеру? А на вкус (ароматное, душистое, румяное, сладкое) А где растут яблоки (в саду)

А что есть в яблоке если его разрезать (кожица, семечки, мякоть, сердцевина) Вот и открылся 2 экран.

А этот экранчик поможет нам узнать чем было яблоко в прошлом (3 экран) -открываем.

Откуда появилось яблоко? (из цветка) У цветка есть плодоножка откуда и появится яблоко

А как сохранить яблоки на зиму? (сварить компот, варенье, желе). Молодцы. Значит чем яблоко будет в будущем? Открывается 4 экран.

4. А мы с вами знаем стишок-зарядку про яблочко наливное, давайте его вспомним.

Физминутка

Вот так яблоко! Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно!

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать

Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко! Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно!

5 Ой, ребята, как вы думаете, кто надкусил это яблоко? -показываю картинку надкусанного яблока- (человек) А ещё кто мог (червяк, жук, мышь, птица)

А какие животные едят яблоки? А мы знаем попевку про ежа. Давайте её вспомним. Кто будет ёж?

Попевка «Ёж»

Ёж, ёж, где живёшь?

Кому яблоко несёшь?

Я живу в густом лесу

Маме яблоко несу (инсценировать) Молодцы!

7. А теперь я предлагаю вам помочь маме-ежихе приготовить компот на зиму. У вас на столах лежат силуэты баночек для консервирования. Давайте законсервируем яблочки. В одну баночку мы сложим жёлтые яблочки, а в другую –красные. Как мы это будем делать. (выставляет схему – последовательность). Лепят яблочки, имитируют наливание в банку сиропа, имитируют закрывание банки крышкой). Вот какие мы молодцы, теперь можно и яблочком угоститься.

Составление сказок с помощью метода "Каталога"

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
  2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста.
  3. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
  6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
  7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
  8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Методические рекомендации

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был... Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой... Кто?
- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Правила поиска ответа на вопрос:

  • Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?"
  • Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: "Жил-был... карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
  • Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице.
  • Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

  • "Собирать" сюжет в быстром темпе.
  • Эмоционально реагировать на каждый "найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
  • Использовать приемы драматизации.
  • Прекратить искать "ответы" в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового штурма".

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и восстанавливали последовательность вопросов.

Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и "читает" на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

 

Составление сказок динамического типа

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.

Базовый алгоритм составления сказки

  1. Выбирается сквозной герой (герои).
  2. Описываются их свойства, мотивы и цели.
  3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
  4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
  5. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
  6. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).

На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали
Например: 

Девочка Лена

магазин

лес

детский сад

Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время.

Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.

 

Составление сказок описательного типа

В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: "Сказ про Илью Муромца").

Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе):

Место, где герой учился делу

Место, где осуществляет герой свое дело

Место, в котором есть помеха действиям героя

Герой в детстве, который учится этому делу

Герой и его главное дело

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело.

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением

Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).
Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности, описанных в Теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Базовый алгоритм

  1. Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
  2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.
  3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.
  4. Порча кем-либо дела героя.
  5. Решение творческих задач героя.
  6. Продолжение главного дела.
  7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.
  8. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Методические рекомендации

Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить небольшой рассказ.

ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и разумным.

ПР2: Кем станет в будущем Витя, если он сейчас уже изобретателен и смело борется со злыми силами ( Новогодние приключения Маши и Вити).

Первые сказки описательного характера лучше всего составлять про знакомых сказочных героев.

ПР: История про Бабу Ягу.
Однажды в одном городе жила маленькая девочка. Звали ее Гая. Она всегда была капризная, жадная, отбирала игрушки у других ребят в песочнице. Она не слушалась маму и папу и делала им все на зло. Однажды мама приготовила вкусный обед на день рождения Гаи, девочка все съела сама и никого не угостила. Мама с папой и гости обиделись. Они стали ей говорить, что так делать нельзя. Гая топала ногами, кричала, плакала и убежала из дома в лес. Там она построила себе избушку и стала в ней жить. Когда девочка подросла, она стала делать пакости. Зверята все время отгоняли ее от себя, поэтому она ушла далеко в глухой лес, где не было детей, а были только совы. Она забыла, как ее зовут, поэтому придумала себе новое имя - Яга. Так она жила очень долго, много всего плохого делала, она не любила никого, и никто ее не любил. Однажды в лесу решили построить красивый город. Пришли строители и увидели, что стоит избушка, вся в паутине. Пока Баба Яга ходила-бродила по лесу, они ее дом отремонтировали, посадили цветы, убрали мусор. Когда Баба Яга подошла к дому, то она его не узнала, ей стало стыдно грязной заходить в такой дом, поэтому она помылась, причесалась, одела новое платье и пошла ухаживать за цветами. Тут она вспомнила свое имя, и написала на доме "Здесь живет Гая Ивановна". Иногда она вспоминала о своих плохих делах, но делать их не делала, потому что кругом строился красивый город, и это ее радовало.

Главным героем описательных сказок может быть человек, владеющий каким-либо ремеслом. ПР: Иванушка, который умеет плести хорошо корзины.
Разработка сюжета идет следующим образом:

В доме есть дедушка, который очень хорошо умел плести корзины

Дом у реки, где рядом растут ивы

Дом, речка и ивы, погубленные злым Суховеем

Мальчик Ванечка, интерес к деятельности деда

Иванушка Плетет корзины

Иван спасает деревья

Помощь деду, любовь к нему, внимательность

Трудолюбие, упорство, сильные крепкие руки, доброе сердце

Бойцовские качества (борьба с Суховеем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами ТРИЗ

Тема:« Волшебная страна  »(старший дошкольный возраст)...

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе на тему : «Куклы разные бывают».

Программное содержание:На основе развития мыслительных операций уточнить знания детей о резиновой, тряпичной и бумажной куклах.Формировать умение коллективного обсуждения проблем.Упражнять детей в хор...

Конспект НОД с элементом ТРИЗ в подготовительной группе «Таинственное письмо» (Знакомство с животными Севера).

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Двигательная деятельность, Музыка.Цель: Закрепить у детей знания о диких животных севера. Развитие связной речи, расширение с...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ (средняя группа)

Конспект НОД с элементами ТРИЗ (средняя группа)...

Конспект занятия с элементами ТРИЗ на тему "Зимняя сказка"

Данный конспект представляет собой занятие, на котором дети под руководством педагога составляют свою собственную сказку....

Конспект НОД с элементами ТРИЗ по ФЭМП в подготовительной группе

В данном конспекте содержится пример использования ТРИЗ на занятиях по ФЭМП....