Конспект НОД с элементом ТРИЗ в подготовительной группе «Таинственное письмо» (Знакомство с животными Севера).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мавлютова Надира Халиевна

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Двигательная деятельность, Музыка.

Цель: Закрепить у детей знания о диких животных севера. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у детей.

Задачи:

1. Расширить и углубить представление детей о диких животных севера: внешний вид, характерные особенности; северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, пингвина, песца. Развивать наблюдательность, любознательность.

2. Продолжать совершенствовать все стороны речи, учить детей пользоваться как краткой, так и развернутой формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей; упражнять детей в согласовании слов в предложении, правильно строить сложные предложения.

3. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, прививать интерес к окружающему миру. Развивать внимание, логическое мышление, память через дидактические игры: «Отгадай загадку», «Назови одним словом», «Найди ошибку», «Кому это принадлежит?», «Составь предложение по картинке», «ТРИЗ игра Теремок».

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «От полюса до экватора», «Мы познаем мир». Беседа на тему «Дикие животные севера», художественное творчество рисование «Дикие животные севера», просмотр советского мультфильма «Умка», ТРИЗ игра «Теремок».

Материалы и оборудование: слайдовая презентация по теме, ноутбук, проектор, письмо, глобус, карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей, фломастеры, картинки с изображениями взрослых животных, картинки с изображением частей тела животных, сюжетные картинки с животными.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с элементом ТРИЗ в подготовительной группе

«Таинственное письмо» (Знакомство с животными Севера).

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Двигательная деятельность, Музыка.

Цель: Закрепить у детей знания о диких животных севера. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у детей.

Задачи:

1. Расширить и углубить представление детей о диких животных севера: внешний вид, характерные особенности; северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, пингвина, песца. Развивать наблюдательность, любознательность.

2. Продолжать совершенствовать все стороны речи, учить детей пользоваться как краткой, так и развернутой формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей; упражнять детей в согласовании слов в предложении, правильно строить сложные предложения.

3. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, прививать интерес к окружающему миру. Развивать внимание, логическое мышление, память через дидактические игры: «Отгадай загадку», «Назови одним словом», «Найди ошибку», «Кому это принадлежит?», «Составь предложение по картинке», «ТРИЗ игра Теремок».

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «От полюса до экватора», «Мы познаем мир». Беседа на тему «Дикие животные севера», художественное творчество рисование «Дикие животные севера», просмотр советского мультфильма «Умка», ТРИЗ игра «Теремок».

Материалы и оборудование: слайдовая презентация по теме, ноутбук, проектор, письмо, глобус, карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей, фломастеры, картинки с изображениями взрослых животных, картинки с изображением частей тела животных, сюжетные картинки с животными.

  1. Организационный момент:

Воспитатель (с конвертом в руках): Сегодня нам пришло письмо.

Чтение письма:

 «Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. Слышал у вас там очень весело, вы знаете много игр, вы много занимаетесь. Приезжайте, научите меня всему, а моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого слова по первому звуку. До встречи»         (слайд 1)

Воспитатель: Кто же написал это письмо?

        Дети определяют первые звуки в словах по картинкам: утюг, мышь, ключ, арбуз.  Получается – «УМКА»

II.    Основная часть.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в гости к медвежонку Умке?

Дети: Да.….

Воспитатель: У меня есть необычный предмет, он может нас перенести в любое место на нашей планете. Что это такое? Ребята, а кто из вас знает, что такое глобус?

 Дети: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты.

Воспитатель: Да, в космосе ее можно увидеть как огромный шар голубого цвета. Умка живет на крайнем севере. Там очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Вот теперь мы готовы, давайте все вместе скажем волшебные слова:

«Глобус покрутили, на севере очутились».

На экране появляются слайд (слайд 2)

Воспитатель: Ребята мы оказались с вами на крайнем севере. Ой, нас встречает Умка, но он ни один! Посмотрите, это какие то животные. А чтобы узнать, что это за животные, нужно отгадать загадки.

"Отгадай загадку"

Крайний Север. Океан.

То метели, то буран . . .

Но в любую непогоду

Он ныряет смело в воду.

Быстро плавает, резвится.

Холодов он не боится,

Ведь от них его надёжно

Защищает жир подкожный.

Он большой любитель рыбы.

Формой тела схож он с глыбой.

Быть в воде готов весь день

А зовут его …  (Тюлень)

Воспитатель: А как ты отгадал (а), что это тюлень?

Дети: Быстро плавает. Любитель рыбы.

Ловкий маленький зверёк

Живёт на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шёлк,

Как цвет блестящего покрова.

И пусть охотятся за ним,

За драгоценной его шкурой,

Он осторожен, не ленив,

Проворный, хитрый, юркий.

(Песец)

Воспитатель: Как ты догадался (лась), что загадка про песца?

Дети: драгоценная шкура; маленький, ловкий зверек.

Скажите, ребята, из вас кто не знает

Животное, что живёт у холодной воды?

Красная книга его охраняет.

Дом его там, где господствуют льды.

Клыки иногда при движенье - подмога,

Тело тяжелое ласты несут.

Когда лед оттает хотя бы немного,

Животные эти из воды к берегам подплывут.

Они на холодном песке отдыхают,

На лежбище слабых растят малышей.

Моллюсков морских из песка накапают

И рыбы половят - вот корм для … (моржей)

Воспитатель: Как ты узнала, что загадка о морже?

Дети: Клыки; тяжелое тело

В Арктике нет ни берёз, ни осинок-

На льдине большой он дремал

От холода шерсть бережёт его спину,

Полярною ночью он солнышка ждал.

Цвет шерсти у него такой, как у снега,

Чтоб не заметил никто на снегу.

Полгода под ним тёмное небо,

И солнечных дней очень мало в году.

Боятся его моржи и тюлени,

Он ловит рыбу в холодной воде,

На холоде зимнем ему не до лени-

Заботится нужно о вкусной еде.

(Белый медведь)

Воспитатель: А как ты отгадал (а), что это белый медведь?

Дети: шерсть как снег; его боятся моржи и тюлени.

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную.

 (Пингвин)

Воспитатель: Как ты догадался (лась), что загадка про пингвина?

Дети: Черный сюртук, на шее белый галстук; на ногах ласты.

Этот житель круглый год,
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень).

Воспитатель: А как догадалась, северный олень?

Дети: ветвистыми рогами; стройными ногами; на ногах копыта.

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать этих животных одним словом.

Дети: Животные Севера (северные животные, животные холодных стран).

«Назови одним словом»

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Умке о животных, какие они.

(обращается к каждому ребёнку)

-У белого медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

-Если у него черный нос, он какой? (черноносый)

-У северного оленя длинные рога, он? (длиннорогий)

-А если у него быстрые ноги? Он какой? (быстроногий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

- У пингвина острый клюв, какой он? (остроклювый)

- У А если у него черные крылья, он какой? (чернокрылый)

- У песца длинный хвост, какой он? (длиннохвостый)

- А если у него короткие лапы, то он? (коротколапый).

 «Найди ошибку» (работа с карточками)  (слайд 3, 4)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Умка очень старался сам что – то сделать и все напутал. У тюленя детеныш медвежонок, у ……. Вы с ним согласны? Нужно ему помочь, найти  и исправить ошибки (под музыку). Соедините линиями взрослого животного и его детеныша (около стола).

Воспитатель: Давайте, посмотрим, смогли ли вы исправить ошибки Умки.

(дети называют северного животного - детеныша)

Воспитатель: Приглашаю вас поиграть.

Физминутка: «Животные севера»

По ледяной пустыне              Медленно идут по кругу, имитируя движения

Медведица идет,

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий,                  Руками обнимают себя.

Повсюду снег и лед.                         Повороты из стороны в сторону.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.                  Плавательные движения руками.

Бегут, спешат олени                      Бег на месте с подниманием колен.

Им виден путь едва

Над ними тихонько кружит            Поворот вокруг себя с поднятыми руками.

Полярная сова.

«Кому это принадлежит?»

(на доске картинки с изображением северных животных)

Воспитатель:  Ребята, Умка увлекся фотографированием северных животных. Он сделал много снимков и посмотрите, что же у него получилось. Ничего не понять. Давайте поможем ему разобраться в фотографиях, найдем какому животному, какая часть тела  принадлежит.                                                    

(дети прикрепляют на доску, под животным часть его тела)

«Составь предложение по картинке»

(составление предложений по картинкам с предлогами)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы сами пофотографировать животных. Давайте, представим, что у нас в руках фотоаппараты. И пофотографируем.

- Теперь давайте, посмотрим, какие снимки у вас получились и расскажем об этом (слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

А чтобы предложения получились красивые, будем составлять их с предлогами (маленькими словами). Посмотрите на первую фотографию; составьте предложение с предлогом  ОКОЛО. Вторая фотография с предлогом ЧЕРЕЗ. 3я с  маленьким словом С.

4я с предлогом В, ПО. 5я  … 6я с предлогом НА. 7я с предлогом ЗА. 8я - … 9я – ИЗ. 10я – ПОД.

Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные фотографии и предложения к ним.

(слайд 15)

Воспитатель: Вспомните, в письме Умка просил научить его всему. Вы его учили. А сейчас научим его играть.

 ТРИЗ игра «Теремок».

Чтец: Стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползет по льдине Морж, видит, стоит теремок, поселился в нем. Подплывает к льдине Тюлень, стучит. Тюлень: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. А ты кто? А я Тюлень, пусти меня к себе жить. Пущу, если ты скажешь, чем я на тебя похож. У меня как у тебя есть ласты. Стали они жить вдвоем и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Умке интересно, понравилось ли вам у него в гостях?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы увидели много животных, а сейчас вспомним, что интересного и нового вы узнали о животных Севера.

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Умку вы научили играть? (Да).

Умке было с вами весело и интересно. Но нам пора возвращаться домой. До свидания, Умка!

(воспитатель вращает глобус)

Воспитатель: Глобус покрутили, в группе очутились.

До свидания!