конспект по развитию речи с использованием мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мария Юрьевна Жукова

Конспект по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильную память, вкусовое восприятие, мышление, творческое воображение.
  3. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Мнемотаблица, тактильные дощечки, поднос с фруктами для вкусовых ощущений, мелкие предметы для игры-упражнения «Чего не стало», иллюстрация избушки Бабы- Яги, карандаши, бумага.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Беседа о любимых сказках.
  2. Изготовление книжки-малютки «Моя любимая сказка».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в группу, здороваются. Садятся в круг на стульчики.

Воспитатель: «Дети вы любите сказки? А есть у вас самые любимые? Можете назвать и рассказать о них? (Рассказ детей о своих любимых сказках)

Сегодня ребята я вам расскажу сказку «Гуси-лебеди»

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Воспитатель: «Ребята, давайте мы поможем Аленушке найти своего братца. Бросилась мы с Аленушкой в лес догонять гусей.

 Физкультминутка: дети встают в круг и, двигаясь по кругу, выполняют упражнения («идут по траве» - поднимают высоко колени; «идут через болото» - прыгают с одной ноги на другую; идут на носочках…).

Воспитатель: «Вот пришли мы на полянку, смотрите печь стоит.Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка нам отвечает:

— Съешьте моего ржаного пирожка — скажу. Съели мы и получили подсказку.

 Это первое задание для Аленушки, поможем ему его выполнить?» (упражнение на развитие слуховой памяти, цепочка слов: избушка, гуси, дорога, старуха, лес, братец).

Воспитатель: «Нашли?! Молодцы! А теперь дальше побежали. Добежали мы до поляны, а там яблонька растет. Помоги нам попросили мы. А вы сначала угадайте какие мои яблочки.

Дети, не глядя, пробуют кусочки-ломтики различных фруктов.

Воспитатель: «Подкрепились?! Смотрите сундучок! (упражнение на внимание; игра «Чего не стало»; предметы: кубик, ключ, гайка, карандаш…8-10 шт., дети играют 2-3 раза, последний раз исчезает ключ).

Воспитатель: «Дети, дальше Аленушке нужно перейти речку, чтобы ее перейти надо выстроить мост из дощечек (Упражнение на тактильную память: каждому ребенку дается по 1-й дощечке из 1-го набора, 2-й набор разложен на столе, дети находят вторую дощечку с закрытыми глазами)».

Воспитатель:. Аленушка находит избушку, в ней братец. Схватила она братца и побежала домой.  Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: «Молодцы ребята, помогли Аленушке братца найти.».

Физкультминутка.

Воспитатель: Дети, давайте представим, что мы деревья пошелестим листочками, покачаем веточками (дыхание произвольное).

Вот поляна, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)

Деревья выстроились в круг.

Деревья кронами шумят (руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону)

Ветры в их листве гудят

Вниз верхушки пригибают

И качают, их качают (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны, в сторону).

Воспитатель: Мы долго пробирались через дремучий лес, но посмотрите, что это. (воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы- Яги из сказки).

Упражнение «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята посмотрите кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба- Яга в сказке добрая? (ответы детей)

Воспитатель: Она молодая? (ответы детей)

Воспитатель: Она красивая? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу- Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу- Ягу ласково? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, она стала доброй и ласковой после ваших слов.

Воспитатель: «А теперь я покажу вам таблицу, и мы вспомним нашу сказку, а вы нарисуете ее в своих табличках, и мы отправим ее Аленушке (таблица, карандаш, бумага; задание: дети смотрят две-три минуты на таблицу, запоминают ее и воспроизводят самостоятельно, рассказывают по таблице сказку).

img34

А в память о нашем путешествии, я подарю вам книжку».



Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» в средней группе

 Цель: развитие связной речи у детей 4 – 5 лет посредством мнемотехники.

Задачи:

- воспитывать у детей стремление внимательно слушать литературные произведения;

- развивать умение устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;

- формировать умение запоминать содержание сказки посредством мнемотехники;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать слуховую, зрительную, тактильную память;

- развивать умение выражать словами свои ощущения от прикосновения;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать артикуляционный аппарат;

- учить пересказывать р. н. с. «Лисичка со скалочкой»;

- обогащать словарь детей (гусочка, скалочка, мужик, изба, юркнула, мягкая, пушистая, тёплая, твёрдая, шероховатая, ребристая, колючая).

- осваивать произношение звука «С».

Предварительная работа.

Беседа.

- Ребята, каких домашних птиц вы знаете?

- Как можно назвать курицу ласково?

- Какие кухонные принадлежности вы знаете?

- Как называется эта вещь?

- Как ласково можно назвать скалку? (скалочка)

- Ребята, посмотрите на эту картинку, как вы думаете, что здесь изображено? Правильно, это дом. Иногда дом называют «избой». Давайте вместе скажем «изба». Молодцы. А рядом с избой кто стоит? Правильно, дедушка, дед. А дедушку иногда называют «мужиком». Давайте вместе скажем.

Ход.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

- Слушайте внимательно и попытайтесь догадаться, о ком идёт речь?

- Хитренько взглянула,

Хвостиком взмахнула

И исчезла, чудеса

Где ты, рыжая (лиса).

- Правильно, ребята, это лиса.

- Какие сказки с главным героем - лисой, вы знаете?

- А какая шёрстка у лисы? (мягкая, теплая, пушистая)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть «тактильные дощечки», покрытые разными материалами (ткань, крупа, бумага, природный материал и т. д., и найти ту дощечку, которая соответствует описанию шёрстки лисы.

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а какой у лисы хвостик?

- Давайте, покажем какой у лисы длинный и проворный хвостик. Высуньте свой язычок и покачайте им из стороны в сторону. А я посмотрю у кого самый длинный и проворный хвостик.

Чистоговорка:

-Мчится заяц от лисы.

Хвост дрожит, дрожат усы.

Встали сосны на пути.

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ёжику в нору…

- Ребята, я принесла вам сегодня русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой». Эту сказку сочинил народ очень, очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были детьми. Хотите, я прочту её для вас? А вы внимательно послушайте.

  Беседа.

- Ребята, вы внимательно слушали сказку?

- О ком сказка?

- С каким предметом лисичка первый раз постучалась в избу?

- О чём она спросила хозяев утром?

- Кого попросила взамен за свою скалочку?

- Какую песенку пела лиса?

- Кого попросила во второй избушке? В третьей?

- Что случилось в конце сказки? Какими словами заканчивается сказка?

- Что можно сказать о лисе, какая она?

- Как вы думаете, чему учит сказка? Эта сказка учит тому, что нельзя обманывать, потому что ложь раскроется и тот, кто обманул, будет наказан.

- Чем вам понравилась сказка?

Физкультминутка.

- Хоровод, хоровод, (хлопки в ладоши)

Пляшет маленький народ, (приседания)

Танцевать, скакать и прыгать, (прыжки на месте)

Мы готовы круглый год (приседания).

Под кустом, под кустом, (наклоны туловища вправо – влево)

Кто – то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо – влево).

Это рыжая лисичка, (прыжки на месте)

Под кусточком лисий дом (присели).

- Ребята, сейчас я вам буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите.

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая выкладыванием картинок.

- А сейчас, ребята, вы будете пересказывать эту сказку по картинкам. Давайте договоримся, кто начнёт пересказывать, а кто продолжит. Не торопитесь, говорите выразительно, чётко, полным предложением.

Рефлексия.

- Ребята, вы запомнили, как называется сказка?

- Вам легко было пересказывать сказку?

- Что показалось вам самым сложным?

- Кому бы вы хотели пересказать сказку «Лисичка со скалочкой»?

- Я думаю, вашим родителям и друзьям будет очень интересно послушать вас! А сейчас вы можете поиграть самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Задачи:

  • формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры;
  • расширять словарный запас прилагательных и глаголов, вводить в активный словарь антонимы (толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);
  • вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не прерывать говорящего).
  • развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы
  • развивать артикуляционный и дыхательный аппарат.
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать эмоциональную сферу детей, интерес к учению посредством создания ситуации радости, удивления
  • воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.

Предварительная работа:

  • рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;
  • надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель:

- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

(Дети проходят в зал, здороваются и садятся на стульчики, полукругом перед воспитателем).

Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит в группу посылку.

Воспитатель: 

- Посмотрите, к нам пришла посылка, от кого она может быть? Давайте узнаем.

Открываем посылку, достаем мыльные пузыри и записку от Незнайки: «Ребята, я нашел на улице этот предмет, а что это такое, я не знаю. Может, вы знаете, что это?».

Воспитатель:

- Ну что, ребята, догадались, что же это? (ответы детей).

- Правильно, пузыри, а для чего они нужны? (Ответы детей).

- А вы знаете какие-нибудь сказки про пузыри? (Дети вспоминают сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть»)

Воспитатель: 

- Давайте я ее еще раз вам почитаю, а вы слушайте внимательно. Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.

Воспитатель читает детям сказку и задает вопросы:

- Про кого эта сказка? (Про Пузыря, Соломинку и Лаптя.)

- Куда отправились Пузырь, Соломинка и Лапоть? (Они пошли рубить дрова в лес.)

- Что помешало им идти дальше? (Им помешала речка).

- Что предложил Лапоть Пузырю? (Переплыть на нем через реку.)

- А можно ли на пузыре плавать. (Потому что он легкий и не тонет.)

- Согласился ли Пузырь переправить друзей? (Нет)

- Почему, как вы думаете? (Он струсил)

- Что предложил Пузырь? (Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег.)

- Согласилась ли Соломинка? (Да)

- Почему она согласилась? (Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег.)

- А разве соломинка может достать до другого берега, какая она? (Она длинная, достает до другого берега.)

- Что же произошло дальше? (Лапоть пошел по Соломинке. Соломинка сломалась. Все упали в воду.)

- А почему Соломинка сломалась? (Потому что она тонкая, а Лапоть тяжелый.)

- И что было дальше (Пузырь хохотал, хохотал и лопнул.)

- Пузырь хорошо поступил? (Нет, над другими смеяться невежливо.)

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили? (Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).

Воспитатель: 

- Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. Давайте поиграем с вами в игру «Надувайся, пузырь»

Воспитатель:

- Отдохнули немного. А теперь я еще раз расскажу вам сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а потом вы сами мне будете ее рассказывать, а помогут вам в этом опорные картинки.

     

Воспитатель еще раз рассказывает сказку и предлагает детям ее пересказать, причем начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий - таким образом, дети внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе. Оценивая пересказ сказки каждым ребенком, необходимо обратить внимание на последовательное изложение событий, на выразительность передачи диалогов действующих лиц.

А при пересказе  вам поможет наша таблица-помощница.

Воспитатель: 

- А теперь я предлагаю нам самим превратиться в героев этой сказки Артикуляционная гимнастика):

Пузырь – надуть щеки,

Соломинка – втянуть щеки,

Лапоть – сложить губы как при произнесении «о».

Воспитатель:

- Молодцы, ребятки, очень похоже!

- Ребята, какой конец у этой сказки? (Грустный)

- Давайте придумаем другой конец.

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

Воспитатель:

- И напоследок, я предлагаю поиграть с мыльными пузырями.

В конце игры дети садятся на ковер, делятся впечатлениями о занятии.

Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Вот как-то пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

  • Лапоть и говорит Пузырю:
  • Пузырь, давай на тебе переплывем!
  • Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.




Предварительный просмотр:

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

 

Задачи:

 

- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

 

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

 

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

 

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

 

Актуальность выбранной темы

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

 

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

 

        Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

                                       

План работы на год

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение методиче-ской литературы

 

 

 

 

Составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы.

Сентябрь - май

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                       (ФГОС) Д О.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Октябрь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Декабрь

Круглый стол для родителей

«Развитие речи детей 3-4 лет»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

 

Консультация для воспитателей

 «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра.

 Сказка «Заюшкина избушка»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

на 2015-2016 учебный год

 

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                       (ФГОС) Д О.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе . Пересказ сказки  «Заюшкина избушка»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

 

 

 

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

"ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

 

 

 

В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ МНОЮ БЫЛА ИЗУЧЕНА ТЕМА «ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

 

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

 

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.

 

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

 

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

 

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

 

Анкета

 

                   «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

         Уважаемые родители!

 

         Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 

1.     Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

 

 

 

2.     Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

 

 

 

3.     Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

 

 

 

4.     Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

 

 

 

5.     Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

 

___________________________________________________________

 

 

 

6.     Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

 

 

 

7.     Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

8.     Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

 

 

 

9.     Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

10.            Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

 

__________________________________________________________

 

    Консультация для воспитателей

 

    «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

 

  Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

 

       Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

 

      Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

 

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

 

       Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

 

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

 

       В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.

 

       Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

 

       Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

 

       Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»

Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Наша неваляшка» (средняя группа)

Программное содержание:Образовательная: Учить детей составлять короткий описательный рассказ об игрушке с использованием наглядных пособий;Развивающие: Продолжать развивать психические ...

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»

Конспект будет полезен педагогам, которые используют в своей работе мнемотехнику и графическое моделирование. Цель: рассказывание стихотворение с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.Зада...

Конспект по развитию речи с использованием мнемотехники "В гости осень к нам пришла"

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме:«В гости осень к нам пришла»(с использованием мнемот...