ОД по развитию речи «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Деманова Галина Владимировна

Цель: формировать умение детей рассказывать сказку, используя метод наглядного моделирования.

Задачи: 

Образовательные:

  • формировать умение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
  • создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, подбирать заместители по цвету;
  • уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию

прочитанной сказки;

  • закреплять умение ориентироваться на поверхности, закрепить знание

геометрических фигур и цветов.

Развивающие:

  • развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, связную речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки

Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.
  • воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №1 «Ивушка»  с.Липовка  Базарно - Карабулакского  муниципального района  Саратовской  области»

        

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию

в средней группе

 

на тему «Путешествие в сказку»

         

             

              Подготовила:

                                             Деманова Галина Владимировна

 воспитатель I квалификационной категории

с. Липовка

2019г.

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

В гостях у сказки

Тема НОД:

«Путешествие в сказку»

Цель: формировать умение детей рассказывать сказку, используя метод наглядного моделирования.

Задачи:  

Образовательные: 

  • формировать умение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
  • создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, подбирать заместители по цвету;
  • уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию

прочитанной сказки;

  • закреплять умение ориентироваться на поверхности, закрепить знание

геометрических фигур и цветов. 

Развивающие:

  • развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, связную речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки

Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.
  • воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная

Формы организации: подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: пальчиковая игра «Замок», сюрпризный момент, игра «Угадай кто», загадки, динамическая пауза «Веселые животные», игровая ситуация «Моделирование сказки», упражнения для глаз.

Словарная работа:  формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка; лиса – лисичка, лисонька; собака – собачка, собачонка т.д.).

Оборудование и материалы:

По пять одинаковых по  величине и разных по цвету кружков – заместителей на каждого ребенка: лиса, заяц, собака, медведь и петушок; домики синего и коричневого цвета.  Игрушка – Зайчик. Картинки животных из сказки. Волшебный рюкзачок.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.

А вы любите сказки?

Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Только вот как нам с вами попасть в страну сказок?

Давайте произнесем волшебные слова. 

Пальчиковая игра “Замок”

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети произносят волшебные слова и выполняют движения.

Воспитатель привлекает внимание к волшебному рюкзачку, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть.

Игра «Угадай кто»

Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.

Рюкзачок

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

Основная часть

- А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? 

Правильно, ребята!

 Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? 

-А как в сказках называют зайца? 

-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? 

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. Как называется эта сказка?

- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Игра с загадками

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? 

Воспитатель показывает картинку лисы

-Ребята, как можно назвать лису ласково?

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его?  

Воспитатель показывает картинку медведя

Назовите медведя ласково 

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? 

Воспитатель показывает картинку петуха

Назовите петуха ласково

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… 

Воспитатель показывает картинку собаки

-Назовем собаку ласково 

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — …

Воспитатель показывает картинку кота

Назовите кота ласково

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали.

 А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? 

- Правильно, ребята.

Зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

Физкультминутка «Веселые животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

-Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

У вас на столах лежат тарелочки с фигурами.

 Какие геометрические фигуры лежат перед вами? 

 Чем они отличаются? Назовите цвета 

У него длинные ушки.

Трусишка, боязливый.

Зайчишка, зайка — побегайка, зайчишка-трусишка

«Заяц-хваста»,  «Колобок»,  «Теремок», 

«Рукавичка»

«Заюшкина избушка»

Лиса

Лисонька, лисичка

Медведь

Мишка, мишенька

Петух

Петушок, петенька

 

Собака

Собачка, собачонка

Кот

Котик, котёнок

Нет, кот из другой сказки

Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом.

Круги

Цветом: белый, серый, оранжевый, красный, коричневый

Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с героями сказки

лубяная – коричневого ледяная – синего

Дети ставят модели избушек

Показывают, как плачет заяц

Лубяная

Дети показывают

Собака, медведь

Дети изображают, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

Выполняют гимнастику для глаз

Дети повторяют  движения за воспитателем

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? Почему? Оранжевый круг для… . Почему? Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» — собаке? Медведю, какого цвета кружок, почему?

А что есть еще у вас на столах — избушки. Они разного цвета, почему? 

А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. 

СКАЗКА

Жили-были заяц и  лиса . У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная.  Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушке, и говорит:

- Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет.

 Навстречу ему медведь:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — …, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? 

Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу петух с косой:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису?

Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.

Подошли они к избёнке:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

- Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

Думаю, глазки устали, пусть они отдохнут.

Упражнение для глаз

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Заключительная часть

Где мы были? Что делали?

 Ребята, скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем?

-Какая лиса в этой сказке?

- А какой зайчик?

-Почему не помогли зайцу волк и медведь?

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису?

-Что же победило в сказке, добро или зло?

- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется?

 Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Ответы детей

Нет

Лиса – хитрая, бессердечная, плутовка

Зайчик – добрый, беззащитный, горемыка.

Волк и медведь струсили и убежали.

Петушок смелый, храбрый, красивый.

Добро

«Заюшкина избушка»

Ответы детей