Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы «Золотая осень»
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа)

Зубарева Марина Сергеевна

Педагогическая идея: «Развитие коммуникативных навыков по средствам опытно – экспериментальной деятельности у старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс профессионального мастерства «Педагог года – 2019»

Номинация: «Воспитатель года -2019»

«Авторская разработка»

Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы

«Золотая осень»

Педагогическая идея: «Развитие коммуникативных навыков посредствам опытно – экспериментальной деятельности у старших дошкольников»

Зубарева Марина Сергеевна

МАДОУ д/с №158 города Тюмени

Задачи: 

-   Познакомить детей с иллюстрацией живописи: И. Левитан «Золотая осень». Учить замечать приметы осени. -Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, явлений с применением различных средств.

-Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

-Воспитывать культуру речевого общения, быть доброжелательными и корректными собеседниками. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Примерный ход совместной деятельности

Ход образовательной деятельности

Результаты деятельности детей

Гости разделены на 3 сектора: синий, красный, желтый.

12детей + 1 Хранитель времени (Взрослый)= 12 детей

(По 4 человека в подгруппе)

На полу в группе приклеены «круги –метки» для разделения на подгруппы

Синего, красного, желтого.

Ход: Дети заходят в группу, приветствуют гостей.

В: Сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 команды, встаньте у того круга цвета который вам нравиться, а для того чтобы вы не путались вы оденете вот эти браслеты (раздать детям резинки по цвету круга).

На экране появляется звонок Скайпа.

В: Интересно кто это нам звонит?! На экране появляется Профессор Чудаков (ПЧ).

ПЧ: Привет ребята! Мне очень интересно, умеете и вы задавать вопросы и находить на их ответы? Задайте как можно больше интересных вопросов, по картине которую я вам отправлю в письме, а доставит письмо вам Хранитель времени. О чем вопросы? Обо всем!

Слушайте подсказки слова: Тень; Цвет; Звук.

В группу заходит Хранитель времени (взрослый) в руках у него большой конверт. Здоровается и отдает конверт воспитателю.

В: Интересно что же еще есть в нашем конверте?! хотите узнать. (Воспитатель продолжает доставать из конверта картину)

Какая замечательная картина. Может кто - то из вас может назвать жанр картины?

Ответы детей: Пейзаж

В: Почему вырешили, что это пейзаж?

Ответы детей

В: Все верно.

Написал ее великий художник Левитан Исаак Ильич и дал ей название «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину? Назовите какие цвета использовал художник в этой картине, какие вам нравятся больше всего?

Ответы детей.

В: Чья команда вспомнит самая первая, о чем нас просил

ПЧ? Какие были слова подсказки?

Посмотрите внимательно на картину, подумайте какой вопрос вы можете задать подсказкой - словом цвет.

В: Где мы сейчас можем понаблюдать за цветом (красками) осени?

Ответы детей: из окна.

Тогда проходим к окну

(Дети смотрят в окно в парк Льва Ровнина).

В: Ребята сейчас вы можете задать вопрос о цвете осени. (Дети размышляют, задают вопросы друг другу).

Придумали?

(Инструкция)

Вопросы вы будете задавать по сигналу Хранителя времени, когда он скажет: «Время пошло», вы начнете задавать вопросы и искать на них ответы.

 Когда «Хранитель времени» вам скажет Стоп! Время закончилось, а это значит на песочных часах закончилось время, мы снова собираемся около картины в своих секторах.

Х.В.: «Время пошло»! (1 МИНУТА)

1. Команда синих задает вопрос команде красных,

2.Командакрасных отвечает на вопросы команды синих.

3.Команда желтых задает вопросы гостям желтого сектора.

Х.В.: Стоп! Время закончилось

Команда красных и зеленых в, вам понравились вопросы которые вам задали команды синих и желтых? Если да тогда покажите Лайк, если нет, то тогда Дизлайк.

Мне понравился ход ваших мыслей и то как вы отвечали на вопросы,

Как вы думайте где еще мы можем найти ответ на наш вопрос?

Почему осенью цвет листьев желтый?

В: Может мы проведем эксперимент?

Дети: Да

В: Тогда проходим в нашу Лабораторию№1

Опыт№1

На столе стоят 2 баночки (с жёлтым –ХОЛОДНАЯ ВОДА и зеленым цветом-ТЕПЛАЯ ВОДА),2 бумажные салфетки, глобус (с подсветкой) и настольная лампа (Она будет служить солнцем).

Ответьте на вопрос, в какое время года у деревьев зеленый цвет листьев, а в какое время года цвет листьев жёлтый, красный, коричневый?

Ответы детей: В СЕНТЯБРЕ ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ, В ОКТЯБРЕ НАЧИНАЮТ ОПАДАТЬ, В НОЯБРЕ ЛИСТЬЕВ НЕТ ПОЯВЛЯЕТС ПЕРВЫЙ СНЕГ.

В: Летом солнце активнее и световой день длинней. (Светится лампа долго или глобус).

В: Лист дерева вырабатывает вещество (пигмент) Хлорофилл благодаря чему он имеет зеленый цвет.

 Возьмем (Берем)салфетку и опустим край салфетки в стаканчик с теплой водой зеленого цвета.

 С чем у вас ассоциируется тепло? (Мы видим, как салфетка начинает окрашиваться в зеленый цвет).

А осенью солнце менее активно и световой день короче (настольная лампа или глобус) светит по времени меньше в связи с этим пигментное вещество Хлорофилл перестает вырабатываться и листья приобретают жёлтый, красный или коричневый окрас.

Возьмем вторую салфетку и опустим ее в стаканчик с холодной водой желтого цвета. С чем у вас ассоциируется холод? (Что мы видим? Как салфетка начинает окрашиваться в желтый цвет, но медленнее).

В: Какой вывод мы можем сделать? объясните почему листья осенью изменяют цвет?

В: Ребята мы не раз наблюдали как изменяется окрас листьев осенью,

В какие осенние месяцы это бывает? Задайте вопросы партнеру по плечу.

Ответы детей.

В: Мне очень нравиться ваши размышления.

В: возвращаемся в свои сектора для того чтобы, еще раз посмотреть на картину и узнать немного об ее истории.

Левитан Исаак Ильич написал картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в Тверской области окрестностях реки Съежа.

В: Сейчас каждая команда расходиться по 3 углам где стоят кубики Лего соответствующие цвету команды, о которым каждая команда составит рассказ. (Картина разрезана на 4 части, каждая часть по 4 углам).

Для составления рассказа Хранитель времени вам даст 2 минуты.

Х.В.: «Время пошло»

Х.В. «Время закончено»

1.Команда красных составьте командный рассказ и расскажите его команде желтых.

2. В: Команда синих составьте командный рассказ и расскажите его взрослым сидящие в синем секторе.

В: Если вам понравились рассказы то ставим Лайк, если нет то тогда Дизлайк.

Возвращаемся в свои сектора.

Хранитель времени: Интересно, а не забыли ли вы, а второй подсказке?

В: Кто может вспомнить какая была вторая подсказка?

Дети: Тень

В: Сейчас мы подойдем к картине, посмотрите внимательно на картину и задайте вопросы с подсказкой словом Тень.

Придумали? Вопрос: Какая тень изображена на картине?

Задание: Каждая команда подайте к гостям которые сидят по цвету своей команды и задаст этот вопрос, гости вам помогут с ответами. Ориентир кубик Лего. Времени вам дается 1минута.

(Инструкция)

Вопросы вы будете задавать по сигналу Хранителя времени, когда он скажет: «Время пошло», вы начнете задавать вопросы и искать на них ответы.

 Когда «Хранитель времени» вам скажет Стоп! Время закончилось, а это значит на песочных часах закончилось время, мы снова собираемся около картины в своих секторах.

Обсуждение: Какие ответы вы получили на ваши вопросы?

В: Вы получили различные ответы, но обратите внимание еще раз на картину, какие тени на картине мы видим (длинные или короткие)?

В: Как вы думайте в какое время суток художник написал эту картину?

Ответы детей

Как мы можем это проверить?

Ответы детей: Опыт

В: Тогда отправляемся лабораторию № 2

Ответы детей

Для опыта: полусфера, деревянные деревья, фонарики на каждого ребенка.

В полусфере стоит дерево.

Дети стоят в парах.

В: Что нам поможет создать тень?

Дети: Фонарик.

В: Тогда партнер по плечу с права берет в руки фонарик, а партнер с лева придерживает полусферу и дерево.

Солнце светит утром низко (подсвечивают фонариком), какая тень у вас получилась?

Дети: длинная

Поднимите ваши фонарики еще выше, какая стала тень?

Дети: короткая

В: Сейчас поднимите фонарик еще выше, что мы сейчас наблюдаем?

Дети: Тени нет

В: Тень в полдень исчезает. Задайте вопрос друг другу, первыми начнут те кто был партнерам с права. В какое время суток была написана картина?

Дети: Днем.

Возвращаемся в свои сектора.

Появляется ПЧ: Ребята! вы настоящие исследователи и на это вопрос вы нашли ответ. Интересно какой вопрос вы зададите последним? Желаю вам удачи

Ответы детей. Звук

Обращаются к картине

В: Какой вопрос мы можем задать со словом звук?

Ответы детей: шуршание листьев

В: На что похоже шуршание листьев?

Ответы детей: Опыт

В: Тогда отправляемся лабораторию № 3

Тарелочки с крупой кукурузы, шуршащая бумага, кусочки ткани на каждого ребенка.

На столах по углам разметка красные и синие квадраты.

Сейчас вы должны разделиться на 2 команды красных и синих, вам подскажут подсказки на столе.

Помашите рукой друг другу те кто находиться в команде красных, подмигните друг ругу те кто находится в команде синих.

Сначала команда красных возьмут тарелочки с крупой кукурузы и пересыпают пальцами с вверху вниз.

Продолжим дальше команда синих возьмёт по кусочку ткани и попробуют перетереть стороны ткани друг об друга. Берут шуршащую бумагу ей перетирают стороны слышат шуршание.

В: Этот звук похож на шуршание листьев?

Ответы детей.

Обе команды: Возьмем в руки цветную бумагу и попробуем ей прошуршать.

Задайте вопрос партнеру по лицу. Какой материал нам помог услышать шуршание?

В: Хотите послушать как шуршат настоящие осенние листья?

Дети: да

В: Подойдите все ко мне. У меня есть волшебная коробочка в ней настоящие осенние листья, слушайте (воспитатель шуршит листьями). Сейчас вам предлагаю пройти по осенней тропинке. (Включается музыка «Осенний лес»)

Рефлексия

  • Ребята нам удалось найти ответы на вопросы? Как мы это сделали?
  • Какие из опытов вам понравилось и запомнилось больше всего?
  • Где вы можете использовать полученные знания.

Учатся делиться на 3 команды по цвету.

Мотивация

Создание положительного настроя.

У детей появляется интерес к заданиям ПЧ и желание вступить в игровое взаимодействие.

Сюрпризный момент.

У детей появляется интерес к письму и желание вступить в коммуникативное взаимодействие.

Дети думают, рассуждают о жанре картины.

Дети знакомятся с иллюстрацией живописи:

И. Левитан «Золотая осень».

Учатся замечать приметы осени.

Развитие мышления.

Работа команд.

Наблюдение

Мыслительная деятельность, развитие коммуникативных навыков.

Учить детей внимательно слушать и выполнять инструкцию.

Командная работа, развитие коммуникативных навыков, умение работать с аудиторией, обогащение словаря.

Учатся устанавливать причинно-следственные связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, явлений с применением опытно –экспериментальной деятельности.

Развитие коммуникативных навыков.

Формируется умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Учатся излагать свои мысли понятно для окружающих.

С помощью мнемотаблиц и разрезных картинок учатся составлять описательный рассказ и работать в команде.

Воспитывается культура речевого общения, умение слушать, договариваться, быть корректными собеседниками.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Командная работа, развитие коммуникативных навыков, умение работать с аудиторией, обогащение словаря.

Привлечение внимания детей.

Мыслительная деятельность, развитие коммуникативных навыков.

Учить детей внимательно слушать и выполнять инструкцию.

Развитие внимания.

Учатся делать предположения.

Учатся устанавливать причинно-следственные связи между временными отрезками, явлений с применением опытно –экспериментальной деятельности.

Учатся работать в паре.

Формируется умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Учатся излагать свои мысли понятно работая в паре.

Мотивационный момент.

Мыслительная деятельность.

Учатся устанавливать причинно-следственные связи между различными звучащими материалами, явлений с применением опытно –экспериментальной деятельности.

Формируется умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Учатся излагать свои мысли понятно работая в паре.

Учатся анализировать полученные знания с практическими навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе: «Золотая осень».

Занятие помогает детим увидеть красоту осени, знакомит с репродукциями Леветана и Остроухова. Дети в своих работах стремятся  пе­редавать колорит золотой осени,  учатся соче­тать теплые цвет...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Золотая осень в лесу»

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Золотая осень в лесу"...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир". Познавательное развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир".  Познавательное  развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»Программное...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Золотая осень»

КОНСПЕКТнепосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Золотая осень»                Цель: ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. «Золотая осень».

-закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Золотая хохлома"

Актуализация знаний учащихся о хохломской росписи; учить рисовать элементы хохломской росписи....